Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы. Метод проектной деятельности «Бизнес-план»
статья по экономике на тему
Метод проектной деятельности является одной из форм эффективного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Малых В.А.,
методист,
учитель экономики
ГБОУ гимназия № 513
Невского района СПб
Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы.
Метод проектной деятельности «Бизнес-план»
В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку приходитьсяучиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия2 означает умение учиться, т.е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.
Иными словами, универсальные учебные действия (далее-УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соотвтствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систаму ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к окружающему миру.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1.формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
2.формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
3.УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, соотвтствующих возрасту обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило однвременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Бизнес и экономика. Главная цель этого курса - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности, развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.
Бизнес - план – это метод проектной деятельности учащихся. Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.
Многолетний опыт работы учителя по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:
1.Поиск, сбор и систематизация информации.
2.Обработка информации.
3.Представление информации.
Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.
Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.
Этапы разработки бизнес – плана:
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Черновик бизнес-плана | Уточнение и доработка | Представление |
Особое значение для формирования УУД в средней школе имеет индивидуальный проект, который представляет собой самостоятельную работу в течение всего учебного года. В ходе такой работы ученик – автор проекта – самостоятельно и с помощью учителя получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Бизнес - план состоит из отдельных частей-мини-проектов, которые содержат расчеты, результаты исследования, таблицы, схемы, рисунки и т.д. Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
При описании проекта учащиеся должны отразить: цели и задчи, этапы планирования, собы работыриентировоный алгоритм проектироания,методы и способы работы при выполнении мини-проектов. Руководство индивидуальными проектами (бизнес-план) организуется за счет часов, выделенных в учебном плане на предпрофильную подготовку. Задача учителя – помочь обучающемуся выполнить требования, предъявляемые кработе и направленана формирование метапредметных умений обучающихся. Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.
Задача учителей, сопровождающих создание мини – проектов оценить проект согласно ранее разработанным критериям, сформулировать вопросы на уточнение, отметить содержательные ошибки, оценить достоинства и недостатки проекта.
В основной школе в основе развития УУД лежит системно - деятельнос ный подход. В соответствии с ним именно активность обучающего признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Педагогический коллектив в ГБОУ школа № 612 достаточно давно работает над переходом от обучения как презезентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями (по всем учебным предметам),непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в школе происходит также в рамках надпредметных программ элективных курсо в, за счет часов, выделенных в учебном плане на предпрофильную подготовку, при выполнении индивидуального проекта «Бизнес – план». Создание бизнес-плана –это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Выбранный метод проектной деятельности « Бизнес – план его создание и защита, является инструментом формирования УУД, а именно:
личностные | Самоопределение,смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания |
Регулятивные | Целеобразование, планирование,контроль,коррекция, оценка, прогнозирование |
Познавательные | Общеучебные,логические, знаковосимволические, постановка и решение проблемы |
коммуникативные | Социальная компетентность и учет позиции других людей |
Обучающиеся по индивидуальному запросу и личной мотивации имеют возможность продолжить исследовательскую деятельность по следующим направлениям:
-анализ отрасли и планирование;
-возможность внедрения проектов на российском и международном рынках;
-экологичное, безотходное производство и т.д.
Кроме того, у обучающихся формируются ценностные ориентации, благодаря которым они осознают, что экономика должна служить обеспечению потребностей человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Презентация к педсовету «Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
Материалы педагогического совета по внедрению ФГОС ООО...
Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения
Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...
Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...
Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...
Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности
Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требова...