рабочая программа по математике 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Вахитова Ирина Мансуровна

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;

  • Примерной программы основного общего образования по математике;

  • Авторской программы: при планировании содержательного компонента «Алгебра» используется авторская программа по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
  • Примерной программы основного общего образования по математике;
  • Авторской программы: при планировании содержательного компонента «Алгебра» используется авторская программа по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
  • Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  • Областной базисный учебный план «Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»
  • При планировании содержательного компонента «Геометрия» использовалась авторская программа к учебнику «Геометрия, 7-9 класс» авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

 Алгебра – 5 часов в неделю в I четверти, 3 часа в неделю во II – IV четверти, всего 120 часов; геометрия – со II четверти 2 часа в неделю, всего 50 часов.

         Контрольные работы формируются на основании примерных контрольных работ, приведенных в выше названных методических пособиях, составитель: Бурмистрова Т.А.

Методы и приемы, используемые при обучении математике:

  • Обучение математике основано на принципах технологии уровневой дифференциации
  • Дифференцированные домашние задания, включающие номера на повторение
  • Применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения.

Формы контроля:

  • Устный опрос понятий, приемов, теорем и их доказательств
  • Самостоятельные работы как дифференцированные, так и содержащие задания обязательного уровня
  • Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования.
  • Дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей, «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.

Особенности, изменения в рабочей программе в сравнении с примерной программой по математике и авторскими программами по алгебре и геометрии:

      В рабочей программе используется чересстрочное планирование учебного материала.

Общая характеристика учебного предмета.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра  нацелена  на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

   Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

         

 Приоритетными целями обучения  в 7 классе являются

   - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  - интеллектуальное развитиеформирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  - формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  - воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

  - развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; математической речи; сенсорной сферы; двигательной моторики; внимания; памяти.     

 Целью изучения курса геометрии  в 7- 9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости , формирование пространственных  представлений , развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого  для изучения смежных дисциплин          ( физика , черчение  и курса стереометрии в старших классах). 

З адачи  курса  геометрии  :

- рассмотреть простейшие геометрические фигуры – точка , прямая , отрезок , луч ,угол-   вопрос сравнения и измерения отрезков и углов ;

- ввести понятие  смежных и вертикальных углов , перпендикулярных прямых ;

- изучить признаки равенства треугольников ;

- введение нового класса задач – на построение с помощью циркуля и линейки

-ввести понятие  параллельных прямых ; изучить признаки и свойства параллельных прямых ;

-дать представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии ;

-изучить важные свойства треугольников ;

-рассмотреть соотношения между сторонами и углами треугольников .

В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и bПродолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

        Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

 Тема « Функция» является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся . Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кхгде к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

        В  теме « Степень» дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n;  аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

        Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций.

 тема « Многочлены» играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

В  теме « Формулы сокращенного умножения» продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

           Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

Изложение  материала  характеризуется постоянным обращением к наглядности , использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрии ческой интуиции на этой основе .Учитывая жесткий лимит учебного времени , объяснение материала и фронтальное решение задач полезно проводить по готовым  чертежам .

Согласно планированию курса геометрии в 7 классе ,предполагается изучение:

 начальных геометрических сведений  ( прямая , отрезок , луч , угол , сравнение и измерение отрезков и углов) ; треугольников , признаков  равенства  треугольников ; параллельных прямых и соотношений между сторонами и углами треугольника .

  

  В теме « Начальные геометрические сведения» вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо димые исходные положения, на основе которых изучаются свой ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение по нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

В теме « Треугольники» Признаки равенства треугольников являются основным рабо чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснова ние их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна ков равенства треугольников при решении задач дает возмож ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при знаков равенства треугольников целесообразно использовать за дачи с готовыми чертежами.

 Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур се стереометрии.

В  теме « Соотношения между сторонами и углами треугольника «доказывается одна из важнейших теорем гео метрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограни читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится  175 часов.

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю по авторским программам, всего 170 часов, поэтому дополнительные пять часов распределены в данной программе таким образом: три часа оставлены на повторение в начале учебного года, по одному часу добавлены уроки к темам «сравнение отрезков и углов» и «перпендикулярные прямые».

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, всего 175 часов.

I четверть – 45 часов

II четверть – 35 часов

III четверть – 50 часов

IY четверть – 45 часов

Тематическое планирование учебного материала  

№ уроков

Название темы

Количество часов

Факт

Корректировка

Глава I. Выражения, тождества, уравнения (27 ч)

1,2,3

Повторение.

