Составные уравнения (технологическая карта урока с применением ИКТ)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок "Составные уравнения" разработан для учащихся, изучающих материал по учебнику "Математика 5" Н.Я.Виленкина и др. Урок ориентирован на расширение знаний по теме "Уравнение" и направлен на формирование познавательных и регулятивных УУД. Для проведения урока используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/sostavnye_uravneniya_5_klass.zip | 312.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского района Воронежской области
Технологическая карта урока математики в 5 классе
Составные уравнения
Подготовила и провела Медведева Татьяна Петровна
учитель математики 1квалификационной категории
х. Хвощеватое
2014г
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Медведева Татьяна Петровна | |||
Должность, категория | Учитель математики первой квалификационной категории | |||
Место работы | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа Калачеевского муниципального района Воронежской области | |||
Предмет | Математика | |||
Класс | 5 | |||
Тема урока, место в изучаемой теме, разделе | «Составные уравнения» (Урок из раздела «Действия с натуральными числами», второй в изучаемой теме) | |||
Тип урока | Комбинированный | |||
Цель урока | Формирование способности к построению и использованию алгоритма решения составных уравнений. | |||
Задачи урока | образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся умения решать уравнения, выбирать способ решения уравнения в зависимости от условия; ознакомить с двумя способами решения усложненных уравнений; развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы; воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении уравнений из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы. | |||
Планируемые результаты | предметные – учащиеся совершенствуют навыки решения уравнений; личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме и к изучению предмета; метапредметные: регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний для выполнения действия; познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач; коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | |||
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная и индивидуальная работы; работа в парах, с учебником. | |||
Риски | Тема урока окажется сложной для учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы в парах; не получится планируемая дискуссия при обсуждении ошибок самостоятельной работы. | |||
Средства обучения | Учебник, письменные принадлежности, презентация, экран, листы самоконтроля
| |||
Базовый учебник | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 30-е издание, исправленное. МНЕМОЗИНА. Москва, 2012. | |||
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приёмы, средства обучения | Формируемые УУД |
1.Организационный, 1 мин | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание. | Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. | Словесный | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение |
2.Мотивация учебной деятельности, 2 мин | - Предлагает послушать строки из стихотворения С. Маршака. Пусть каждый день и каждый час - Как вы понимаете эти строки? - Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. | Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. | (слайд №2) Метод стимулирования положительной самооценки | Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других; Личностные: умение проявлять познавательную инициативу |
3.Актуализация знаний,6 мин | 1) Проводит опрос (приложение №1),в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока. 2) Предлагает решить устно уравнения: х+43=65; y-74=12; 65-m=26 и вписать ответы в листы самоконтроля;
3) (y+64)-38=48; (x+98)+14=169
| -Актуализируют необходимые установки; -вспоминают основные определения, касающиеся уравнений; -выполняют задания и вписывают ответы в листы самоконтроля; -проводят подсчёт баллов за устную работу -устанавливаю, что таких уравнений они раньше не решали | Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля (прил. № 2) (слайды №3-10) Самопроверка Слайд №11 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения Личностные: смыслообразование |
4. Выявление причины затруднения Постановка цели деятельности, 2 мин. | -Чем эти уравнения отличаются от известных уравнений? -Объявляет, что такие уравнения называются составными (усложнёнными) - Предложите тему урока. - Корректировка темы урока. -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока? | -они содержат скобки; два действия -формулируют тему урока, записывают её в тетрадь -учащиеся самостоятельно формулируют цель урока | Проблемный диалог (слайд №12) | |
5. Изучение нового материала (открытие новых знаний и способов действий), 10 мин | - Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать; -подводит к тому, что способы их решения могут быть типичными. - Предлагает решить первое уравнение. - в процессе работы, оказывает помощь учащимся по запросу; -организует работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решение этого уравнения, предлагаемые авторами учебника; -предлагает составить алгоритм решения составных уравнений - Предлагает решить №375(а) на доске по образцу | -пробуют решить уравнение, предлагают свои способы решения уравнений; -свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах; -учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с учебником №375 стр. 61 -делают вывод: составные уравнения можно решать двумя способами. - под руководством учителя составляется алгоритм решения составных уравнений (приложение № 2) -два ученика решают уравнение на доске разными способами, объясняя классу каждый шаг | Частично поисковая, исследовательская деятельность; Работа в парах Работа с учебником (слайд № 13) Работа у доски | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. |
6. Физминутка, 2 мин | Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт. | Выполняют гимнастику для глаз. (приложение № 4) | Здоровье сберегающие (слайд №14) | Коммуникативные: умение работать по заданию. Личностные: формирование ЗОЖ |
7.Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений) 6 мин | Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь по их запросу. | №376 (в, д) № 377(а) | Работа у доски, в парах | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару; учатся формулировать собственное мнение и позицию Личностные: ориентация в межличностных отношениях |
8.Завершающий контроль, 5 мин | -Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу | Работают в парах, самостоятельно решают № 376(е) разными способами, осуществляют консультации, взаимопомощь, взаимоконтроль, сравнивают ответы № 377(б) составляют только уравнение Заполняют листы самоконтроля | Самостоятельная работа (слайд №15) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением |
9. Закрепление изученного материала, 7мин | Предлагает решить задачу №373(г) - Какое правило надо помнить при решении уравнений? (Неизвестное число обозначается за x) № 386(а) -Как называются задачи такого вида? (Комбинаторные) | Под руководством учителя записывают условие задачи, решают сам-но с последующей проверкой. -Ищут способы решения задачи | Частично поисковая, исследовательская деятельность; | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: самоопределение, смыслообразование |
10. Подведение итогов урока, оценивание знаний, 2 мин | Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания. Даёт качественную оценку работе класса и отдельных учащихся, комментирует оценки. | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и трудности. | Словесный | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация, допускать возможность существования у людей различных точек зрения Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
11. Рефлексия, 1 мин | Я заканчиваю урок в хорошем настроении, т. к. вы усвоили тему урока, научились решать сложные уравнения. А с каким настроением заканчиваете урок вы? | Оценивают работу за весь урок. | Смайлики (прил. № 5) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке
|
12. Домашнее задание, 1 мин | Учитель предлагает дозированное домашнее задание | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы. П.10, № 396, №397(в) Творческое задание: составить и решить задачу с помощью уравнения. Красиво оформить. | разноуровневое домашнее задание, творческое задание для сильных учеников (слайд №16-17) | Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение № 1
- Уравнением называется:
А) буквенное выражение;
Б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
В) числовое равенство.
