Рабочая программа по математике, 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_kl_2014-2015.docx | 383.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей физико-математического цикла В. В. Левченко Протокол № _ от «___» ___08__2014 г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Новомеловатская СОШ И.И. Малёваный ________ «__»__08_ 2014 г | «Утверждаю» Директор МКОУ Новомеловатская СОШ А.Н. Протасов ________ Приказ № _ от «___»__08___ 2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике 8 КЛАСС
учитель первой квалификационной категории
Медведева Татьяна Петровна
175 часов за год
5 часов в неделю
2014-2015 уч. год
Х. Хвощеватое
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05. 03. 2004г. № 1089»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Геометрия 7-9. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2013 и учебнику «Геометрия» 7—9 кл. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2012.
Программа рассчитана на 175часов.
- Учебного плана МКОУ Новомеловатская СОШ на 2014-2015 уч. год.;
- Устава МКОУ Новомеловатская СОШ.
Цель и задачи:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В ходе преподавания математики в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса математики 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебное и учебно-методическое обеспечение
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 36-40)
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 г год.
- Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С.Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008.
- Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2009.
- Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2010.
- Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2009г.
- Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Прсвещение, 2010. – 384 с.
- Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2009. – 110 с.
- Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2010. – 129 с.
- Атанасян Л.С. Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010. – 65 с.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. – М.: ВАКО, 2010. – 367 с.
- Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
Учебно-методический комплект ученика:
- Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2009 – 2010 год.
- Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2007г.
- Геометрия: учеб. для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел алгебра
Глава 1. Рациональные дроби (30 часов)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.
Глава 2. Квадратные корни (26 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Глава 3. Квадратные уравнения (30 час)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Глава 4. Неравенства (24 часа)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (15 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6. Повторение (15 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Раздел геометрия
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе: | |
Уроков | К / Р | |||
1 | Рациональные дроби | 23 | 21 | 2 |
2 | Четырехугольники | 14 | 13 | 1 |
3 | Квадратные корни | 20 | 18 | 2 |
4 | Площадь | 14 | 13 | 1 |
5 | Квадратные уравнения | 23 | 21 | 2 |
6 | Подобные треугольники | 18 | 16 | 2 |
7 | Неравенства | 20 | 18 | 2 |
8 | Окружность | 16 | 15 | 1 |
9 | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 12 | 11 | 1 |
10 | Итоговое повторение | 15 | 14 | 1 |
ИТОГО: | 175 | 160 | 15 |
№ | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Рациональные дроби (23 часов) | |||
Рациональные выражения | 1.09 | ||
Рациональные выражения | 2.09 | ||
Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 4.09 | ||
Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 5.09 | ||
Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 6.09 | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 8.09 | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 9.09 | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 11.09 | ||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 12.09 | ||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 13.09 | ||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 15.09 | ||
Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание дробей» | 16.09 | ||
Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 18.09 | ||
Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 19.09 | ||
Деление дробей | 20.09 | ||
Деление дробей | 22.09 | ||
Преобразование рациональных выражений | 23.09 | ||
Преобразование рациональных выражений | 25.09 | ||
Преобразование рациональных выражений | 26.09 | ||
Функция у= к/х и её график | 27.09 | ||
