Урок-сказка по теме "Площади и объёмы"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
На данном уроке в игровой форме с учащимися 5 класса рекомендую провести повторение материала по теме "Площади и объёмы". Вместе с героями мультфильма про кота Леопольда ученики не только отыщут клад, но и с удовальствиям осуществят путешествие в удивительный мир математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchadi_i_obemy_5_klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-сказка по теме «Площади и объёмы»
Математика, 5 класс
Учитель ГБОУ СОШ №719
Зеленоградского округа г. Москвы
Рауш Татьяна Георгиевна
Цели урока:
Обучающая: повторение темы, обобщение материала, подведение итогов
Развивающая: развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, памяти, грамотной математической речи
Воспитательная: формирование самостоятельности, аккуратности, взаимопомощи, доброго отношения к товарищам.
Учебное оборудование:
- электронная доска, где будет изображена карта путешествия. Если такой доски нет, то карту нарисовать на ватмане;
- формулы на электронной или обычной доске, где левая часть не закреплена с правой;
- текст вопросов для сам. работы,
- рисунок цветка (по количеству учащихся в классе) для выполнения дом. работы;
- необходимые заготовки на электронной или обычной доске для выполнения №6 и устного счёта
- сундук, а в нём надпись «В знании сила»
Конспект урока
Сегодня у нас урок повторения темы «Площади и объёмы».
И это будет урок-путешествие в сказку.
Мы все хорошо помним мультфильм про двух мышат и кота Леопольда, который пытается жить с ними дружно.
Сегодня мы не только узнаем новую историю о наших любимых героях, но и станем участниками событий.
Итак, приготовились…
Однажды утром, выйдя на прогулку, мыши обнаружили в одном из деревьев дупло. Дупло находилось высоко, и до него добраться можно было только с помощью лестницы. Каждая мышь принесла свою лестницу, чтобы поскорее узнать тайну дупла.
УСТНЫЙ СЧЁТ
На электронной или обычной доске заранее следует нарисовать дерево, к дереву с двух сторон приставлены лестницы. По одной лестнице ползёт серый мышь, по другой-белый. Вдоль лестниц написаны примеры для устного счёта:
I вариант помогает Серому мышонку:
4² ; + 2³; : 8 ; *15 ; - 29 ; -13 (ответ: 3)
II вариант – Белому:
5² ; + 3² ; :2 ; *3; -29; -16 (ответ: 6)
- Какая из мышей поднялась выше?
- На сколько выше?
- Во сколько раз её путь больше?
Итак, мы помогли мышатам попасть в дупло, значит, можем слушать историю их приключений дальше.
Из дупла мышата извлекли старую карту острова сокровищ. Они решили непременно отправиться на поиски клада! Мыши сели на корабль и поплыли к нужному острову…
Как только мышата ступили лапами на берег, согласно карте, перед ними возник непроходимый лес.
№1. Чтобы найти тропинку в лесу, необходимо помочь мышам сопоставить левые и правые части формул
(заранее на ёлках написать S прямоуг.= , S кв = , Vкуба= и т.д., а между ёлками разместить правые части формул, а потом переместить правые части формул к левым)
Pпрям. = 2(a+b)
Pкв. = 4a
Sпрям. = ab
Sкв. = a²
Sпов.куба = 6a²
Vкуба = a³
Sпов.парал. = 2ab+2bc+2ac
Vпарал. = abc
По найденной тропинке мышата пошли дальше, и вот на их пути возникла огромная скала. Чтобы её обойти нужно выполнить следующее задание:
№2. Выразите:
а) в квадратных сантиметрах:
15 дм²,
4 м² 3 см²,
14000 мм²;
б) в квадратных дециметрах:
12 м²,
3 м² 4 дм²,
4000 см²,
в) выполните действия:
4 см³ - 2 см³ 219 мм³
Сразу же за скалой начиналась большая долина камней. Мышатам нужно преодолеть её и найти выход к зелёным полям, где наконец-то они смогут подкрепиться…
№3. Решите задачу
а) Площадь поля прямоугольной формы – 116 га, ширина – 800 м. Найдите длину этого поля.
б) Найдите площадь земельного участка, который имеет форму прямоугольного треугольника, если стороны, образующие прямой угол равны 600 м и 900 м.
