разработка 3-4 урока по теме "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
В Разработки уроков структурированы по схеме: определены цели, указаны формы проверки усвоения изучаемого материала, раскрыто содержание изучаемого материала, приведены упражнения, которые готовят учащихся к восприятию нового материала и его осмыслению.
Упражнения, предназначенные для закрепления материала, предусматривают постепенное нарастание сложности; устные упражнения, тренировочные упражнения, творческие упражнения. данной работе представлены разработки 3 и 4 уроков из 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-4 уроки из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" | 380.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Квадратные уравнения
Методическая разработка цикла уроков в 8 классе
физико – математического профиля
В данной работе представлены разработки 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для общеобразовательных школ и реализованы идеей личностно – ориентированных технологий. Структура и содержание уроков дают возможность учащимся усвоить программный материал в процессе деятельности, дают возможность самостоятельно работать под руководством учителя, осуществлять самопроверку, самоконтроль, саморегуляцию.
Разработки уроков структурированы по схеме: определены цели, указаны формы проверки усвоения изучаемого материала, раскрыто содержание изучаемого материала, приведены упражнения, которые готовят учащихся к восприятию нового материала и его осмыслению.
Упражнения, предназначенные для закрепления материала, предусматривают постепенное нарастание сложности; устные упражнения, тренировочные упражнения, творческие упражнения.
В работе представлены математические диктанты, тесты, самостоятельные работы. Основная их цель – диагностика и самооценка уровня усвоения учебного материала на данном этапе обучения.
Практические работы проводятся в парах, либо в группах разноуровнего склада, которые помогают воспитанию коллективизма, ответственности.
Тематическая контрольная работа содержит 4 уровня сложности (начальный, средний, достаточный, высокий), что позволяет осуществить дифференцированный контроль знаний.
Весь учебный материал делится на блоки (модули). Под каждый модуль составлен соответствующий методический комплекс.
1.Модуль учителя (детальное планирование блока) функционирует при наличии:
-м/м (мини-модулей);
- -навыков и умений, которыми должны обладать учащиеся на данном этапе;
-новых терминов и понятий, с которыми учащиеся познакомились;
-О.К. (обязательного контроля)
2.Модуль учащегося (план работы):
-перечень вопросов, которые встречаются;
-список литературы;
-указания, в каком учебнике или пособии, на какой странице найти ответ на поставленный вопрос;
-перечень упражнений и задач, какие необходимы уметь решить;
-перечень видов и форм контроля, который является обязательным для учащихся во время аттестации.
Ι. Модуль учителя (планирование)
Номер урока | Номер м/м | Тип м/м | Содержание м/м | Навыки и умения | Термины, понятия | О.К. |
1-2 | 1 | Актуальность и мотивация изучения темы. Прикладное значение. Общие рекомендации по теме. | Иметь представление о квадратных и неполных уравнениях, уметь различить их среди остальных; уметь решать неполные квадратные уравнения | Квадратные уравнения, неполные квадратные уравнения, коэффициенты | ||
2 | Решение неполных квадратных уравнений. Алгоритм. | |||||
3 | Практическая работа. | |||||
4 | Решение задач с помощью неполных квадратных уравнений | Уметь составлять уравнения по тексту задачи; знать алгоритм решения неполного квадратного уравнения с модулями | Квадратные уравнения с модулями | |||
5 | Неполные квадратные уравнения с модулями | |||||
6 | Итог урока. Вопросы | |||||
3 - 4 | 7 | Актуализация опорных знаний | Знать формулы корней квадратного уравнения для четного и нечетного коэффициента b; уметь применять формулу корней квадратного уравнения; уметь решать квадратные уравнения | Формулы корней квадратного уравнения, четный и нечетный коэффициенты | ||
8 | Формула корней квадратного уравнения | |||||
9 | Решение квадратных уравнений по формулам | |||||
10 | Самостоятельная работа | С.р. | ||||
11 | Итог урока. Анализ самостоятельной работы | |||||
5-6 | 12 | Актуализация опорных знаний. Математический диктант | Уметь оперировать формулами корней квадратного уравнения; уметь творчески подходить к решению квадратного уравнения | Решение квадратного уравнения; квадратного уравнение с модулями | ||
13 | Квадратные уравнения, содержащие модуль | |||||