Функция у= к/х и её график | 29.09 | ||
Обобщающий урок по теме «Умножение и деление рациональных дробей» | 30.09 | ||
Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление рациональных дробей» | 2.10 | ||
Четырехугольники (14 часов) | |||
Многоугольник. Выпуклый многоугольник | 3.10 | ||
Четырехугольник | 4.10 | ||
Параллелограмм | 6.10 | ||
Свойства и признаки параллелограмма | 7.10 | ||
Решение задач на свойства и признаки параллелограмма | 9.10 | ||
Трапеция | 10.10 | ||
Теорема Фалеса | 11.10 | ||
Задачи на построение циркулем и линейкой. | 13.10 | ||
Прямоугольник | 14.10 | ||
Ромб и квадрат | 16.10 | ||
Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат» | 17.10 | ||
Осевая и центральная симметрии | 18.10 | ||
Решение задач по теме «Четырехугольники» | 20.10 | ||
Контрольная работа №3 по теме «Четырехугольники» | 21.10 | ||
Квадратные корни (20 часов) | |||
Рациональные числа | 23.10 | ||
Иррациональные числа | 24.10 | ||
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 25.10 | ||
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 27.10 | ||
Уравнение x2=а | 28.10 | ||
Нахождение приближенных значений квадратного корня | 30.10 | ||
Функция и ее график | 31.10 | ||
Функция и ее график | 1.11 | ||
Квадратный корень из произведения и дроби | 10.11 | ||
Квадратный корень из степени | 11.11 | ||
Квадратный корень из произведения, дроби и степени | 13.11 | ||
Контрольная работа №4 «Свойства арифметического квадратного корня» | 14.11 | ||
Анализ контрольной работы. Вынесение множителя из-под знака корня. | 15.11 | ||
Внесение множителя под знак корня | 17.11 | ||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 18.11 | ||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 20.11 | ||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 21.11 | ||
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 22.11 | ||
Обобщающий урок по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | 24.11 | ||
Контрольная работа №5 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | 25.11 | ||
Площадь (14 часов) | |||
Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата | 27.11 | ||
Площадь прямоугольника | 28.11 | ||
Площадь параллелограмма | 29.11 | ||
Площадь треугольника | 1.12 | ||
Площадь трапеции | 2.12 | ||
Площадь трапеции | 4.12 | ||
Решение задач по теме «Площадь» | 5.12 | ||
Решение задач по теме «Площадь» | 6.12 | ||
Теорема Пифагора | 8.12 | ||
Теорема, обратная теореме Пифагора | 9.12 | ||
Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы | 11.12 | ||
Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 12.12 | ||
Обобщение темы «Площадь» | 13.12 | ||
Контрольная работа№6 по теме «Площадь» | 15.12 | ||
Квадратные уравнения (23 час) | |||
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | 16.12 | ||
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | 18.12 | ||
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | 19.12 | ||
Решение квадратных уравнений по формуле | 20.12 | ||
Решение квадратных уравнений по формуле | 22.12 | ||
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 23.12 | ||
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 25.12 | ||
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 26.12 | ||
Теорема Виета | 27.12 | ||
Теорема Виета | 12.01 | ||
Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения». | 13.01 | ||
Контрольная работа №7 по теме «Квадратные уравнения». | 15.01 | ||
Решение дробных рациональных уравнений | 16.01 | ||
Решение дробных рациональных уравнений | 17.01 | ||
Решение дробных рациональных уравнений | 19.01 | ||
Решение дробных рациональных уравнений | 20.01 | ||
Решение задач с помощью рациональных уравнений | 22.01 | ||
Решение задач с помощью рациональных уравнений | 23.01 | ||
Решение задач с помощью рациональных уравнений | 24.01 | ||
Решение задач с помощью рациональных уравнений | 26.01 | ||
Графический способ решения уравнений | 27.01 | ||
Обобщающий урок по теме «Дробные рациональные уравнения» | 29.01 | ||
Контрольная работа №8 по теме «Дробные рациональные уравнения» | 30.01 | ||
Подобные треугольники (18 часов) | |||
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников | 31.01 | ||
Отношение площадей подобных треугольников | 2.02 | ||
Первый признак подобия треугольников | 3.02 | ||
Второй признак подобия треугольников | 5.02 | ||
Третий признак подобия треугольников | 6.02 | ||
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 7.02 | ||
Контрольная работа №9 «Признаки подобия треугольников» | 9.02 | ||
Средняя линия треугольника | 10.02 | ||
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 12.02 | ||