0(+3)

3

4,5,6,7,8

Выражения

5

5

9,10,11,12,13

Преобразование выражений

5

5

14

Контрольная работа №1

1

1

 15,16,17,18,19,20,21,22

Уравнения с одной переменной

8

8

23,24,25,26

Статистические характеристики

4

4

27

Контрольная работа №2

1

1

Глава II. Функции (14 ч)

28,29,30,31,32,33

Функции и их графики

6

6

34,35,36,37,38,39,40

Линейная функция

7

7

41

Контрольная работа №3

1

1

Глава III.  Степень с натуральным показателем (15 ч)

42,43,44,45,46,48,49,51

Степень и ее свойства

8

8

53,54,56,58,59,61

Одночлены.

6

6

63

Контрольная работа №4

1

1

Глава IV.  Многочлены(21ч)

64,66,68,69

Сумма и разность многочленов

4

4

71,73,74,76,78,79,81

Произведение одночлена на многочлен

7

7

83

Контрольная работа №5

1

1

84,86,88,89,91,93,94,96

Произведение многочленов

8

8

98

Контрольная работа №6

1

1

Глава V. Формулы сокращенного умножения(21 ч)

99,101,103,104,106

Квадрат суммы и квадрат разности.

5

5

108,109,111,113,114

Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

5

5

116

Контрольная работа №7

1

1

118,119,121,123,124,126,128,129,131

Преобразование целых выражений.

9

9

133

Контрольная работа № 8

1

1

Глава  VI. Система линейных уравнений  (17ч)

134,136,138,139,141,142

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

6

6

144,146,147,149,151,152,154,156,157,159

Решение систем линейных уравнений

10

10

161

Контрольная работа №9

1

1

  Повторение (8 ч)

162,164,166,167,169,174

Повторение

6

6

171

Итоговый зачет

1

1

172

Итоговая контрольная работа №10

1

1

Глава I.  Начальные геометрические сведения(8 ч)

47

Прямая и отрезок. Луч и угол.

1

1

50,52

Сравнение отрезков и углов

1

1

55,57

Измерение отрезков. Измерение углов.

1(+1)

2

60,62

Перпендикулярные прямые

1(+1)

2

65

Решение задач

1

1

67

Контрольная работа №1

1

1

Глава II. Треугольники (14 ч)

70,72,75

Первый признак равенства треугольников

3

3

77,80,82

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

3

85,87,90

Второй и третий признаки равенства треугольников.

3

3

92,95

Задачи на построение

2

2

97,100

Решение задач

2

2

102

Контрольная работа №2

1

1

Глава III.  Параллельные прямые(8 ч)

105,107,110

Признаки параллельности двух прямых

3

3

112,115,117

Аксиомы параллельных прямых

3

3

120,122

Решение задач.

2

2

125

Контрольная работа №3

1

1

Глава IV.  Соотношение между сторонами и углами треугольника (16 ч)

127,130

Сумма углов треугольника

2

2

132,135,137

Соотношение между сторонами и углами треугольника

3

3

140

Контрольная работа №4

1

1

143,145,148,150

Прямоугольные треугольники

4

4

153,155

Построение треугольника по трем элементам

2

2

158,160,163

Решение задач

3

3

165

Контрольная работа №5

1

1

Повторение - 4 ч

168,170,175

Решение задач

3

3

173

Итоговая контрольная работа

1

1

Итого:

175

175

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в 7 классах, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии

Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

– система заданий учебников;

– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

 – использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога,

технология продуктивного чтения, технология оценивания.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью

деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо

сделать»).

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации.

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признаватьошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

позиций.

Алгебра

Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке

найденного решения знание о:

- натуральных, целых, рациональных, иррациональных, действительных числах;

- степени с натуральными показателями и их свойствах;

- одночленах и правилах действий с ними;

- многочленах и правилах действий с ними;

- формулах сокращѐнного умножения;

- тождествах; методах доказательства тождеств;

- линейных уравнениях с одной неизвестной и методах их решения;

- системах двух линейных уравнений с двумя неизвестными и методах их решения.

- Выполнять действия с одночленами и многочленами;

- узнавать в выражениях формулы сокращѐнного умножения и применять их;

- раскладывать многочлены на множители;

- выполнять тождественные преобразования целых алгебраических выражений;- доказывать простейшие тождества;

- находить число сочетаний и число размещений;

- решать линейные уравнения с одной неизвестной;

- решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки и методом алгебраического сложения;

- решать текстовые задачи с помощью линейных уравнений и систем;

- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

Геометрия

Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:

- основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, ломаная, многоугольник;

- определении угла, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов;

- свойствах смежных и вертикальных углов;

- определении равенства геометрических фигур; признаках равенства треугольников;

- геометрических местах точек; биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;

- определении параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;

- аксиоме параллельности и еѐ краткой истории;

- формуле суммы углов треугольника;

- определении и свойствах средней линии треугольника;

- теореме Фалеса.

- Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;

- находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;

- устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;

- применять теорему о сумме углов треугольника;

- использовать теорему о средней линии треугольника и теорему Фалеса при решении задач;

- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

Основное содержание

 Выражения, тождества, уравнения (27 часов)

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Функции (14 часов)

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

  Степень с натуральным показателем (15часов)

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.

Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n;  аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.

Многочлены (21 час)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.  

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

Формулы сокращенного умножения (21 час)

Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3,  (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

Системы линейных уравнений (17часов)

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

Начальные геометрические сведения (8 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники (14 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

 Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

 Параллельные прямые (8 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

 Повторение (12 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 7 класса.

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Контроль

Дата

Корректировка

Алгебра

Геометрия

1 четверть -45 уроков

1

Повторение.

2.09

2

Повторение.

4.09

3

Повторение.

4.09

4

Числовые выражения. Вычисление значений числовых выражений.

5.09

5

Выражения с переменными

6.09

6

Вычисление значений выражений с переменными

9.09

7

Сравнение значений выражений

11.09

8

Строгие и нестрогие неравенства. Двойные неравенства.

СР  «Числовые выражения и выражения с переменной»

11.09

9

Свойства действий над числами.

12.09

10

Рациональные способы вычисления значений выражений

13.09

11

Тождества.

16.09

12

Тождественные преобразования выражений

18.09

13

Преобразование выражений. Обобщение по теме «Выражения, тождества»

СР  «Преобразования выражений»

18.09

14

Контрольная работа № 1.1 по теме «Выражения, тождества»

КР

19.09

15

Анализ контрольной работы.

Уравнение и его корни.

20.09

16

Линейное уравнение с одной переменной

23.09

17

Решение линейных уравнений с одной переменной

Математический диктант «Линейное уравнение с одной переменной».

25.09

18

Линейное уравнение с одной переменной

Самостоятельная работа  «Решение линейных уравнений»

25.09

19

Решение задач с помощью уравнений

26.09

20

Решение задач с помощью уравнений

27.09

21

Решение задач с помощью уравнений.

Самостоятельная работа  «Решение задач с помощью уравнений»

30.09

22

Решение задач с помощью уравнений.

Тест 2  «Выражения и их преобразования. Уравнения»

Обобщение, систематизация и коррекция знаний

2.10

23

Среднее арифметическое, размах и мода.

2.10

24

Нахождение статистических характеристик. Среднее арифметическое, размах и мода.

3.10

25

Медиана как статистическая характеристика

Практическая работа «Средние значения результатов измерения»

4.10

26

Обобщение по теме «Уравнения с одной переменной»

Самостоятельная работа  «Статистические характеристики»

7.10

27

Контрольная работа № 1.2 по теме «Уравнения с одной переменной»

КР

9.10

28

Анализ контрольной работы. Что такое функция?

9.10

29

Вычисление значений функции по формуле

10.10

30

Вычисление значений функции по формуле

Самостоятельная работа  «Вычисление значений функции по формуле»

11.10

31

График функции

14.10

32

Вычисление значений функции по графику. График функции.

16.10

33

Функции и их графики

Математический диктант «Функция. График функции»

16.10

34

Прямая пропорциональность и ее график

17.10

35

Прямая пропорциональность и ее график

Математический диктант «График прямой пропорциональности».

18.10

36

Линейная функция и ее график

21.10

37

Линейная функция и ее график

Математический диктант «График линейной функции».

23.10

38

Взаимное расположение графиков линейных функций

Самостоятельная работа  «Линейная функция и ее график»

23.10

39

Задание функции несколькими способами.

24.10

40

Обобщение, систематизация знаний по теме «Функции»

Тест «Функции»

25.10

41

Контрольная работа №1.3 по теме «Функции»

КР

28.10

42

Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем.

30.10

43

Определение степени с натуральным показателем

Математический диктант «Степень с натуральным показателем»

30.10

44

Умножение и деление степеней

31.10

45

Умножение и деление степеней

1.11

2 четверть – 35 уроков

46

Возведение в степень произведения и степени

11.11

47

Прямая и отрезок. Луч и угол.

13.11

48

Возведение в степень произведения и степени

13.11

49

Возведение в степень произведения и степени

Математический диктант «Свойство степени с натуральным показателем»

14.11

50

Сравнение отрезков и углов.