- Решить уравнение - значит:
А) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);
Б) заменить букву в уравнении любым числом;
В) записать ответ.
- Корнем уравнения называется:
А) любое число;
Б) любое значение буквы;
В) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
- Сделать проверку уравнения – значит:
А) решить его ещё раз;
Б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;
В) вместо буквы подставить любое число.
5. Неизвестное слагаемое находится:
А) сложением; Б) умножением; В) вычитанием.
6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:
А) сложить вычитаемое и разность;
Б) из разности вычесть вычитаемое;
В) из вычитаемого вычесть разность.
7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:
А) из уменьшаемого вычесть разность;
Б) к уменьшаемому прибавить разность;
В) из разности вычесть уменьшаемое.
Ключ ответов 1)Тест
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ ответа | Б | А | В | Б | В | А | А |
2) Уравнения 1-3: 22; 86; 39
При выполнении задания используются листы самоконтроля, куда учащиеся вписывают выбранные ответы.
Приложение № 2
Лист самоконтроля
Вид задания | Ответ, способ решения | Шкала баллов | Суммарный балл за задание |
Тест | 7 | ||
Решение уравнений 1-3 | 3 | ||
Открытие новых знаний и способов | 2 | ||
Решение уравнений на доски №375 | 2 | ||
Работа в парах №376 е | 2 | ||
Составление уравнения по задаче № 377 б | 1 | ||
Самостоятельное решение задачи №373 г | 1 | ||
Решение комбинаторной задачи № 386 а | 2 | ||
Суммарный балл за работу | 20 |
Критерии оценок: 18-20б-«5»; 13-17б- «4»; 11-12б – «3»; меньше 11б- «2»
Приложение № 3 Алгоритм решения составных уравнений
1) Найти последнее действие;
2) Определить неизвестный компонент по последнему действию;
3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного;
4) Упростить правую часть;
5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня;
6) Сделать проверку (при необходимости);
7) Записать ответ.
Приложение № 4
Гимнастика для глаз.
Упражнения выполняются на счёт 1-2-3-4 стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Каждое упражнение повторяются 2-3 раза. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминутки: влево – вправо, вверх – вниз, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке.
Приложение № 5
Всё отлично! Было трудно, Старался, Было скучно…
но я разобрался. но многое не понятно.
Список используемой литературы.
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: МНЕМОЗИНА, 2012.
2. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5/Под ред. Жирмунского В.М., Маршака И.С. и др. – Москва: Художественная литература, 1970.
3.Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - Москва: Просвещение, 2010.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
1.http://adaptation-center.ru/cont/number/kompyuternaya-programma-gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey.php
2. http://avatars.kards.qip.ru/tags/show/смайл/129976/9/kolobok.htm
3. http://www.liveinternet.ru/users/4311407
4. http://phoenixfm.ru/forum.php?sfhbw=prewiew&akghz=?a=2557
5. http://forum.cybersalo.com/printthread.php?tid=6250
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока с применением ЭОР
Технологическая карта урока "Отечственная война 1812 года"...
Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.
Проект урока технологии по кулинарии в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....
Технологическая карта урока с применением здоровьесберегающих технологий
Технологическая карта урока с применением здоровьесберегающих технологий,математика,6 класс...
Технологическая карта урока с применением информационно - коммуникационных технологий
Технологическая карта урока с применением информационно - коммуникационных технологий, математика, 6 класс...
Разработка технологических карт уроков с применением цифровых и игровых технологий
В данном докладе показаны разработки нескольких технологических карт уроков с применением цифровых и игровых технологий для формирования познавательных УУД у учащихся на разных этапах урока.УМК: &laqu...
Технологическая карта урока , с применением здоровьесберегающих технологий:«Линейное уравнение с одной переменной».
При разработке урока были применены здоровьесберегающие технологии. При планировании содержания учебного материала и нагрузки учитывались особенности и потребности, обучающихся с ОВЗ. Урок напис...
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений по теме «Animals» с закреплением грамматики - образование превосходной степени имен прилагательных»;
Класс: 5Тема урока: AnimalsТип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель: создание условий для развития способностей обучающихся к отбору, анализу, презентации информа...