Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы. Метод проектной деятельности «Бизнес-план»
статья по экономике на тему

Малых Валентина Александровна

Метод проектной деятельности является одной из форм эффективного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Малых В.А.,                                                                        

                                                                             методист,

                                                                                                                        учитель экономики

                                                                                                 ГБОУ гимназия № 513

                                                                                                Невского района СПб

Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы.

 Метод проектной деятельности «Бизнес-план»

          В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку приходитьсяучиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия2 означает умение учиться, т.е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

         Иными словами, универсальные учебные действия (далее-УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В соотвтствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систаму ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к окружающему миру.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1.формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

2.формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

3.УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, соотвтствующих возрасту обучающихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило однвременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

                   В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Бизнес и экономика.                    Главная цель этого курса  - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности,  развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.

                   Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.

                    Бизнес -  план – это метод проектной деятельности учащихся.  Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся  морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.

               Многолетний опыт работы  учителя по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную общую логику проекта:

1.Концепция бизнеса (резюме);

2.Описание целей фирмы;

3.Социологичкское исследование;

4.План маркетинга;

5.Реклама;

6.Предпринимательские риски;

7.Страхование;

8.Финансовый план фирмы;

9. Представление бизнес – плана.

Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:

1.Поиск, сбор и систематизация информации.

2.Обработка информации.

3.Представление информации.

Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);

Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.

 Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.

Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.

Этапы разработки бизнес – плана:

1 этап

2 этап

3 этап

Черновик бизнес-плана

Уточнение и доработка

Представление

          Особое значение для формирования УУД в средней школе имеет индивидуальный проект, который представляет собой самостоятельную работу в течение всего учебного года. В ходе такой работы ученик – автор проекта – самостоятельно и с помощью учителя получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

                      Бизнес - план состоит из отдельных частей-мини-проектов, которые содержат расчеты, результаты исследования, таблицы, схемы, рисунки и т.д.          Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:

1.Концепция бизнеса (резюме);

2.Описание целей фирмы;

3.Социологичкское исследование;

4.План маркетинга;

5.Реклама;

6.Предпринимательские риски;

7.Страхование;

8.Финансовый план фирмы;

9. Представление бизнес – плана.

При описании проекта учащиеся должны отразить: цели и задчи, этапы планирования, собы работыриентировоный алгоритм проектироания,методы и способы работы при выполнении мини-проектов. Руководство индивидуальными проектами (бизнес-план) организуется за счет часов, выделенных в учебном плане на предпрофильную подготовку. Задача учителя – помочь обучающемуся выполнить требования, предъявляемые кработе и направленана формирование метапредметных умений обучающихся. Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.

    Задача учителей, сопровождающих создание мини – проектов оценить проект согласно ранее разработанным критериям, сформулировать вопросы на уточнение, отметить содержательные ошибки, оценить достоинства и недостатки проекта.

             В основной школе в основе развития УУД лежит системно - деятельнос ный подход. В соответствии с ним именно активность обучающего признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Педагогический коллектив в ГБОУ школа № 612  достаточно давно  работает над переходом от обучения как презезентации системы знаний к активной работе обучающихся над  заданиями (по всем учебным предметам),непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в школе происходит также в рамках надпредметных программ элективных курсо в, за счет часов, выделенных в учебном плане на предпрофильную подготовку, при выполнении индивидуального проекта «Бизнес – план». Создание бизнес-плана –это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Выбранный метод проектной деятельности « Бизнес – план  его создание и защита, является инструментом  формирования УУД, а именно:

личностные

Самоопределение,смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания

Регулятивные

Целеобразование, планирование,контроль,коррекция, оценка, прогнозирование

Познавательные

Общеучебные,логические, знаковосимволические, постановка и решение проблемы

коммуникативные

Социальная компетентность и учет позиции других людей

              Обучающиеся по индивидуальному запросу и личной мотивации имеют возможность продолжить исследовательскую деятельность по следующим направлениям:

-анализ отрасли и планирование;

-возможность внедрения проектов на российском и международном рынках;

-экологичное, безотходное производство и т.д.

             Кроме того, у обучающихся формируются ценностные ориентации, благодаря которым они осознают, что экономика  должна служить обеспечению потребностей человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...

Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности

Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требова...