Работа со способными, одарёнными детьми
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Программа самообразования учителя (проект)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_uchitelya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа со способными, одарёнными детьми».
Программа самообразования учителя (проект)
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
3. Организация системы исследовательской работы учащихся.
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одарёнными учащимися.
- Творческая самореализация ученика средней школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней ступени.
- Повышение квалификации педагога в связи с работой с одарёнными детьми.
Этапы:
2013-2014 учебный год - 5 класс -проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
1. Изучение нормативной базы, литературы о работе с одарёнными детьми.
2. Разработка программы работы с одарёнными детьми.
3. Анализ материально-технических условий реализации программы.
2014-2015 учебный год - 6 класс - экспериментальный
Цель: апробация системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
1. Диагностическое обследование для выявления творческого потенциала учащихся.
2. Индивидуальная работа с родителями и учащимися, имеющими высокий уровень развития.
3. Разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
4. Разработка и апробация предметного кружка.
5. Повышение квалификации педагога.
2015-2016 учебный год – 7 класс, 2016-2017, 2017-2018 учебный год – 8; 9 кл. – переход в режим функционирования
Цель: переход системы работы с одарёнными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
1. Анализ итогов реализации программы.
2. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения.
3. Корректировка затруднений педагога в реализации программы.
Приложение 1
Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
Анкета для родителей 1
Считаете ли вы своего ребёнка застенчивым и неуверенным?
В чём проявляется застенчивость и неуверенность вашего ребёнка?
Как вы помогаете своему ребёнку преодолевать эти качества?
Какая помощь вам нужна от классного руководителя для того, чтобы помочь вашему ребёнку?
Анкета для родителей 2
Продолжите фразы, приведённые ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:
Наш ребёнок проявляет признаки застенчивости, если ____________.
Наш ребёнок неуверен в себе, если _________________.
Наш ребёнок стесняется, если ______________.
Наш ребёнок волнуется, если ____________.
Наш ребёнок испытывает страх, когда _____________.
Анкета для учеников
Продолжи предложения:
Мне бывает стыдно, когда я __________________.
Мне бывает страшно, когда ________________.
Я волнуюсь, когда _______________.
Я неуверен, когда _______________.
Я стесняюсь, когда _______________.
Памятка для родителя
Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
Поощрите не ребёнка, а его достойные поступки.
Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте достижение.
Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
Не мешайте своему ребёнку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.
Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
Радуйтесь его победам над собой.
Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Приложение2
Анкета. Ребёнок способный или одарённый?
Данное исследование позволит родителям открыть в своём ребёнке для себя и окружающих его людей что-то новое. Для того, чтобы информация о талантливости ребёнка была достаточно полной, родителям можно предложить оценить степень одарённости ребёнка без связи с какой-либо областью проявления интересов.
Для этого проведён перечень характеристик одарённых детей.
По мнению психологов и педагогов, он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет родителям самостоятельно определить уровень проявления способности ребёнка.
Единственное пожелание родителям - подходить к оценке способностей своего ребёнка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами «да» или «нет».
Ваш ребёнок:
- Скорее способный, чем одарённый.
- Творческий, инициативный, деятельный.
- Живо откликающийся на всё новое.
- Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ишущий ответы на непонятные вопросы.
- Отвлекающийся инее всегда доводящий начатое дело до конца.
- Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.
- Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получается
Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребёнка способным.
Если на четвёртый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Ваш ребёнок:
- Скорее одарённый, чем просто способный.
- Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
- Он очень любознателен, его интересы неограниченны.
- Он любит задавать каверзные вопросы и решить трудные задачи, ставит людей в тупик своими суждениями и определениями.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Любит решать каверзные вопросы и задачи.
- Всегда доводит начатое дело до конца.
- Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
- Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
- Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все вопросы дают основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Ваш ребёнок:
- Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одарённость.
- Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.
- Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
- Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
- Не любит общепринятых мнений, во всём опирается на собственное мнение, делает свои выводы.
- В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
- В общении с людьми разного возраста ведёт себя не по годам взросло.
- Рано определяет своё призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
- Одинаково одарён в гуманитарных и технических областях знаний.
- Критичен по отношению к себе и другим.
- Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьёзные основания отнестись к такому ребёнку как к одарённому. Это должно радовать родителей, но в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребёнок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.
Признаки высоких умственных и творческих способностей:
- Ранняя мотивированность в выборе цели.
- Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.
- Лёгкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания.
- Способность к творческому воображению.
- Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.
- Способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей.
- Склонность к одиночеству и работе вне коллектива.
- Потребность в мечтаниях, фантазировании.
- Способность заражать своими идеями других людей.
Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры. Интереса к развитию и становлению своего ребёнка.
Приложение 3
Карта одарённости ребёнка.
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы и стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную красивую вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актёрской игрой.
- Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из трав, цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- Хорошо поёт.
- Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учёбе.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
- Много энергии и чувств вкладывает в игру на инструменте, в песню, в танец.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
- Бегает быстрее всех в классе, во дворе.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создаёт композиции без принуждения взрослых.
- Любит слушать музыкальные записи, стремится пойти на концерт.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Читает с удовольствием художественную литературу.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен предлагать собственные идеи.
- Читает научно-популярные книги и журналы.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, настроение.
- Любит подвижные шумные игры.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Аккуратен в быту.
- Любит мастерить, рукодельничать.
- Физически вынослив.
- Терпелив, усидчив.
- Осознанно выбирает «хочу», «могу» и «надо».
- Любит трудиться, помогать взрослым.
- Дружелюбен и общителен.
Приложение 4
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА"
Цель: развитие воображения и умения планировать.
Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Это занятие — третье в данном блоке; на первых двух были «изготовлены» космические ракеты и «запущены» в будущее.
Ведущий. На космодром по орбитальной связи пришло известие о вынужденной посадке наших ракет. В них кончилось горючее. Они приземлились недалеко от города Кошакса.
Когда вы вышли из своих ракет, то вдали увидели какие-то необычные строения. Некоторые были похожи на большие пушистые хвосты, другие, казалось, выгибались дугой, третьи напоминали большие банты, были и другие загадочные здания. Капитаны решили подойти поближе к строениям. Они отдали приказание своим штурманам оставаться внутри ракет и при необходимости защитить свои ракеты.
Чем ближе вы подходили к городу, тем удивительнее он казался: большие бантики превратились в дома с двумя треугольными крышами, а окна в них напоминали круглые кошачьи глаза, даже стекла были как удлиненные зрачки, которые то сжимались, то расширялись. Дома, выгнутые дугой, походили на кошачью спинку, а окна были длинные, как полосы на спинке у кошек.
А одно здание смахивало на кошачью лапу. Над самым большим когтем, который выпирал на площадь, было написано «Мэрия». «О-о-о, это то, что нам нужно», — подумал каждый из вас.
Ребята, а почему у вас могли возникнуть такие мысли?
Ответы детей: потому что там сидит мэр, он самый главный; потому что там могут помочь; они могут дать горючее.
Ведущий. Мэр — это человек, который отвечает за порядок в городе. Он отвечает за снабжение города продуктами, водой, электроэнергией, газом, горючим. Конечно, у него есть помощники, но мэр координирует все работы в городе.
Какие мысли и чувства могут возникнуть у людей, которые потерпели бедствие и вдруг встретили человека, который в силах помочь им?
Ответы детей: они обрадовались; они подумали: вот это повезло; они подумали, что надо его хорошенечко попросить.
Если дети затрудняются ответить, можно их спросить: «Может быть, эти люди обрадуются, у них появится чувство надежды, а кто-то почувствует уныние и страх, боясь, что им откажут в помощи?»
Ведущий. Капитаны прошли в кабинет мэра и увидели большого рыжего кота, важно восседающего за столом. Капитаны вежливо спросили у него, не он ли мэр города.
Кот удивленно повел усами и уставился на людей, которые были для него необыкновенными существами. Он привык видеть кошек и котов, маленьких и больших котят, но он никогда не видел людей! Что это за удивительные создания! С круглыми ушами, без усов, на двух лапах и без хвоста. А когти на передних лапах такие маленькие и беспомощные, что эти существа выглядят просто жалко. «Интересно, а какие у них шубы?» — подумал мэр.
Удивительное дело — коты и люди понимали друг друга. Кот спросил, чем он может быть полезен, и капитаны рассказали ему про свою беду. Они сказали, что из-за поспешного вылета с космодрома им не хватило горючего, для того чтобы долететь до конца первого класса. Не мог бы город помочь им в этом и снабдить горючим?
Мэр пригласил капитанов сесть в кружок вокруг своего стола (ведущий предлагает участникам взять стульчики и сесть в кружок).
Дети должны объяснить мэру, каким горючим заправляются их ракеты. Дети рассказывают, какое горючее используется на их корабле. Может быть, это — одеколон, может быть, пепси-кола, может быть, мороженое, а может быть, бензин.
Ведущий. Мэр начинает обзванивать ведущие компании своего города, для того чтобы узнать, чем можно помочь путешественникам. Съезжаются руководители ведущих организаций города.
Дети пересаживаются в другой круг, изображая этих руководителей. Они придумывают названия предприятиям, которые они возглавляют. Руководители обдумывают, как они могут достать или сделать необходимое горючее. Например, если необходимо мороженое, а фабрики мороженого нет, то владелец молокозавода и сахарного завода могут договориться о том, что они дадут сырье, и о том, где будет произведено мороженое.
Дети возвращаются на свои места за партами и на листочках бумаги изображают, каким транспортом они будут доставлять горючее к своим ракетам и транспортировать его на корабль. Затем участники по очереди рассказывают, как они доставили горючее и как загрузили его на корабль.
В конце занятия дети изображают, как выглядят капитаны их кораблей, если на них посмотреть глазами кота.
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одарёнными учащимися.
- Творческая самореализация выпускника средней школ.
- Повышение квалификации педагога в связи с работой с одарёнными детьми.
Список использованной литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.
ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....
Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»
Данный проект-программа является системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....
план работы учителей с одарёнными детьми
план работы учителей с одарёнными детьми с календарным планированием...
Программа "Работа с музыкально одарёнными детьми в пении"
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием фо...
Работа воспитателя с одарёнными детьми в условиях обновления образования.
В данном материале раскрывается понятие одарённости, даны рекомендации по определению типа, особенностей и различий одарённости. Также даны практические советы по работе в этом направлении....
Работа с музыкально одарёнными детьми.
Обобщение опыта по работе с музыкально-одарёнными детьми. Принципы выявления талантливых детей дошкольного возраста. Основные методы и приёмы....
Менторство как форма работы с творчески одарёнными детьми
Менторство как форма работы с творчески одарёнными детьми...