Как много вкусностей нашли мыши на полях. Но поля располагались рядом с деревней, и эти поля от мышей охраняли коты. Поможем мышатам пройти незаметно.
№4. Решите задачу
- Жители деревни хранят урожай в подвалах. Пока урожай не созрел, подвалы пустуют. Один из подвалов имеет форму куба. Высота этого помещения 3 м. Сколько кубических метров воздуха находится в подвале?
- Жители деревни хотят выложить бассейн плиткой. Длина бассейна 8 м, ширина – 4 м, глубина – 2 м. Размеры плитки 10 см х 10 см. Сколько для этого жителям потребуется плиток?
Мышата успешно миновали деревню и, наконец, они вышли к загадочной долине. Чтобы помочь им прейти эту долину, мы с вами вспомним компас…
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ (повернули глаза на север, потом на юг и т.д. обыграть в подобном роде упражнения для глаз)
Вот так легко мыши преодолели загадочную долину! Ну ведь на то она и загадочная, чтоб было легко… И мышата продолжили свой путь. Теперь они шли по лугу, усеянному великолепными белыми цветами полевой ромашки.
Ребята, а чем полевая ромашка полезна человеку?
(В народной медицине настой ромашки лекарственной используется при спазмах в области желудочно-кишечного тракта, при простуде, высокой температуре, при заболеваниях нервной системы, бессоннице, при воспалениях и ранах).
А ещё на ромашке гадали во все времена. Чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать «да», «нет», «сбудется», «не сбудется», пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом.
Мы должны помочь мышатам перейти ромашковое поле как можно скорее, поэтому выполним самостоятельную работу, где будем отвечать на вопросы «верно» - «неверно».
САМ. РАБОТА
I вариант
Согласны ли вы с утверждением:
- любой квадрат является прямоугольником;
- равные фигуры имеют равные площади;
- если ширина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;
- площадь любого прямоугольника можно вычислить по формуле квадрата;
- если периметры прямоугольников равны, то эти прямоугольники имеют равную длину и ширину.
_____________________________________________________________________
II вариант
Согласны ли вы с утверждением:
- некоторые прямоугольники являются квадратами;
- каждая грань куба квадрат;
- если длина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;
- любой прямоугольный параллелепипед является кубом;
- неравные фигуры имеют разные площади.
Собрать работы, проверить ответы (оба варианта: да, да, да, нет, нет)
Ромашковое поле позади, но путники оказались на берегу широкой и быстрой реки. Путешественникам надо было попасть на другой берег. Они сделали плот и начали переправу. Всё шло прекрасно, пока плот не приблизился к середине реки. Здесь быстрое течение подхватило его и понесло по реке. Мыши рассеянно смотрели друг на друга.
Мы должны решить за 1 минуту задачи и тогда мыши будут спасены.
№5. Решаем задачи (устно):
а) Плот плывёт по реке со скоростью 10 км/ч. Какое расстояние проплывёт плот за t часов?
б) Путешествуя на плоту, друзья за t часов проплыли 40 км. Какова скорость плота?
в) Путешественники на плоту проплыли 50 км, со скоростью V км/ч. сколько времени находились в пути путешественники?
И вот путешественники на другом берегу реки. И они уже близки к цели. Но клад находится в пещере.
И нам нужно помочь мышатам найти вход в пещеру.
№6. Составьте выражение для вычисления площади фигуры, изображённой на рисунке:
b
а c x
m
d y
n
Мы у цели! Сундук в наших руках!
Откроем его: В ЗНАНИИ СИЛА (записка в сундуке)
Что это за предложение? (пословица)
Вы согласны с ней? Почему?
Я тоже согласна.
ЗАПИСЬ Д./З. – выдать листы формата А4 с изображением цветка, дать рекомендации по д.з., все вычисления провести рядом с цветком.
ИТОГИ УРОКА: Чему мы научили мышат? Что вам понравилось?
При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
Какое настроение у вас после урока? Выразите своё настроение на листочках, которые находятся у вас на парте.
На этом наш урок закончен, мы нашли клад. И поняли, что клад это не всегда что-то материальное. Все были внимательны и активны. Благодарю за работу.
Листы ученикам для Д/З
Вычислите площадь фигур, составляющих цветок
Измерения и вычисления: ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"
Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Урок-сказка по теме "Натуральные числа" (по мотивам сказки "Золотой ключик")
Презентация к уроку...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"
Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...