15.11

51

Степень с натуральным показателем

 Самостоятельная работа  «Степень с натуральным показателем»

18.11

52

Сравнение отрезков и углов.

20.11

53

Одночлен и его стандартный вид

20.11

54

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

Математический диктант «Одночлены»

21.11

55

Измерение отрезков

22.11

56

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

Самостоятельная работа  «Умножение одночленов»

25.11

57

Измерение углов.

27.11

58

Функции у=х2 и у=х3 и их графики

27.11

59

Функции у=х2 и у=х3 и их графики

28.11

60

Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.

29.11

61

Обобщение по теме «Степень с натуральным показателем»

Тест 4 «Степень с натуральным показателем. Одночлены»

2.12

62

Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.

4.12

63

Контрольная работа № 1.4 по теме «Степень с натуральным показателем»

КР

4.12

64

Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид.

5.12

65

Обобщение по теме «Начальные геометрические сведения»

6.12

66

Многочлен и его стандартный вид.

Самостоятельная работа.

9.12

67

Контрольная работа №2.1 по теме «Начальные геометрические сведения»

КР

11.12

68

Сложение и вычитание многочленов.

Математический диктант «Многочлены. Сумма многочленов»

11.12

69

Сложение и вычитание многочленов.

Самостоятельная работа  «Сложение и вычитание многочленов»

12.12

70

Анализ контрольной работы. Треугольники

13.12

71

Умножение одночлена на многочлен

16.12

72

Первый признак равенства треугольников.

18.12

73

Применение умножения одночлена на многочлен при решении уравнений

Математический диктант «Умножение многочлена на одночлен»

18.12

74

Умножение одночлена на многочлен.

Самостоятельная работа  «Умножение одночлена на многочлен»

19.12

75

Первый признак равенства треугольников. Решение задач.

20.12

76

Вынесение общего множителя за скобки

23.12

77

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Практическая работа «Медиана, высота, биссектриса треугольника»

25.12

78

Вынесение общего множителя за скобки при решении уравнений

Математический диктант «Вынесение общего множителя за скобки»

25.12

79

Разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки

26.12

80

Равнобедренный треугольник и его свойства.

27.12

3 четверть – 50 уроков

81

Обобщающий урок по теме «Многочлены»

13.01

82

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

Самостоятельная работа «Треугольники»

15.01

83

Контрольная работа № 1.5 по теме «Многочлены»

КР

15.01

84

Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен.

16.01

85

Второй признак равенства треугольников

17.01

86

Умножение многочлена на многочлен.

Математический диктант «Умножение многочленов»

20.01

87

Третий признак равенства треугольников

22.01

88

Умножение многочлена на многочлен при упрощении выражений .

Самостоятельная работа  «Умножение многочлена на многочлен»

22.01

89

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Математический диктант «Способ группировки»

23.01

90

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Самостоятельная работа  «Признаки равенства треугольников»

24.01

91

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Самостоятельная работа  «Разложение многочлена на множители»

27.01

92

Окружность. Задачи на построение.

29.01

93

Доказательство тождеств.

29.01

94

Деление с остатком.

30.01

95

Примеры задач на построение.

31.01

96

Произведение многочленов.

Обобщение по теме «Многочлены»

3.02

97

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Самостоятельная работа Признаки равенства треугольников. Задачи на построение»

5.02

98

Контрольная работа № 1.6 по теме «Многочлены».

КР

5.02

99

Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

6.02

100

Обобщение по теме «Треугольники»

7.02

101

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

10.02

102

Контрольная работа №2.2  по теме «Треугольники»

КР

12.02

103

Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности.

12.02

104

Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности.

13.02

105

Анализ контрольной работы. Определение параллельных  прямых

14.02

106

Квадрат суммы и квадрат разности.

Самостоятельная работа  «Квадрат суммы и квадрат разности»

17.02

107

Признаки параллельности  прямых.

19.02

108

Умножение разности двух выражений на их сумму.

19.02

109

Умножение разности двух выражений на их сумму.

20.02

110

Решение задач по теме «Признаки параллельности  прямых».

21.02

111

Разложение разности квадратов на множители.

24.02

112

Аксиомы параллельных прямых.

 

26.02

113

Разложение разности квадратов на множители

Самостоятельная работа  «Разность квадратов»

26.02

114

Обобщение по теме «Формулы сокращенного умножения»

Математический диктант «Формулы сокращенного умножения»

27.02

115

Свойства параллельных прямых.

28.02

116

Контрольная работа № 1. 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

КР

3.03

117

Аксиомы и свойства параллельных прямых.

5.03

118

Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен.

5.03

119

Преобразование целого выражения в многочлен.