14 | Алгоритм решения квадратного уравнения с модулями вида If(x)I = lg(x)I If(x)I = g(x) | Знать алгоритм решения квадратного уравнения с модулями; уметь решать задания творческого характера | ||||
15 | Самостоятельная работа | С.р. | ||||
7 - 8 | 16 | Устный счет. Проверка домашнего задания | Знать прямую и обратную теорему Виета; уметь доказать | Прямая и обратная теоремы Виета | ||
17 | Индивидуальная работа. Теорема Виета | |||||
18 | Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета | Уметь применять прямую и обратную теоремы Виета при решении квадратных уравнений | ||||
19 | Решение квадратных уравнений творческого характера | Уметь решать квадратные уравнения углубленного уровня | ||||
20 | Итог урока. Вопросы | |||||
9 - 10 | 21 | Актуализация опорных знаний | Уметь воспроизводить доказательство прямой и обратной теоремы Виета; уметь составлять уравнение по тексту задачи | |||
22 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |||||
23 | Решение задач | |||||
24 | Самостоятельная работа | С.р. | ||||
11 - 12 | 25 | Актуализация опорных знаний | Уметь решать биквадратные уравнения и уравнения сводящиеся к квадратным | |||
26 | Уравнения, сводящиеся к квадратным. Алгоритм решения | |||||
27 | Решение уравнений | Уметь самостоятельно решать уравнения, сводящиеся к квадратным | ||||
М | 28 | Решение квадратных уравнений, исследование уравнений, сводящихся к квадратным | Уметь решать уравнения творческого характера | |||
29 | Практическая работа | Знать алгоритм решения уравнений, сводящихся к квадратным | П.р. | |||
13 - 14 | 30 | Актуализация опорных знаний. Устный счет | Уметь находить пути решения различных квадратных уравнений | |||
31 | Решение квадратных уравнений | |||||
32 | Решение уравнений творческого характера | Уметь самостоятельно решать задания продвинутого уровня | ||||
33 | Самостоятельная работа в виде тестов | С.р. | ||||
34 | Взаимоконтроль, взаиморецензирование | |||||
15 - 16 | 35 | Обобщение и систематизация знаний | П.р | |||
36 | Контрольная работа | К.р. |
ΙΙ. Модуль учащегося
Номер урока | Тема урока | Вид О.К. Тема, по которой проводится контроль |
1-2 | Квадратное уравнение, его корни. Решение неполных квадратных уравнений. Алгоритм | |
3 -4 | Формула корней квадратного уравнения | С.р (умение оперировать формулами корней квадратного уравнения) |
5-6 | Квадратные уравнения с модулями | С.р. (решение различных уравнений, творческий подход к решению |
7-8 | Теорема Виета. Доказательство прямой и обратной теоремы. Решение упражнений. | |
9-10 | Решение квадратных уравнений. Решение задач. | С.р(теория +практика): теоретический вопрос (док-во прямой т обратной теоремы Виета); решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета; составление уравнений по тексту задачи |
11-12 | Решение уравнений, которые сводятся к квадратным. Алгоритм. | П.р.(решение упражнений по теме) Тетрадь на проверку. |
13-14 | Решение квадратных уравнений | Тест (самостоятельное применение правил решения различных квадратных уравнений) |
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | П.р.(решение упражнений по теме) |
16 | Контрольная работа | К.р |
Изучив модуль, учащийся должен
знать: | уметь: |
определение квадратного уравнения | отличать квадратные уравнения от других уравнений |
определение неполного квадратного уравнения | исследовать неполные квадратные уравнения( на способ решения) |
алгоритм решения неполного квадратного уравнения | применять формулы корней квадратного уравнения для чётного и нечётного коэффициента b |
формулы корней квадратного уравнения | доказывать прямую и обратную теоремы Виета |
прямую и обратную теоремы Виета | применять теорему Виета при решении упражнений |
определение биквадратных уравнений | решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений |
алгоритм решения уравнений, которые сводятся к квадратным. | Решать квадратные уравнения с модулями и уравнений, которые приводятся к квадратным. |
Обязательных оценок – 9 , из них:
С.р. (самостоятельные работы) - 4
П.р. (практические работы) - 1
Т.о (теоретический опрос) - 1
К.р. (контрольные работы) - 1
Тетрадь (домашние работы) - 1
Урок 1-2
Тема урока. Квадратное уравнение и его корни.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний, навыков и умений.
Дидактическая цель. Ввести понятие неполного квадратного уравнения,
ознакомить учащихся с алгоритмом решения неполного квадратного уравнения, выработать и усвоить навыки и умения решения неполного квадратного уравнения.
