Образовательная программа "Алгебра. За страницами учебника"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Образовательная программа школьного курса не предусматривает решения задач с модулем и параметром, а на экзамене по математике такие задачи присутствуют, вызывая у учащихся большие затруднения. Материал курса представлен по схеме: справочные сведения, примеры с решениями, примеры для самостоятельной работы, примеры для определения успешности усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_op_dlya_odod.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «Алгебра. За страницами учебника» имеет естественнонаучную направленность. Программа предполагает углубленный уровень освоения.
Общеобразовательная программа школьного курса математики не предусматривает решение задач с модулем и параметром, а на вступительных экзаменах в вузы по математике присутствуют такие задачи, решение которых вызывает большие затруднения у учащихся. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Решить уравнение, определить количество решений, исследовать уравнение, найти положительные корни, доказать, что неравенство не имеет решений и т.д.- все это варианты параметрических примеров. Поэтому невозможно дать универсальных указаний по решению примеров, в данном курсе рассматриваются различные примеры с решениями. Материал курса представлен по схеме: справочные сведения, примеры с решениями, примеры для самостоятельной работы, примеры для определения успешности усвоения материала.
Программа реализуется с 2014 года.
Новизна программы состоит в подборе примеров и упражнений, предлагавшихся в последние годы на вступительных испытаниях в вузы, в алгоритмическом подходе к решению таких заданий.
Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, способствуют формированию навыков исследовательской деятельности, интеллектуальному развитию.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия математикой способствуют развитию логического мышления, что в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребёнка.
Цель образовательной программы (ОП):
познакомить учащихся с общими подходами к решению заданий с параметрами, подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с задачами, содержащие параметры.
Задачи:
Обучающие
- научить учащихся решать простейшие уравнения и неравенства с модулем и параметром;
- дать представление о нестандартных приёмах и методах решений уравнений, неравенств, систем;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
Развивающие
- развить навыки исследовательской и познавательной деятельнос;
- способствовать развитию математических представлений учащихся о различных приёмах и методах решения задач;
- развивать математические способности;
Воспитательные
- способствовать воспитанию активности, творческой инициативы;
- воспитывать умение коллективно-познавательного труда.
Отличительные особенности программы состоят в том, что она построена на принципах опережающей сложности и научности, рассчитана на учащихся старшей школы, предполагает современные технологии обучения.
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 15-17 лет.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
-точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
-правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
-применять рациональные приемы тождественных преобразований;
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек.
2 год обучения – 15 человек.
Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
1 раз в неделю по 1 часу на 1-ом и 2-ом году обучения (34 часа в год).
Формы занятий:
-лекция;
-практикум;
-тестирование;
-работа с учебно-справочной литературой;
-эвристическая беседа;
-семинар.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
-коллективная.
Методы обучения:
-проблемный;
-эвристический;
-исследовательский.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
по окончании курса учащиеся
- имеют представление о понятии параметра;
- прочно усвоят понятие модуль числа;
- знают алгоритмы решения задач с модулями и параметрами;
- умеют находить зависимость количества решений уравнений, неравенств и их систем от значений параметра;
- приобретут навыки раскрывать модуль при решении уравнений и построении графиков функций.
Предметная диагностика проводится в форме:
- опросов; зачетов;
- творческих заданий;
- тестов;
-коллоквиумов.
Педагогическая диагностика предполагает:
- анкетирование;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ продуктов деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы: вступительные экзамены в технические вузы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Линейные и квадратные неравенства с модулем | ||||
1 | Модуль: общие сведения | 1 | 1 | 0 |
2 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 2 | 0 | 2 |
3 | Решение алгебраических уравнений, содержащих модуль |
2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Решение неравенств, содержащих модуль. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Уравнения и неравенства с несколькими модулями. | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Уравнения и неравенства со «сложным» модулем. | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Графики элементарных функций, содержащих модуль. | 4 | 1 | 3 |
8 | Контрольная работа № 1 | 1 | 0 | 1 |
Линейные и квадратные уравнения с параметром | ||||
9 | Понятие параметра | 1 | 1 | 0 |
10 | Линейные уравнения с параметром | 3 | 1 | 2 |
11 | Линейные неравенства с параметром | 3 | 0 | 3 |
12 | Квадратные уравнения с параметром | 3 | 1 | 2 |
13 | Квадратные неравенства с параметром | 3 | 0 | 3 |
14 | Рациональные уравнения с параметром | 2 | 0 | 2 |
15 | Контрольная работа № 2 | 1 | 0 | 1 |
16 | Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ | 2 | 0 | 2 |
Итого | 34 | 7 | 27 |
- Содержание
- 1-го года обучения
1. Модуль: общие сведения
Теория: определение и графическая интерпретация модуля.
