Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильной школы.
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему
Построение многоуровневой системы задач по теме "Показательные уровнения" ( 11 класс )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 19
им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского
округа Сызрань Самарской области
«Построение многоуровневой системы задач по теме
«Показательные уравнения»
Выполнила: Антипова Марина Сергеевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
Сызрань 2014
Системно-деятельностный подход в обучении, при котором учебная деятельность учащихся проектируется и реализуется через решение целесообразно подобранных задач, будем назвать задачным подходом. Основное достоинство этого подхода состоит в том, что мотивация введения новых понятий, теорем, алгоритмов и их дальнейшие применения строятся на функциональном уровне (новое понятие, теорема, алгоритм – это средство решения проблемы).
Важнейшими дидактическими средствами функционирования задачного подхода являются целенаправленное создание учебной проблемной (задачной) ситуации и ее разрешение путем постановки и последующего решения соответствующей математической задачи.
Таким образом, структурной единицей задачного подхода к обучению математике выступает ситуация, возникающая при решении учебно-математической задачи. При этом любая задача является предметной (математической) задачей, и в то же время с помощью нее в обучении достигаются определенные метапредметные (дидактические) цели. Поэтому задача является как единицей членения содержания обучения, так и единицей проектирования и реализации процессуальной стороны обучения (формирования УУД). Из этого, в частности, вытекает, что частью содержания обучения должно стать специальное обучение общим приемам действий в различных учебных ситуациях. В этом реализуется один из аспектов принципа единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В настоящее время, школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Школа должна ребёнка «научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет многоуровневое обучение
Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приёмов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагированию учителя на развитие познавательных возможностей учащихся. В результате такого обучения ученик научится, получит возможность научиться.
Для этого создается многоуровневая система учебных задач, в которой выделяются уровни и подуровни:
I уровень – ОУ – общеобразовательный (базовый) уровень.
II уровень – УУ – углубленный (профильный уровень)
III уровень – КУ – конкурсный уровень.
В каждом уровне существуют уровни внутренней дифференциации (подуровни)
ЗЗ – знакомая задача
МЗ – модифицированная задача ( видоизменённая по технической сложности, по алгоритму, по необычности представления условия задачи)
НЗ – незнакомая задача, которая приводится к МЗ или ЗЗ
Многоуровневая система задач по теме «Показательная функция»
БЗ 1. Задача на вычисление значений показательной функции.
БУ.ЗЗ. Найдите значение показательной функции у = 2х при указанных значениях переменной х: а) х = 3; б) х = -2; в) х = 5; г) х = -4
Ответы. а) 8; б) ¼; в) 32; г) 1\16.
МЗ. Найдите значение аргумента х, при котором функция у = (1/5)х принимает заданное значение: а) 1/25; б) 125; в) ; г) 625√5
Ответы. а) х = 2; б) х =-3; в) х = 2,5; г) х = -4,5
НЗ. Сравните значения показательной функции у=)х при х = 16,2 и х = -3.
Ответ. )16,2
)-3.
УУ.ЗЗ. Сравните значения показательной функции у = (0,65) х при х = -√2 и х = 1\2.
Ответ. (0,65) -√2 (0,65)1/2.
МЗ. Найдите значение показательной функции у = 3sin²х - cos²х при х =/3.
Ответ. У= √3.
НЗ. Найдите наименьшее значение показательной функции у = 2√8 + 2х – х²на
отрезке [0; 2]. Ответ. 8.
БЗ 2. Задача на построение графика показательной функции.
БУЗЗ. Построить график функции Y= (1/2)х
МЗ. Построить график функции У = 4х + 3.
НЗ. Построить график функцииУ = 3*3х + 2.
УУ ЗЗ. Построить график функции У = (√8 - √2)х
МЗ. Построить график функции У = ( )|х| - 4
НЗ. Построить график функции У = |2х + 1| + |1 – 2х|.
БЗ 3. Задача: Решить показательное уравнение вида af(x) =ag(x).
БУ ЗЗ. Решить показательное уравнение 23х = 128 Ответ. 7/3.
МЗ.Решить показательное уравнение (1/7)5 х = 1/343 Ответ. 0,6.
НЗ. Решить показательное уравнение (√3)-2х+9= 1/√3 Ответ. 5
УУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение х+1 = (
х-2)х + 1 Ответ. -1; 8/3.
МЗ. Решить показательное уравнение 2√13-х²=√2 *√32. Ответ. 2; -2.
НЗ. Решить показательное уравнение 4(√5 – 2)х-12= (2/√5+2)Ответ. 14.
БЗ 4. Задача: решить показательное уравнение методом разложения на множители.
БУЗЗ. Решить показательное уравнение
51 + 2х – 3 * 5 2х – 1 = 550 Ответ. 3/2.
МЗ. Решить показательное уравнение
х*2x = 2*2x + 8x-16. Ответ. 2 ; 3.
НЗ. Решить показательное уравнение
2*3х+1 – 6*3х-1 -3х = 9 Ответ. 1.
УУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение
3х-1 + 3х + 3 х +1 = 13 * 3 х²-7 Ответ. 3; -2.
МЗ. Решить показательное уравнение
22-х - (1/2)х+1 – 1/2х+2 + √(1/4х-1) = 84 Ответ. -4
НЗ. Решить показательное уравнение
4x-13·3x-1/2=3x+[ 1/2]-7·22x-1. Ответ 5/2
Б3 5. Задача: решить показательное уравнение методом введения новой переменной.
БУ ЗЗ. Решить показательное уравнение
52х - 2 * 5 х - 15 = 0 Ответ 1
МЗ. Решить показательное уравнение
101 + х² - 10 1 - х² = 99Ответ. 1
НЗ. Решить показательное уравнение
22х + 2√х² - 2 -5*2х + √х²-2 - 1=6 Ответ. 1,5
УУ ЗЗ Решить показательное уравнение
12 х – 6х + 1 + 8 * 3 х = 0 Ответ. 1,2.
МЗ. Решить показательное уравнение
2х + (0,5)2х – 3 – 6 (0,5)х = 1 Ответ. 1; log2 (-1 + √17)/2.
НЗ. Решить показательное уравнение
49[ 3/(x)]-42[ 3/(x)]=3·36[ 3/(x)]. Ответ. 3log(√ (13) +1)2]
БЗ 6. Задача: решить показательное уравнение функционально-графическим методом.
БУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение3х = 4 – х
Ответ. 1
МЗ. Решить показательное уравнение1 + 3х\2 = 2х
Ответ. 2.
НЗ. Решить показательное уравнениех2 -2*x-3=0
Ответ. -1; 3.
УУ ЗЗ. Решите показательное уравнение 2|х| = -
Ответ. -1.
МЗ. Сколько корней имеет заданное уравнение на заданном промежутке
()х = cos х, (-
Ответ. 1
НЗ. Решить показательное уравнение
Log1\2 х = (х + )2 Ответ. 1\2
БЗ 7. Задача: решить однородное показательное уравнение.
БУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение
3х = 2х Ответ. 0
МЗ. Решить показательное уравнение
3 * 22х + 6х - 2 * 32х = 0 Ответ: 1
НЗ. Решить показательное уравнение
6 * 91/х + 6 * 41/х - 13 * 61/х = 0 Ответ: -1 и 1 (если взять корни, то решений нет)
УУ ЗЗ. Решить показательное уравнение
5 * 9х + 7 * 15х - 6 * 25х = 0
МЗ. Решить показательное уравнение
52х+1 - 13*15х + 54*9х-1 = 0 Ответ: -1, log5/3 2.
БЗ 7. Задача: решить систему показательных уравнений.
БУ. ЗЗ. Решить систему уравнений
Ответ: (1;3)
МЗ. Решить систему уравнений
Ответ: (-1;3)
НЗ. Решить систему уравнений
УУ. ЗЗ. Решить систему уравнений
Ответ: (5/8;11/8)
МЗ. Решить систему неравенств
БЗ 8. Задача: решить показательное уравнение с параметрами.
БУ .ЗЗ. При каких значениях параметра а уравнение 48 * 4х + 27 = а + а * 4 х + 2 не имеет корней? Ответ.а (-
[27; +
МЗ. При каких значениях параметра а уравнение 9х + 3х + а2 – 14а = 0 имеет единственный корень? Ответ.а = -1/2; а = 9/2; а € (0; 4)
НЗ. При каких значенияха уравнение 4х - (а + 3) 2х + 4а – 4 = 0 имеет один корень? Ответ. а
УУ.ЗЗ.Найти все значения параметра а, при которых неравенство
25а + х + 25 а – х + 2(а + 1) *52а +х + 2(а + 1) * 52а – х ≤ (3 – а2) * 52а не имеет решений. Ответ. а (-
; - 3)
(-1;
)
МЗ. При каких значениях параметраа уравнение |3х - а| + |3х + а| =2 имеет бесконечное множество корней? Ответ. а = 1; а = -1.
НЗ. Решить уравнение х – 6 * 2х + 1 ) = 2х– а
Ответ. Если -1log2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-384659-1390319882.jpg)
Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения
1. Различные технологии, применяемые на уроках (теория) 2. Основные этапы, применяемых технологий при работе на уроке над задачей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-355886-1385556672.jpg)
Отечественная история как система учебных задач
Урок разработан для учащихся 11 (12) классов, как обобщающий. Учащиеся получают опережающее задание Урок проводится в форме семинара. Учащиеся должны определить этапы развития страны, привязать их к д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-277935-1375558162.jpg)
Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках математики в 5 классе
обобщение педагогического опыта...
Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения
Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приемов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагировани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-677143-1443622766.jpg)
Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы. Метод проектной деятельности «Бизнес-план»
Метод проектной деятельности является одной из форм эффективного формирования у обучающихся универсальных учебных действий....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1212484-1584375769.jpg)
Система учебных задач по истории России
система учебных задач по истории России (20-21 вв.) по А.Ю. Морозову...