Оценка метапредметных достижений учащихся в рамках ФГОС
статья по алгебре на тему
Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_metapredmktnykh_rezultatov.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики.
По результатам тестирования по методике PISA (принципиально отличается от экзаменов и тестов, к которым привыкли российские школьники), Россия находится на 37-40 месте(2009год). Основные результаты международного исследования PISA 2012: повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране:
по математической грамотности на 14 баллов (с 468 до 482 баллов);
по читательской грамотности на 16 баллов (с 459 до 475 баллов);
по естественнонаучной грамотности на 8 баллов (с 478 до 486 баллов).
Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.
В ходе этого масштабного исследования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизненных ситуациях. Основная цель тестирования — ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» В ходе исследования проверяется математическая и естественнонаучная грамотность школьников, а также навыки усвоения прочитанного.
Причины: 70-80% - отсутствуют умения самостоятельной работы
60% - отсутствуют умения самостоятельной работы
70% - заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний
Выпускники проявляют низкий уровень мотивации.
Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях, наши учителя хорошо умеют рассказывать содержание учебного курса. Это подтверждают результаты тестирования TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов) и PIRLS (международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для 4-го класса), где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Мы стабильно держимся в десятке лучших стран, а по итогам PIRLS-2006 мы в первой тройке с Сингапуром и Гонконгом. Эти исследования возникли раньше, чем PISA, но именно последнее более всего соответствует XXI веку и запросам нового времени. Именно PISA , как считают международные эксперты, позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.
С введение новых стандартов уходит в прошлое школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков.
Задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова».
Согласно ФГОС система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
2) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
3) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
При переходе на ФГОС учителям предстоит "учить учиться" детей, а не давать им знания. Многие наши учителя до сих пор упорно учат предмету, но не учат ребенка.
ФГОС предполагает и по-новому оценивать детей. Оценку надо выставлять не только за знания, но и за приобретённые и усвоенные действия, т.е. метапредметные результаты.
Перед учителями возникают вопросы:
- ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
- КТО ОЦЕНИВАЕТ?
- КОГДА ОЦЕНИВАТЬ?
- КАК ОЦЕНИВАТЬ?
Чаще всего при оценивании ответов учащихся мы говорим: «Сегодня ты работал на уроке хорошо, тебе пять, а ты не очень хорошо, тебе четыре, а ты плохо….»
Представьте, что после посещения Вашего урока Вам бы сказали: «Мне Ваш урок совсем не понравился»…
Для того чтобы что-то оценивать, в том числе и учебные действия, должны быть разработаны четкие и понятные критерии, согласно которым мы даем оценку.
Принципы:
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Когда учащиеся знают нормы оценивания, то вопросов об оспаривании результата не возникает.
Формирование метапредметных результатов должно происходить на основе предметного содержания и быть целенаправленным процессом. Для этого необходимо разрабатывать специальные задания, которые позволят развивать и фиксировать динамику достижений учащихся.
На предметном содержании необходимо развивать метапредметные компетенции:
- Познавательные УУД - умение анализировать и сравнивать, умение извлекать и обрабатывать информацию, представленную в неявном виде, умение осуществлять логические операции;
- Регулятивные УУД - адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
- Личностные УУД – компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, воспитание доминанты постоянного нравственного самосовершенствования;
- Коммуникативные УУД – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные тестирования показывают, что с 5-го класса дети начинают стабильно терять интерес к учебе. Хочется надеяться, что новые образовательные стандарты как-то исправят ситуацию и любой ученик начнет осваивать не только «чистые» знания, но и метапредметные компетенции.
«Кто хочет сделать – ищет возможности, кто не хочет – причины». Давайте будем сообща искать возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС
Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС на примере предмета ОБЖ....
Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО
Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....
Оценка учебных достижений обучающихся в рамках ФГОС.
Как должны помочь себе ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?Учителю важно при построении образовательного процесса...
ДОКЛАД «ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС ОВЗ.»
ТЕМА ДОКЛАДА« ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС ОВЗ.»...
Система оценки и мониторинг личностных и метапредметных достижений в соответствии с ФГОС ООО
В данной работе постаралась подробно представить структуру планируемых результатов, особенности оценки личностных и метапредметных результатов. В приложении перечислены методики для мониторинга У...
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...
Решение физических задач при подготовке к ЕГЭ по математике при формировании метапредметных компетенций учащихся в рамках ФГОС.
Задания с прикладным содержанием, включённые в 2010 году в варианты ЕГЭ по математике под номером В10, представляют собой задачи на анализ физического явления, описываемого формулой функциональной зав...