Практика: примеры заданий, содержащих выражения под знаком модуля.
2. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Теория: универсальное правило раскрытия модуля.
Практика: упрощение выражений со знаком модуля.
3. Решение алгебраических уравнений, содержащих модуль
Теория: раскрытие модуля в линейных и квадратных уравнениях, метод замены переменной.
Практика: решение линейных и квадратных уравнений с модулем.
4. Решение неравенств, содержащих модуль.
Теория: раскрытие модуля в линейных и квадратных неравенствах.
Практика: решение линейных и квадратных неравенств с модулем.
5. Уравнения и неравенства с несколькими модулями.
Теория: метод интервалов
Практика: решение уравнений и неравенств с двумя и тремя модулями.
6. Уравнения и неравенства со «сложным» модулем.
Теория: правило раскрытия двойного модуля.
Практика: решение уравнений и неравенств с двойным и тройным модулем
7. Графики элементарных функций, содержащих модуль.
Теория: «отражения» графиков функций относительно осей координат
Практика: построение графиков функций, содержащих одну или две переменные под знаком модуля
8. Контрольная работа № 1
Теория: -
Практика: решение задач по изученному материалу
9. Понятие параметра
Теория: понятие параметра, что означает решить задачу с параметром, параметр как равноправная переменная.
Практика: основные типы задач с параметром.
10. Линейные уравнения с параметром
Теория: общий метод решения линейного уравнения с параметром.
Практика: решение уравнений, приводимых к виду ax=b или содержащих дополнительные условия.
11. Линейные неравенства с параметром
Теория: общий метод решения линейного неравенства с параметром.
Практика: решение неравенств, приводимых к виду ax≥b или содержащих дополнительные условия.
12. Квадратные уравнения с параметром
Теория: исследование квадратного трёхчлена, параметр, как фиксированное число. «Каркас» квадратной функции. Дискриминант, старший коэффициент. Вершина параболы. Корни квадратной функции. Теорема. Виета. Расположение корней квадратной функции относительно заданных точек. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратной функции.
Практика: решение задач на количество корней в зависимости от значений параметров.
13. Квадратные неравенства с параметром
Теория: свойства решений неравенств с параметром, теорема Виета.
Практика: решение простейших квадратных неравенств с параметром.
14. Рациональные уравнения с параметром
Теория: ОДЗ уравнения применительно к параметрам.
Практика: исследование простейших дробных рациональных уравнений с параметром.
15.Контрольная работа № 2 Теория: - Практика: решение задач по изученному материалу 16.Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ |
Теория: классификация заданий с модулем и параметром, встречающихся в КИМ ЕГЭ.
Практика: решение заданий С3, С5 ЕГЭ
2 год обучения
- Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | ||||
Всего | теория | практика | ||||
1 | Понятие модуля и параметра (повторение) | 2 | 1 | 1 | ||
Показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства с модулем и параметром | ||||||
2 | Показательные уравнения и неравенства с модулем | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3 | Показательные уравнения и неравенства с параметром | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4 | Логарифмические уравнения и неравенства с модулем | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5 | Логарифмические уравнения и неравенства с параметром | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6 | Тригонометрические уравнения и неравенства с модулем | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8 | Построение графиков функций, содержащих модуль | 4 | 1 | 3 | ||
9 | Контрольная работа № 3 | 1 | 0 | 1 | ||
Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ | ||||||
10 | Графические приёмы решения задач с параметром | 4 | 1 | 3 | ||
11 | Параметр и количество решений уравнений и их систем | 4 | 1 | 3 | ||
12 | Применение производной при решении некоторых задач с параметром | 3 | 1 | 2 | ||
13 | Контрольная работа № 4 | 1 | 0 | 1 | ||
14 | Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ | 3 | 0 | 3 | ||
Итого | 34 | 8 | 26 |
Содержание
- 2-го года обучения
- Понятие модуля и параметра (повторение)
Теория: определение и графическая интерпретация модуля.
Практика: примеры заданий, содержащих выражения под знаком модуля.
2.Показательные уравнения и неравенства с модулем
Теория: метод интервалов, универсальный способ раскрытия модуля.
