Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильной школы.
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему
Построение многоуровневой системы задач по теме "Показательные уровнения" ( 11 класс )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 19
им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского
округа Сызрань Самарской области
«Построение многоуровневой системы задач по теме
«Показательные уравнения»
Выполнила: Антипова Марина Сергеевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
Сызрань 2014
Системно-деятельностный подход в обучении, при котором учебная деятельность учащихся проектируется и реализуется через решение целесообразно подобранных задач, будем назвать задачным подходом. Основное достоинство этого подхода состоит в том, что мотивация введения новых понятий, теорем, алгоритмов и их дальнейшие применения строятся на функциональном уровне (новое понятие, теорема, алгоритм – это средство решения проблемы).
Важнейшими дидактическими средствами функционирования задачного подхода являются целенаправленное создание учебной проблемной (задачной) ситуации и ее разрешение путем постановки и последующего решения соответствующей математической задачи.
Таким образом, структурной единицей задачного подхода к обучению математике выступает ситуация, возникающая при решении учебно-математической задачи. При этом любая задача является предметной (математической) задачей, и в то же время с помощью нее в обучении достигаются определенные метапредметные (дидактические) цели. Поэтому задача является как единицей членения содержания обучения, так и единицей проектирования и реализации процессуальной стороны обучения (формирования УУД). Из этого, в частности, вытекает, что частью содержания обучения должно стать специальное обучение общим приемам действий в различных учебных ситуациях. В этом реализуется один из аспектов принципа единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В настоящее время, школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Школа должна ребёнка «научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет многоуровневое обучение
Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приёмов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагированию учителя на развитие познавательных возможностей учащихся. В результате такого обучения ученик научится, получит возможность научиться.
Для этого создается многоуровневая система учебных задач, в которой выделяются уровни и подуровни:
I уровень – ОУ – общеобразовательный (базовый) уровень.
II уровень – УУ – углубленный (профильный уровень)
III уровень – КУ – конкурсный уровень.
В каждом уровне существуют уровни внутренней дифференциации (подуровни)
ЗЗ – знакомая задача
МЗ – модифицированная задача ( видоизменённая по технической сложности, по алгоритму, по необычности представления условия задачи)
НЗ – незнакомая задача, которая приводится к МЗ или ЗЗ
Многоуровневая система задач по теме «Показательная функция»
БЗ 1. Задача на вычисление значений показательной функции.
БУ.ЗЗ. Найдите значение показательной функции у = 2х при указанных значениях переменной х: а) х = 3; б) х = -2; в) х = 5; г) х = -4
Ответы. а) 8; б) ¼; в) 32; г) 1\16.
МЗ. Найдите значение аргумента х, при котором функция у = (1/5)х принимает заданное значение: а) 1/25; б) 125; в) ; г) 625√5
Ответы. а) х = 2; б) х =-3; в) х = 2,5; г) х = -4,5
НЗ. Сравните значения показательной функции у=)х при х = 16,2 и х = -3.
Ответ. )16,2 )-3.
УУ.ЗЗ. Сравните значения показательной функции у = (0,65) х при х = -√2 и х = 1\2.
Ответ. (0,65) -√2 (0,65)1/2.
МЗ. Найдите значение показательной функции у = 3sin²х - cos²х при х =/3.
Ответ. У= √3.
НЗ. Найдите наименьшее значение показательной функции у = 2√8 + 2х – х²на
отрезке [0; 2]. Ответ. 8.
БЗ 2. Задача на построение графика показательной функции.
БУЗЗ. Построить график функции Y= (1/2)х
МЗ. Построить график функции У = 4х + 3.
НЗ. Построить график функцииУ = 3*3х + 2.
УУ ЗЗ. Построить график функции У = (√8 - √2)х
МЗ. Построить график функции У = ( )|х| - 4
НЗ. Построить график функции У = |2х + 1| + |1 – 2х|.
БЗ 3. Задача: Решить показательное уравнение вида af(x) =ag(x).
БУ ЗЗ. Решить показательное уравнение 23х = 128 Ответ. 7/3.
МЗ.Решить показательное уравнение (1/7)5 х = 1/343 Ответ. 0,6.
НЗ. Решить показательное уравнение (√3)-2х+9= 1/√3 Ответ. 5
УУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение х+1 = (х-2)х + 1 Ответ. -1; 8/3.
МЗ. Решить показательное уравнение 2√13-х²=√2 *√32. Ответ. 2; -2.
НЗ. Решить показательное уравнение 4(√5 – 2)х-12= (2/√5+2)Ответ. 14.
БЗ 4. Задача: решить показательное уравнение методом разложения на множители.
БУЗЗ. Решить показательное уравнение
51 + 2х – 3 * 5 2х – 1 = 550 Ответ. 3/2.
МЗ. Решить показательное уравнение
х*2x = 2*2x + 8x-16. Ответ. 2 ; 3.
НЗ. Решить показательное уравнение
2*3х+1 – 6*3х-1 -3х = 9 Ответ. 1.
УУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение
3х-1 + 3х + 3 х +1 = 13 * 3 х²-7 Ответ. 3; -2.
МЗ. Решить показательное уравнение
22-х - (1/2)х+1 – 1/2х+2 + √(1/4х-1) = 84 Ответ. -4
НЗ. Решить показательное уравнение
4x-13·3x-1/2=3x+[ 1/2]-7·22x-1. Ответ 5/2
Б3 5. Задача: решить показательное уравнение методом введения новой переменной.
БУ ЗЗ. Решить показательное уравнение
52х - 2 * 5 х - 15 = 0 Ответ 1
МЗ. Решить показательное уравнение
101 + х² - 10 1 - х² = 99Ответ. 1
НЗ. Решить показательное уравнение
22х + 2√х² - 2 -5*2х + √х²-2 - 1=6 Ответ. 1,5
УУ ЗЗ Решить показательное уравнение
12 х – 6х + 1 + 8 * 3 х = 0 Ответ. 1,2.
МЗ. Решить показательное уравнение
2х + (0,5)2х – 3 – 6 (0,5)х = 1 Ответ. 1; log2 (-1 + √17)/2.
НЗ. Решить показательное уравнение
49[ 3/(x)]-42[ 3/(x)]=3·36[ 3/(x)]. Ответ. 3log(√ (13) +1)2]
БЗ 6. Задача: решить показательное уравнение функционально-графическим методом.
БУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение3х = 4 – х
Ответ. 1
МЗ. Решить показательное уравнение1 + 3х\2 = 2х
Ответ. 2.
НЗ. Решить показательное уравнениех2 -2*x-3=0
Ответ. -1; 3.
УУ ЗЗ. Решите показательное уравнение 2|х| = -
Ответ. -1.
МЗ. Сколько корней имеет заданное уравнение на заданном промежутке
()х = cos х, (-Ответ. 1
НЗ. Решить показательное уравнение
Log1\2 х = (х + )2 Ответ. 1\2
БЗ 7. Задача: решить однородное показательное уравнение.
БУ. ЗЗ. Решить показательное уравнение
3х = 2х Ответ. 0
МЗ. Решить показательное уравнение
3 * 22х + 6х - 2 * 32х = 0 Ответ: 1
НЗ. Решить показательное уравнение
6 * 91/х + 6 * 41/х - 13 * 61/х = 0 Ответ: -1 и 1 (если взять корни, то решений нет)
УУ ЗЗ. Решить показательное уравнение
5 * 9х + 7 * 15х - 6 * 25х = 0
МЗ. Решить показательное уравнение
52х+1 - 13*15х + 54*9х-1 = 0 Ответ: -1, log5/3 2.
БЗ 7. Задача: решить систему показательных уравнений.
БУ. ЗЗ. Решить систему уравнений
Ответ: (1;3)
МЗ. Решить систему уравнений
Ответ: (-1;3)
НЗ. Решить систему уравнений
УУ. ЗЗ. Решить систему уравнений
Ответ: (5/8;11/8)
МЗ. Решить систему неравенств
БЗ 8. Задача: решить показательное уравнение с параметрами.
БУ .ЗЗ. При каких значениях параметра а уравнение 48 * 4х + 27 = а + а * 4 х + 2 не имеет корней? Ответ.а (- [27; +
МЗ. При каких значениях параметра а уравнение 9х + 3х + а2 – 14а = 0 имеет единственный корень? Ответ.а = -1/2; а = 9/2; а € (0; 4)
НЗ. При каких значенияха уравнение 4х - (а + 3) 2х + 4а – 4 = 0 имеет один корень? Ответ. а
УУ.ЗЗ.Найти все значения параметра а, при которых неравенство
25а + х + 25 а – х + 2(а + 1) *52а +х + 2(а + 1) * 52а – х ≤ (3 – а2) * 52а не имеет решений. Ответ. а (- ; - 3) (-1; )
МЗ. При каких значениях параметраа уравнение |3х - а| + |3х + а| =2 имеет бесконечное множество корней? Ответ. а = 1; а = -1.
НЗ. Решить уравнение х – 6 * 2х + 1 ) = 2х– а
Ответ. Если -1log2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...
Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения
1. Различные технологии, применяемые на уроках (теория) 2. Основные этапы, применяемых технологий при работе на уроке над задачей....
Отечественная история как система учебных задач
Урок разработан для учащихся 11 (12) классов, как обобщающий. Учащиеся получают опережающее задание Урок проводится в форме семинара. Учащиеся должны определить этапы развития страны, привязать их к д...
Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках математики в 5 классе
обобщение педагогического опыта...
Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения
Многоуровневое обучение – это совокупность нетрадиционных приемов, способов, технологических процедур обучения, используемых в условиях, внутриклассной и глубокой дифференциации по гибкому реагировани...
Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы. Метод проектной деятельности «Бизнес-план»
Метод проектной деятельности является одной из форм эффективного формирования у обучающихся универсальных учебных действий....
Система учебных задач по истории России
система учебных задач по истории России (20-21 вв.) по А.Ю. Морозову...