Развивающая цель: развитие умственных способностей в процессе решения уравнений.
Воспитательная цель: развитие культуры речи, умственных и волевых усилий, внимания, активности, творческой, умений коллективного и учебно-познавательного труда.
Средства обучения: таблицы, рабочие тетради, учебники
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Мотивация практической необходимости алгоритма решения неполных квадратных уравнений.
- Восприятие новой темы.
- Тренировочные упражнения
- Применение умения решать неполные квадратные уравнения.
- Творческие упражнения.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы приступаем к изучению новой главы «Квадратные уравнения». Эта тема очень важна тем, что в результате ее изучения вы овладеете новым математическим аппаратом решения уравнений, позволяющим решать многообразные задачи не только математические. С помощью квадратных уравнений решаются текстовые задачи различных видов, находятся корни квадратного трехчлена, нули квадратичной функции ( 9кл.), находятся критические точки при исследовании функций (11кл.), решаются показательные, тригонометрические, логарифмические уравнения, приводимые к квадратным (10-11кл.). Применяются в курсе физики по теме «Равноускоренное движение. Падение тел». Учащиеся ставят свои цели и задачи урока и сопоставляют их с целями и задачами, которые ставит на урок учитель.
- Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа с классом.
- Разложить на множители: а2 – 3а; а2 - 9; х2 + 6х; х2 + 10х + 25.
- Решить уравнения: у – 7 = 0; х + 0,5 = 0; 8х = 0; 2х – 1/3 = 0; у + = 0
а (а – 1 ) = 0; а2 = 3а = 0; х2 + 16 = 0; х2 – 15 = 0.
- Вычислить: (3 - (3 + ; ( – )
- Какое из уравнений не имеет решение: а) 3х=0; б) х2 =0; в) 2х2 = - 8; г) =0;
д) + 25 = 0.
- Мотивация практической необходимости алгоритма решения неполных квадратных уравнений.
- ах2 = 0 при в =0, с=0
х=0 уравнение имеет только один корень
- ах2 + bx = 0 при с=0
х(ах + b) = 0; х = 0 или х = - b/а уравнение всегда имеет два корня
- ах2 + с = 0 при b =0
х2 = - с/а
если - с/а 0, то уравнение имеет два корня х1 = - ; х2 =
если - с/а. То уравнение не имеет корней.
- Восприятие новой темы.
Решить уравнение: 1) 5х2 = 0; 2) 4х2 + 3х = 0; 3) 11х2 – 99 = 0; 4) 16х2 +25 =0.
(учитель показывает решение на доске)
- Тренировочные упражнения(решение по образцу)
№ 512,513 9 (устно) учебник Ю. Н. Макарычева
№515, 517,518 (а) - с разбором у доски
№515, 517,518 (б) - самостоятельно
- Применение умения решать неполные квадратные уравнения.
№ 524, 527 по учебнику ( работа в парах)
Краткое решение показывается на доске
№524
Решение.
х – первое число, (х + 1) – второе.
х (х +1) = 1,5х2; х = 0 или х = 2.
0 не подходит, тогда числа: 2;3
Ответ: 2; 3.
№ 527
Решение. х ч – время встречи
4ч 16км 4х км – прошли на север
5х км – прошли на запад
5ч
25х2 + 16х2 = 162 х 2,5 ч
- Творческие упражнения.
Решить уравнения с разбором на доске:
а) х2 – 6│х│= 0; б) 2х2 + │х│ - 3х = 0; в) 4х2 + = 0.
Ответы: а) 0; 6; - 6. б) 0;1. в) - 1/2
- Домашнее задание.
- §8 п.21 (выучить определения)
№ 515,517(в, г), №525 - на «4»
на «5» Решить уравнения: 1) 4х2 - 3│х│ + х = 0;
2) 2х2 + = 0.
- Итог урока. Рефлексия.
Учащимся предлагаются вопросы:
- Сформулируйте определение квадратного уравнения.
- Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением?
- Назовите алгоритм решения квадратного уравнения с модулями типа:
х2 - 6│х│= 0; 3х2 - = 0.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Мы достигли цели?
- Какие знания, полученные ранее, нам позволили «открыть» новое знание?
- Проанализируйте результат своей работы.
Урок 3-4
Тема урока. Формула корней квадратного уравнения.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний, навыков и умений.