Практика: показательные уравнения и неравенства, сводящиеся к квадратным.
3.Показательные уравнения и неравенства с параметром
Теория: исследование уравнений и неравенств на количество решений.
Практика: показательные уравнения и неравенства, сводящиеся к квадратным.
4.Логарифмические уравнения и неравенства с модулем
Теория: метод интервалов, универсальный способ раскрытия модуля.
Практика: различные уравнения и неравенства, требующие раскрытия модуля.
5.Логарифмические уравнения и неравенства с параметром
Теория: исследование уравнений и неравенств на количество решений, метод замены переменной.
Практика: комбинированные логарифмические уравнения и неравенства.
6.Тригонометрические уравнения и неравенства с модулем
Теория: метод интервалов, универсальный способ раскрытия модуля, множество значений тригонометрических функций.
Практика: различные тригонометрические уравнения и неравенства, требующие раскрытия модуля.
7.Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром
Теория: метод интервалов, универсальный способ раскрытия модуля, множество значений тригонометрических функций.
Практика: тригонометрические уравнения и неравенства, метод оценки.
8.Построение графиков функций, содержащих модуль
Теория: общие приёмы построений графиков функций с модулем, отражения относительно осей координат, поиск закономерности.
Практика: построение графиков функций путём отражения относительно осей координат.
9.Контрольная работа № 3 Практика: решение упражнений по изученному материалу. 10.Графические приёмы решения задач с параметром Теория: графический метод решения уравнений и неравенств, поиск корней. Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Сжатие к прямой. Две прямые на плоскости. Практика: решение уравнений и неравенств с параметром графическим методом. 11.Параметр и количество решений уравнений и их систем Теория: параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем. Параметр как равноправная переменная. Практика: решение задач на количество решений. 12.Применение производной при решении некоторых задач с параметром Теория: касательная к кривой. Критические точки. Монотонность. Наибольшие и наименьшие значения функции. Оценки. Построение графиков функций. Практика: решение задач с параметром с применением аппарата производной. 13.Контрольная работа № 4 Практика: решение задач по изученному материалу. 14.Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ Практика: решение заданий КИМ ЕГЭ. |
Методическое обеспечение
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактичес. материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
Модуль: общие сведения | Лекция | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Самооценка | Презентаця | |
Преобразование выражений, содержащих модуль. | Практикум | Решение упражнений из ДМ | Интернет-ресурс | Фронтальный опрос | ||
Решение алгебраических уравнений, содержащих модуль | Исследо-вание | Эвристическая беседа | Таблица | Собеседование | интерактивная доска | |
Решение неравенств, содержащих модуль. | Работа в парах | Решение упражнений из ДМ | Интернет-ресурс | Оценка учителя | ||
Уравнения и неравенства с несколькими модулями. | Индивиду-альная работа | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Фронтальный опрос | Интерактивная доска | |
Уравнения и неравенства со «сложным» модулем. | Практикум | Эвристическая беседа | Индивидуальные карточки | Самооценка | Презентаця | |
Графики элементарных функций, содержащих модуль. | Исследо-вание | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Создание алгоритма | Презентаця | |
Контрольная работа № 1 | КР | Решение задач | Индивидуал. дифференцир задания | Оценка учителя | ||
Понятие параметра | Лекция | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Фронтальный опрос | Презентаця | |
Линейные уравнения с параметром | Видеоурок | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Собеседование | Интерактивная доска | |
Линейные неравенства с параметром | Работа в группах | Решение упражнений из ДМ | Индивидуальные карточки | Самооценка | ||
Квадратные уравнения с параметром | Видеоурок | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Оценка учителя | Презентаця | |
Квадратные неравенства с параметром | Работа в группах | Решение задач | Таблица | Собеседование | ||
Рациональные уравнения с параметром | Практикум | Решение упражнений из ДМ | Индивидуальные карточки | Самооценка | Интерактивная доска | |
Контрольная работа № 2 | КР | Решение задач | Индивидуал. дифференцир задания | Оценка учителя | ||
Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ | Практикум | Решение упражнений из ДМ | КИМ ЕГЭ | Решение теста | ||
Понятие модуля и параметра (повторение) | Лекция | Составление опорного конспекта | Таблица | Фронтальный опрос | Презентаця | |