Измерительные работы на местности | 13.02 | ||
Свойство медиан треугольника | 14.02 | ||
Задачи на построение | 16.02 | ||
Задачи на построение методом подобия треугольников | 17.02 | ||
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 19.02 | ||
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60° | 20.02 | ||
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 21.02 | ||
Решение задач по теме «Применение подобия к решению задач» | 23.02 | ||
Контрольная работа №10 по теме «Применение подобия к решению задач» | 24.02 | ||
Неравенства (20 часа) | |||
Числовые неравенства. | 26.02 | ||
Свойства числовых неравенств | 27.02 | ||
Сложение и умножение числовых неравенств | 28.02 | ||
Сложение и умножение числовых неравенств | 2.03 | ||
Погрешность и точность приближения | 3.03 | ||
Обобщающий урок по теме «Свойства числовых неравенств» | 5.03 | ||
Контрольная работа № 11 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | 6.03 | ||
Пересечение и объединение множеств | 7.03 | ||
Числовые промежутки | 9.03 | ||
Решение неравенств с одной переменной | 10.03 | ||
Решение неравенств с одной переменной | 12.03 | ||
Решение неравенств с одной переменной | 13.03 | ||
Решение неравенств с одной переменной | 14.03 | ||
Решение систем неравенств с одной переменной | 16.03 | ||
Решение систем неравенств с одной переменной | 17.03 | ||
Решение систем неравенств с одной переменной | 19.03 | ||
Решение систем неравенств с одной переменной | 20.03 | ||
Доказательство неравенств | 21.03 | ||
Доказательство неравенств | 30.03 | ||
Контрольная работа №12 по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» | 31.03 | ||
Окружность (16 часов) | |||
Взаимное расположение прямой и окружности | 2.04 | ||
Касательная к окружности | 3.04 | ||
Касательная к окружности. Решение задач | 4.04 | ||
Касательная к окружности. Решение задач | 6.04 | ||
Центральный угол. Градусная мера дуги окружности | 7.04 | ||
Теорема о вписанном угле | 9.04 | ||
Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 10.04 | ||
Свойства биссектрисы угла | 11.04 | ||
Серединный перпендикуляр | 13.04 | ||
Теорема о точке пересечении высот треугольника | 14.04 | ||
Вписанная окружность | 16.04 | ||
Описанная окружность | 17.04 | ||
Решение задач по теме «Окружность» | 18.04 | ||
Решение задач по теме «Окружность» | 20.04 | ||
Решение задач по теме «Окружность» | 21.04 | ||
Контрольная работа №13 по теме «Окружность» | 23.04 | ||
Степень с целым показателем. Элементы статистики (12 часов) | |||
Определение степени с целым отрицательным показателем | 24.04 | ||
Определение степени с целым отрицательным показателем | 25.04 | ||
Свойства степени с целым показателем | 27.04 | ||
Свойства степени с целым показателем | 28.04 | ||
Свойства степени с целым показателем | 30.04 | ||
Стандартный вид числа | 1.05 | ||
Стандартный вид числа | 2.05 | ||
Контрольная работа №14 по теме «Степень с целым показателем» | 4.05 | ||
Сбор и группировка статистических данных | 5.05 | ||
Сбор и группировка статистических данных | 7.05 | ||
Наглядное представление статистической информации | 8.05 | ||
Наглядное представление статистической информации | 9.05 | ||
Итоговое повторение (15 часов) | |||
Квадратные уравнения. | 11.05 | ||
Дробные рациональные уравнения. | 12.05 | ||
Неравенства и системы неравенств. | 14.05 | ||
Степень с целым показателем. | 15.05 | ||
Решение текстовых задач | 16.05 | ||
Решение текстовых задач | 18.05 | ||
Итоговая контрольная работа. | 19.05 | ||
Четырехугольники. | 21.05 | ||
Площадь. | 22.05 | ||
Признаки подобия треугольников. | 23.05 | ||
Окружность | 25.05 | ||
Решение задач повышенной сложности | 26.05 | ||
Решение задач повышенной сложности | 28.05 | ||
Итоговый тест | 29.05 | ||
Итоговый урок | 30.05 |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа №1.
Тема: «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей».
Вариант 1.
1.Сократить дробь:
а); б) в).
2.Представить в виде дроби:
а) б)в).
3.Найти значение выражения при а = .
4. Упростить выражение
5.При каких целых значениях а является целым числом значение выражения ?
Контрольная работа №1.
Тема: «Рациональные выражения. Сложение и вычитание дробей».
Вариант 2.
1.Сократить дробь:
а); б) в).
2.Представить в виде дроби:
а) б)в)
3.Найти значение выражения при х =
4. Упростить выражение
5.При каких целых значениях b является целым числом значение выражения ?
Контрольная работа № 2
Тема: «Произведение и частное дробей. Функция y =.»
Вариант 1.
- Представить в виде дроби:
а) б); в); г)
2. Построить график функции у =. Какова область определения функции? При каких значениях х функция принимает отрицательные значения?