6.03

120

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

7.03

121

Применение различных способов для разложения на множители.

10.03

122

Обобщение по теме «Параллельные прямые».

Самостоятельная работа  «Параллельные прямые»

12.03

123

Применение различных способов для разложения на множители.

12.03

124

Применение различных способов для разложения на множители.

Самостоятельная работа  «Применение различных способов разложения на множители»

13.03

125

Контрольная работа №2.3 по теме «Параллельные прямые».

т

14.03

126

Применение преобразований целых выражений.

17.03

127

Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника.

Практическая работа «Сумма углов треугольника»

19.03

128

Возведение двучлена в степень.

19.03

129

Преобразований целых выражений.

Тест 6 «Формулы сокращенного выражения»

20.03

130

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник.

21.03

4 четверть – 35 уроков

131

Обобщающий урок по теме «Формулы сокращенного умножения»

31.03

132

Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника.  Решение задач по теме «Сумма углов треугольника». Внешний угол треугольника.

2.04

133

Контрольная работа № 1. 8 по теме «Формулы сокращенного умножения»

КР

2.04

134

Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными.

3.04

135

Неравенство треугольника.

4.04

136

Линейное уравнение с двумя переменными.

7.04

137

Обобщение по теме «о соотношениях сторон и углов треугольника при решении задач».

Самостоятельная работа  «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

9.04

138

График линейного уравнения с двумя переменными.

9.04

139

График линейного уравнения с двумя переменными.

Самостоятельная работа  «Линейное уравнение с двумя переменными»

10.04

140

Контрольная работа № 2.4 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

КР

11.04

141

Система линейных уравнений с двумя переменными.

14.04

142

Система линейных уравнений с двумя переменными.

16.04

143

Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

16.04

144

Способ подстановки.

17.04

145

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

18.04

146

Способ подстановки.

21.04

147

Способ сложения.

23.04

148

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».

23.04

149

Способ сложения.

24.04

150

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».

Самостоятельная работа  «Прямоугольные треугольники»

25.04

151

Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными.

Самостоятельная работа  «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными»

28.04

152

Решение задач с помощью систем уравнений.

30.04

153

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

30.04

154

Решение задач с помощью систем уравнений.

1.05

155

Построение треугольников по трем элементам.

Самостоятельная работа  «Построение треугольника по трем сторонам»

2.05

156

Решение задач с помощью систем уравнений.

Самостоятельная работа  «Решение задач с помощью составления систем уравнений»

5.05

157

Решение задач с помощью систем уравнений.

7.05

158

Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

7.05

159

Обобщение по теме «системы линейных уравнений»

Тест 7 «Системы линейных уравнений»

8.05

160

Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

9.05

161

Контрольная работа № 1.9 по теме «Система линейных уравнений»

КР

12.05

162

Анализ контрольной работы. Повторение «Арифметические действия с рациональными числами».

14.05

163

Обобщение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

14.05

164

Повторение «Выражения и их преобразования».

15.05

165

Контрольная работа № 2.5 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

КР

16.05

166

Повторение «Решение уравнений и их систем».

19.05

167

Повторение «Решение текстовых задач».

21.05

168

Анализ контрольной работы. Повторение темы «Треугольники».

21.05

169

Повторение «Решение текстовых задач».

22.05

170

Повторение темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

23.05

171

Итоговый зачет

26.05

172

Итоговая контрольная работа №1.10 по алгебре.

КР

28.05

173

Контрольная работа № 2.6 итоговая по геометрии

КР

28.05

174

Анализ контрольной работы. Подведение итогов по алгебре.

29.05

175

Повторение темы  «Параллельные прямые».

30.05

Литература

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.  Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра. 7 – 9 классы. М., «Просвещение», 2013.  
  2. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Под редакцией Теляковского – изд. – М.: Просвещение, 2011
  3. Геометрия, 7 -9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.- 384 с.: ил.                                            

Методическая литература

  1. Бурмистрова Т.А. Алгебра  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
  2. Бурмистрова Т.А. Геометрия  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Иллюстрации (плакаты)

Комплект таблиц «Натуральные числа»

Средства ИКТ

Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор)

Операционная система Windows XP

Microsoft Offis 2007

Adobe Reader

KMPlayer

Информационные источники ( специализированные)

http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/

http://karmanform.ucoz.ru

http://polyakova.ucoz.ru/

http://le-savchen.ucoz.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.openclass.ru/

Требования к уровню подготовки семиклассников

В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

АРИФМЕТИКА

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

АЛГЕБРА

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • понимания статистических утверждений.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

        знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы  треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

Вахитова Ирина Мансуровна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...