Показательные уравнения и неравенства с модулем | Работа в парах | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Оценка учителя | Интерактивная доска | |
Показательные уравнения и неравенства с параметром | Работа в группах | Эвристическая беседа | Интернет-ресурс | Самооценка | ||
Логарифмические уравнения и неравенства с модулем | Работа в парах | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Фронтальный опрос | ||
Логарифмические уравнения и неравенства с параметром | Индивиду-альная работа | Решение задач | Индивидуальные карточки | Собеседование | Интерактивная доска | |
Тригонометрическ. уравнения и неравенства с модулем | Видеоурок | Решение упражнений из ДМ | Таблица | Собеседование | ||
Тригонометрическ. уравнения и неравенства с параметром | Индивиду-альная работа | Работа с методической литературой | Индивидуальные карточки | Самооценка | ||
Построение графиков функций, содержащих модуль | Исследо-вание | Составление опорного конспекта | Опорный конспект | Самооценка | Презентаця | |
Контрольная работа № 3 | КР | Решение задач | Индивидуал. дифференцир задания | Оценка учителя | ||
Графические приёмы решения задач с параметром | Исследо-вание | Эвристическая беседа | КИМ ЕГЭ | Решение теста | Презентаця | |
Параметр и количество решений уравнений и их систем | Исследо-вание | Решение упражнений из ДМ | КИМ ЕГЭ | Собеседование | ||
Применение производной при решении некоторых задач с параметром | Индивиду-альная работа | Решение упражнений из ДМ | КИМ ЕГЭ | Самооценка | Интерактивная доска | |
Контрольная работа № 4 | КР | Решение задач | Индивидуал. дифференцир задания | Оценка учителя | ||
Модуль и параметр в заданиях ЕГЭ | Практикум | Решение упражнений из ДМ | КИМ ЕГЭ | Самооценка |
Материально-техническое обеспечение программы
1. Интерактивная доска
2. Обучающие компьютерные программы
3. Тестовые компьютерные программы
4. Образовательные ресурсы сети Интернет.
5. www.mathege.ru – Математика ЕГЭ 2015 (открытый банк заданий).
6. www.alexlarin.net – сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики.
7. http://eek.diary.ru/ – сайт по оказанию помощи абитуриентам, студентам, учителям по математике.
8. http://reshuege.ru – Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ. Математика».
Электронные приложения
-Электронный практикум по теме «Параметры» из коллекции ОМС и Единой коллекции ЦОР
-Сайты ФЦИОР http://eor.edu.ru/ , http://fcior.edu.ru/,
-http://www.college.ru/ (Открытый колледж) ,
-http://www.school.edu.ru/default.asp (Российский общеобразовательный портал)
-сайт «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества) - -http://www.openclass.ru/collection
-Диск «Функции и графики» из серии «Открытая математика» изд. ООО «Физикон», Москва
-Диск «Математика 5-11 классы. Практикум», «1С: Школа», Москва
-Диск «ЕГЭ 2008. Математика. Интенсивный тренинг-курс.», «ЭКСМО»,М., ФИПИ
-On-line тестирование на сайтах http://uztest.ru , http://fipi.ru
Литература
1. ГоршенинаТ.В. Задачи с параметром. Учебно-методическая газета «Математика». №16. 2004.
2. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Использование метода наглядной графической интерпретации при решении уравнений и неравенств с параметрами // Математика в школе. М.: ООО «Школьная пресса», 2011, №1 (начало) – С. 18-26, №2 (окончание) – С. 25-32.
3. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Различные подходы к решению задач С5 ЕГЭ // Математика. М.: Издательский Дом «Первое сентября», 2011, № 5 − С. 11–21.
4. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. МАТЕМАТИКА ЕГЭ 2014 (типовые задания С5). Уравнения и неравенства с параметрами: количество решений. 2011, − 79 стр.
5. Косякова Т.А.. Решение линейных и квадратных неравенств, содержащих параметры. Учебно-методическая газета «Математика».№ 25 – 26, № 27 – 28. 2004.
6. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. Учебно-методическое пособие. Москва 2005.
7. Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ. Москва, 2004
8. Ястрибинецкий Г.А. «Задачи с параметрами», М., «Дрофа», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Любимые страницы учебника
Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...
"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.
Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....
Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙестественно - научной направленности«За страницами учебника математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...
Образовательная программа дополнительного образования детей «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебников математики» составлена на основе программы факультативного курса по математике для средней общеобразовательной школы и имеет естественно-научную на...
Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...
Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»
Предлагаемый курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной...