Ключи к экологии глазами математики
элективный курс по экологии (9 класс) по теме
Цель курса: Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchi_k_ekologii_glazami_matematiki.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Этот курс рассчитан на 10 часов, базируется на знаниях учащихся и расширяет знания об окружающем мире и решениях экологических проблем путём решения текстовых задач, игр и практических работ.
Экологизация математики даёт нам возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с процессом экологизации, а между тем эти науки тесно переплетаются.
Числовые расчеты проникают во все области деятельности человека.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи.
Экологические задачи способствуют получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах.
Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, в том числе решение задач по проблемам природопользования, историческая, антропоэкологическая. Каждый курс математики вносит свой вклад в формирование экологического сознания.
В этом курсе предлагается решение ряда задач с экологическим содержанием по различным темам, различных тематик.
Цель данного курса:
Дать представления о практическом применении математики в окружающем мире и в решении экологических проблем, повышении общей культуры мышления учащихся.
Задачи:
- Формирование экологического сознания.
- Создать условия для развития умений давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений.
- С помощью текстовых задач раскрывать вопросы о рациональном природопользовании, восстановлении и преумножении природных богатств.
- Решение задач с экологическим содержанием.
- Развитие способности к восприятию нестандартного материала и ориентации в нём.
- Познакомить учащихся с профессиями статиста, генетика, биолога-эколога.
В результате изучения данного курса учащиеся должны научиться:
1) составлять таблицы и графики, дающие возможность лучше представить практическое применение математики в экологии;
2) видеть экологические проблемы и формулировать задачи для их решения;
3) решать задачи с элементами экологии.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Математические методы в биологии и экологии | 1 | 0,5 | 0,5 | Вводная беседа. Практикум по решению задач |
2. | Статистика выброса вредных веществ | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Решение задач |
3. | Графики динамики роста населения | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение текстовых задач. Лабораторная работа «Рост населения ХМАО и Тюменской области» |
4. | Кислотные осадки и исторические памятники | 2 | 1 | 1 | Лекция. Решение задач. |
5. | Статистические закономерности модификационной изменчивости | 1 | - | 1 | Лекция-беседа. Решение задач |
6. | Шкала интенсивного шума | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Экологическое путешествие по Тюменской области» Решение задач. |
7. | Загрязнение биосферы в результате деятельности человека | 3 | 1 | 2 | Лекция. Решение задач. Практическая работа «Проблемы экологии малых городов» |
Содержание программы.
Тема № 1
Математические методы в биологии и экологии. Экономное использование лесов и пресной воды. Возможные экологические бедствия.
Тема № 2
Статистика выброса вредных веществ. Процент исчезновения в мире птиц и животных.
Тема № 3
Графики динамики роста населения. Учёт населения. Факторы, влияющие на рождаемость, состояние здоровья, смертность и среднюю продолжительность жизни людей.
Тема № 4
Кислотные осадки и исторические памятники. Использование способов математики в сохранении экологии. История движения за охрану природы.
Тема № 5
Статистические закономерности модификационной изменчивости. Озоновая дыра, причины её возникновения и влияние на биосферу.
Тема № 6
Шкала интенсивного шума. Чем опасно радиоактивное излучение? Экологические угрозы. Мировые потребление энергии.
Тема № 7
Загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Проблемы экологии малых городов.
Литература
- Мамедов Н. М. Экологическое образование: Концепции и методические
подходы. - М.: Экономика и информатика, 1996
2. Математика. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998
- Математика. №2, январь 2005г. - М.: Первое сентября, 2005
4. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. - М.: Молодая гвардия, 1996
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. - М.: Просвещение, 1995
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Ключи к экологии глазами математика
Программа элективного курса предпрофильной подготовки
для учащихся 8 – 9 классов
Составитель:
Черменёва Галина Георгиевна
учитель математики
г. Югорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология глазами детей
выступление экологической агитбригады "Эколята" с проблемами экологического равновесия в природе....
школьная конференция "Экология глазами детей"
Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Экология глазами детей»...
Учебный элективный предмет "Экология глазами химика"
Элективный учебный предмет предназначен для работы с обучающимися 9-11 классов. Представлен полностью разработанный курс с материалами к каждому занятию....
Детские книги глазами математика. Задачи по математике 5 класс
Внеклассная работа по математике 5 класс.Материал представляет собой презентацию, в которую включены задачи по математике, встречающиеся в известных литературных произведениях детских авторов, и решен...
Интегрированный курс для 8 класса «Исторические события глазами математиков»
Математика и история – две неразрывные области науки.Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составля...
интегрированный урок в 11 классе (экология и математика) "Законы и правила экологии. Решение задач".
План урока построен с учётом метапредмедного подхода: учитывались знания учащихся по экологии и математике. Девиз урока :" Математика - это язык, на котором написана книга природы". Дети, как исследов...
Проект урока по математике в 5 классе на тему «Я, экология и математика», с использованием игры
Я выбрала урок в игровой форме, так как нестандартные уроки, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности,...