3. Доказать, что при всех значениях b≠ ± 1 значение выражения
не зависит от b.
4. При каких значениях а имеет смысл выражение?
Контрольная работа № 2
Тема: «Произведение и частное дробей. Функция y =.»
Вариант 2.
- Представить в виде дроби:
а) ; б); в); г).
2. Построить график функции у =. Какова область определения функции? При каких значениях х функция принимает положительные значения?
3. Доказать, что при всех значениях х ≠ ± 2 значение выражения
не зависит от х.
4.При каких значениях b имеет смысл выражение ?
Контрольная работа №3
Тема: «Арифметический квадратный корень»
Вариант1.
1.Вычислить:
а) б); в).
2.Найти значение выражения:
а) б); в); г)
3.Решить уравнение: а) ; б) .
4. Упростить выражение: а); б)
5. Указать две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число
6.При каких значениях переменной имеет смысл выражение ?
Контрольная работа №3
Тема: «Арифметический квадратный корень»
Вариант 2.
1.Вычислить:
а) б); в).
2.Найти значение выражения:
а) б); в); г)
3.Решить уравнение: а) ; б) .
4. Упростить выражение: а); б)
5. Указать две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число
6.При каких значениях переменной имеет смысл выражение ?
Контрольная работа № 4
Тема: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
Вариант 1.
1.Упростить выражение:
а) ; б); в)
2. Сравнить:
3. Сократить дробь:
а) б).
4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:
а) б)
5. Доказать, что значение выражения есть число рациональное.
6. При каких значениях а дробь принимает наибольшее значение?
Контрольная работа № 4
Тема: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
Вариант 2.
1.Упростить выражение:
а) ; б); в)
2. Сравнить:
3. Сократить дробь:
а) б).
4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:
а) б)
5. Доказать, что значение выражения есть число рациональное.
6. При каких значениях х дробь принимает наибольшее значение?
Контрольная работа № 5
Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»
Вариант 1.
- Решить уравнение:
а) б) в) г) .
2. Периметр прямоугольника равен . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна
3. В уравнении один из его корней равен . Найти другой корень и коэффициент p.
Контрольная работа № 5
Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»
Вариант 2.
1.Решить уравнение:
а) б) в) г) .
2. Периметр прямоугольника равен . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна
3. В уравнении один из его корней равен . Найти другой корень и свободный член g.
Контрольная работа № 5
Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»
Вариант 1.
- Решить уравнение:
а) б) в) г) .
2. Периметр прямоугольника равен . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна
3. В уравнении один из его корней равен . Найти другой корень и коэффициент p.
Контрольная работа № 5
Тема: « Квадратное уравнение. Теорема Виета»
Вариант 2.
1.Решить уравнение:
а) б) в) г) .
2. Периметр прямоугольника равен . Найти его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна
3. В уравнении один из его корней равен . Найти другой корень и свободный член g.
Контрольная работа № 6
Тема: « Дробные рациональные уравнения»
Вариант 1.
1. Решить уравнение:
а) ; б)
2. Из пункта А в пункт В велосипедист проехал по одной дороге длиной , а обратно возвращался по другой дороге, которая была короче первой на . Хотя на обратном пути велосипедист уменьшил скорость на , он все же на обратный путь затратил времени на меньше, чем на путь из А в В. С какой скоростью ехал велосипедист из А в В?
Контрольная работа № 6
Тема: « Дробные рациональные уравнения»
Вариант 2.
1. Решить уравнение:
а) ; б)
2.Катер прошел против течения реки и по течению. При этом он затратил столько времени, сколько бы ему потребовалось бы, если бы он шел по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно, что скорость течения реки равна ?
Контрольная работа №7
Тема: « Числовые неравенства. Сложение и умножение числовых неравенств»
Вариант 1.
- Доказать неравенство:
а) ; б).
2.Известно, что . Сравнить:
а) и ; б) и; в) и .
Результат сравнения записать в виде неравенства.
3. Известно, что Оценить:
а) ; б).
4. Оценить периметр и площадь прямоугольника со сторонами см и см, если известно, что ,
5. К каждому из чисел прибавили одно и то же число . Сравнить произведение крайних членов получившейся последовательности с произведением средних членов.
Контрольная работа №7
Тема: « Числовые неравенства. Сложение и умножение числовых неравенств»
Вариант 2.
1.Доказать неравенство:
а) ; б).
2.Известно, что . Сравнить:
а) и ; б) и; в) и .
Результат сравнения записать в виде неравенства.
3. Известно, что Оценить:
а) ; б).
4. Оценить периметр и площадь прямоугольника со сторонами см и см, если известно, что ,
5. Даны четыре последовательных натуральных числа. Сравнить произведение первого и последнего из них с произведением двух средних чисел.
Контрольная работа №8
Тема: « Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной и их системы»
Вариант 1.
1.Решить неравенство:
а) б) в)
2. При каких значение дроби меньше соответствующего значения дроби
3.Решить систему неравенств:
а) б)
4. Найти целые решения системы неравенств
5.При каких значениях имеет смысл выражение
6. При каких значениях множеством решений неравенства является числовой промежуток
Контрольная работа №8
Тема: « Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной и их системы»
Вариант 2.
1.Решить неравенство:
а) б) в)
2. При каких значение дроби больше соответствующего значения дроби
3.Решить систему неравенств:
а) б)
4. Найти целые решения системы неравенств
5.При каких значениях имеет смысл выражение
6. При каких значениях множеством решений неравенства является числовой промежуток
Контрольная работа №9
Тема: «Степень с целым показателем»
Вариант 1.
1. Найти значение выражения:
а) ; б) ; в) .
2. Упростить выражение: а) ; б) .
3. Преобразовать выражение: а) б)
4. Вычислить:
5. Представить произведение в стандартном виде числа.
6. Представить выражение в виде рациональной дроби.
Контрольная работа №9
Тема: «Степень с целым показателем»
Вариант 2.
1. Найти значение выражения:
а) ; б) ; в) .
2. Упростить выражение: а) ; б) .
3. Преобразовать выражение: а) б)
4. Вычислить:
5. Представить произведение в стандартном виде числа.
6. Представить выражение в виде рациональной дроби.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Итоговая (тестовая) контрольная работа
Часть 1. В заданиях первой части нужно выбрать правильный ответ, обведя его или подчеркнув, либо вписать ответ в специально отведенное место
- Упростить выражение .
Ответ:_________________________
2.Чему равно значение выражения ?
А. 5400 Б. 540 В. 54 Г.5,4
3.Найти значение выражения при а =
А. 64 Б.-64 В. Г.
4.Какое из приведенных чисел является лучшим приближением числа?
А.3,3 Б.3,4 В.3,5 Г.3,2
5.Какое из данных чисел не принадлежит области определения функции ?
А. -4 Б. 5 В. 6 Г.7
6. Какое из двойных неравенств не является верным?
А. Б. В. Г. .
7.Графиком какой из указанных функций является гипербола?
А. Б. В. Г..
8. В каких координатных четвертях расположен график функции ?
Ответ:______________
9.На каком рисунке верно показано множество решений неравенства
≥19
10. Какую из указанных статистических характеристик можно найти в таблице частот, не выполняя вычислений?
А.Среднее арифметическое Б.Мода В. Медиана Г. Размах
11. Катер прошел 40 км по течению реки 6 км против течения, затратив на весь путь 3 ч. Найти скорость катера в стоячей воде, если известно, что скорость течения равна 2 км/ч
Обозначив через х км/ч скорость катера в стоячей воде, составили уравнения. Какое из них составлено верно?
А. Б. В. Г.
Часть 2. При выполнении заданий части 2 запишите подробное решение и ответ.
12. Решить уравнение:
Решение:
Ответ:__________________
13.Решить систему неравенств:
Решение:
Ответ:____________________
Ключ ответов к Тестовой работе по алгебре
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Ответ | Б | А | А | Г | Б | В | I и III | А | Б | Г | х1=-; х2= |
За верно выполненное задание из части 1 - 1 балл (максимально 11 баллов)
За верно выполненное задание из части 2 - 2 балла (максимально 4 балла)
Итого за работу 15 баллов
Число набранных баллов | Оценка за работу |
15 | 5 |
11-14 | 4 |
7-10 | 3 |
Ниже 7 | 2 |
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...