Дидактическая цель. Добиться глубокого и сознательного усвоения формул корней квадратного уравнения, применяя данные формулы.
Развивающая цель: Развивать познавательную активность учащихся и логическое мышление. Последовательно формировать у учащихся умение выдвигать гипотезы, аргументировано доказывать их.
Воспитательная цель: Воспитывать трудолюбие, развивать самостоятельность.
Средства обучения: рабочие тетради, учебники, интерактивная доска
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Мотивация необходимости введения формул корней квадратного уравнения.
- Восприятие и осознание вывода формул квадратного уравнения.
- Пробные уравнения на применение формул квадратного уравнения.
- Тренировочные упражнения
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
«Уравнение представляет собой наиболее
серьёзную и важную вещь в математике». Лодж О.
- Актуализация опорных знаний.
Один ученик записывает решение задачи №525 - «4»
Второй показывает решение уравнения ) 2х2 + = 0. «5»
В это время устный счёт ( на слайде)
Задание №1
Выпишите под какими номерами
стоят квадратные уравнения?
Задание №2
Дайте характеристику каждого квадратного уравнения.
Задание №3
Сколько корней имеет уравнение 4), 6), 7), 9)?
- Мотивация необходимости введения формул корней квадратного уравнения.
Учащимся предлагается задание:
- Решить уравнение: х2 – 6х +8 =0
Выделяем квадрат двучлена, получаем: (х – 3)2 - 1 = 0.
х– 3 = 1 или х – 3 = - 1
х = 4 х = 2
- 2х2 – 7х – 30 = 0
х2 – 3,5х – 15 = 0
- Удобно ли решать данное уравнение выделением квадрата двучлена?
Нет
- Восприятие и осознание вывода формул квадратного уравнения.
Вывод формулы : для чётного коэффициента b
D= b2 – 4ac; D1= k2 - ac
x= x =
- Пробные уравнения на применение формул квадратного уравнения. (c записью на доске)
2х2 – 7х – 30 = 0; 3у2 – 13у + 14 = 0; 3х2 – 14х + 16 = 0; 7х2 – 20х +14 = 0.
- Тренировочные упражнения
Учащиеся работают самостоятельно под контролем учителя
1 вариант: № 535(а,в), 541(г), 542(а) оценка «4»
2 вариант: № 535(г,е), 541(ж), 542(в)
на «5» 1 вариант : х2 – 3х - 5 = 0
2 вариант: х2 + 2(1 +)х + 8 = 0
Решения:
- D = 9 + 4(5 + ) = 29 + 4 = (1 + 2 )2
x = ; x1 = 2 + ; x2 = 1 - .
- D1 = ( 1 + )2 - 8 = 9 - 4 = ( 1-22$
x= - 1 - (2 – 1); x1 = - 2; x2 = - 4
- Итог урока. Рефлексия.
На слайде вопросы:
- Как найти коэффициенты а,в,с в квадратном уравнении?
- Как можно установить количество корней, не решая уравнения?
- Когда удобно пользоваться 2 формулой?
- Домашнее задание.
п.22(выучить формулы кв. уравнения)
на «3» №536(а,г), на «4» - № 542(б,е)
на «5» - решить уравнения: 1) х2 - 3 х + 4 = 0;
2) (8х – 9 )(3х +2) – (2х – 3)(8х – 2) = 33х + 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Уравнения и неравенства"
Урок можно использовать при закреплении темы: Уравнения и неравенства...
Разработка урока по теме:"Уравнения, их графики и системы", 7 класс.
Урок - игра с военным содержанием "Марш-бросок по точкам солдатского маршрута". К плану урока прилагается презентация "Марш-бросок"....
Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...
разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля
В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла 16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...
разработка 5- 6 урока из цикла уроков по теме"Квадратные уравнения"
урок применения знаний, умений и навыков.Цель урока: формирование у учащихся умений оперировать формулами квадратного уравнения ;углублять знания о решении квадратных уравнений и формирование ум...
разработка 7 - 8 урока из цикла уроков "Квадратные уравнения"
Тема урока. Теорема Виета. Тип урока. Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета.Решение квадратных уравнений углубл...
разработка 9 -10 урока из цикла уроков по теме"Квадратные уравнения"
Решение квадратных уравнений.Урок применения знаний, навыков и умений. Цель: повторение способов решения квадратных уравнений, проверка умений верно и рационально решать квадратные уравнения; формиров...