Использование пропорций
методическая разработка по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Большинство школьных текстовых задач, решаемых арифметически или алгебраически, содержит величины, связанные формулой z=xy, значит z и х z и у – величины прямо пропорциональные, а х и у - обратно пропорциональные. В ныне действующей программе по математике тема «Прямая и обратная пропорциональность» в виде отдельной темы рассматривается только в 6 классе. Такое положение дел не совсем оправданно: в 3-5 классах мы оперируем пропорциональными величинами, но считаем возможным называть эти величины «своими именами» только в 6 классе. Тем самым искусственно ограничиваются возможности в применении указанного понятия при решении разнообразных задач. Пропедевтическое ознакомление учащихся 3-5 классов с понятием о пропорциональной зависимости величин без формулировок соответствующих определений, привлечение этого понятии для решения задач должны значительно повысить теоретический уровень решения задач – именно благодаря использованию его функциональной основы. В 4 классе учащиеся должны уметь решать без привлечения дробей такую, например, задачу:
За 3 ч пешеход проходит 20 км. Какой путь он пройдёт с той же скоростью за 6 ч? За 9 ч? За сколько часов он может пройти расстояние в 80 км?
Рассмотрим решение более сложных задач с использованием пропорциональной зависимости:
- Объем строительных работ (А) увеличился на 80%. На сколько процентов нужно увеличить число (х) рабочих, если производительность труда (у) увеличится на 20 %?
Решение: Имеем соотношение А=ху. Так как величина А увеличилась в (100+80):100=1,8 раза, а величина у – в 1,2 раза, то величина х должна быть увеличена в 1,8:1,2=1,5 раза, то есть на 50 %.
- Велосипедист проехал некоторое расстояние между двумя пунктами за определенное время. Если бы он ехал со скорость 9 км/ч, то он опоздал бы на 20 мин, а если бы он ехал со скорость 12 км/ч, то приехал бы на 30 мин раньше. Каково расстояние между пунктами и с какой скорость ехал велосипедист?
Решение: При скорости 9 км/ч на весь путь ушло бы в 12:9=4/3 раза больше, чем при скорости 12 км/ч, или на 20+30=50 мин=5/6 ч больше. Имеем отношение 4:3 и разность 5/6 времен. Отсюда 5/6 ∙ 4=10/3 ч-время движения при скорости 9 км/ч. Искомое расстояние равно 9∙10/3=30км. Далее легко находится искомая скорость – 10 км/ч.
- В учреждении работает 27 человек. Сколько работает мужчин (х) и сколько женщин (у), если 0,4 числа всех мужчин равно 0,5 числа всех женщин?
Решение: 0,4х=0,5у, х:у = 5:4 и т. д.
В заключение добавим:
1) Рассмотренные примеры показывают, что использование при арифметическом решении задач буквенной символики позволяет кратко, четко, рационально излагать решение. Это говорит в пользу совместного изучения арифметики в начальной школе и начал алгебры.
2) Использование пропорциональной зависимости между компонентами умножения и деления при решении задач – этот прием в методической литературе почти не рассматривается – имеет еще и то преимущество, что с его помощью очень удобно и доступно вскрывается смысл некоторых понятий, необходимых для понимания задачи и ее решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...
План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: - ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...
Тема урока: «Пропорции. Основное свойство пропорции»
Тема урока:«Пропорции. Основное свойство пропорции»...
конспект урока математики и зож по теме " пропорции" 6 класс с использованием интерактивной доски
урок позволяет в игровой форме, используя интерактивную доску и матералы о здоровом образе жизни , обобщить пройденную тему, связав ее с реалиями жизни...
Разработка урока математики с использованием тестовых образовательных технологий в 6 классе. Тема: «Отношения. Масштаб. Пропорции».
Разработка урока математикис использованием тестовых образовательных технологийТестирование ( с использованием тестовой образовательной технологии ) в 6 классе( тестовые задания открытого типа с кратк...
Презентация по математике в 6 классе "Использование пропорций при построении диаграмм"
Презентация подготовлена для изучения темы урока в 6 классе "использование пропорция для построения диаграмм"...
План -конспект урока по теме "Пропорция" с использованием технологии проблемного обучения
Урок по теме "Пропорция" в 6 классе разработан с использованием технологии проблемного обучения...