урок-рефлексии "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Информационная карта урока рефлексии в 5 классе по теме " сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" разработана в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шушкова Нина Феодосьевна МБОУ «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С. Воронина»
Информационная карта урока
ФИО учителя: Шушкова Нина Феодосьевна
ОУ: МБОУ «РСОШ им. В.С. Воронина» г. п. Ревда
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Класс: 5 , уровень базовый
Количество уроков: 1 час
Тип урока: урок рефлексии
Планируемые образовательные результаты:
1) личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
2) метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
3) предметные:
- умение работать с математическим текстом;
- овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических задач;
- выполнять устные и письменные вычисления.
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом;
- проводить несложные доказательные рассуждения.
По ходу урока каждый учащийся заполняет таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
№ задания | Результат выполнения самостоятельной работы № 1 | № алгоритма, понятия, теоретического факта | Исправлено при работе с заданиями по выбору (самостоятельная работа № 2) | Исправлено по результатам самостоятельных работ № 1 и № 2 (самостоятельная работа № 3) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
- Этап мотивации.
Постановка цели урока. | 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 3. Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний |
- Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
I. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с классом и фиксируется на доске): 1) Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби. 2) Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 3) Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби. 5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого. 6) Вычислительные ошибки. II. Задания для самостоятельной работы № 1 (репродуктивный уровень, первичная проверка знаний: учащиеся заполняют колонки № 1 и № 2 таблицы)
Какую часть прочитал Миша за два дня?
А. Б. В. Г. | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2.Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве. 3.Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, обобщение, классификация. 4.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
- Локализация индивидуальных затруднений.
Взаимопроверка по эталону. Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 8 этапа урока конструктивного и творческого уровней. | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2.Регулятивные: контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 3.Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение. 4.Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
- Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Заполнение учащимися колонки № 3 таблицы: учащиеся на допущенные в самостоятельной работе №1 ошибки записывают номер понятия, алгоритма из теоретической базы 2 этапа урока и проговаривают их вслух вместе с классом: 1) Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби. 2) Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 3) Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби. 5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого. 6) Вычислительные ошибки. | Формируемые УУД 1.Личностные: самоопределение. 2.Регулятивные: познавательная инициатива, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата 3.Познавательные: структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия 4.Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения. |
- Реализация построенного проекта.
Задания для самостоятельной работы № 2 (репродуктивный уровень, отработка ошибок, допущенных в самостоятельной работе №1: учащиеся заполняют колонку № 4 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1). Взаимопроверка по эталону. 1. Выполните действия ; ; 1 - . 2. Решите уравнение: ; . 3. Для перевозки груза использовали несколько машин. На первую погрузили груза, на вторую - груза. Какую часть груза положили на две машины? 4.Задание с выбором ответа. Какое утверждение верно:
| Формируемые УУД 1. Личностные: учебно-познавательный интерес 2.Регулятивные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик 3.Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, построение логической цепи рассуждений 4.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
- Обобщение затруднений во внешней речи.
Учащиеся проверяют результаты выполнения самостоятельной работы № 2 по эталону и проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы из теоретической базы 2 этапа урока, на которые они снова допустили ошибки: 1) Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби. 2) Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 3) Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби. 5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого. 6) Вычислительные ошибки. | Формируемые УУД 1. Личностные: учебно-познавательный интерес 2.Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 3.Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей 4.Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задания для самостоятельной работы № 3 (репродуктивный уровень, проверка результатов отработки допущенных ошибок в самостоятельной работе № 1: учащиеся заполняют колонку № 5 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1). Самопроверка по эталону. 1. Выполните действия: ; 1 - ;. 2. Решите уравнение: ; . 3. Кот Базилио съел за обедом кг сосисок, а лиса Алиса на кг больше, чем Базилио. Сколько килограммов сосисок съели за обедом кот и лиса?
4. Задание с выбором ответа. Какое утверждение верно? А. Б. В. Г. | Формируемые УУД 1.Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция. 2.Познавательные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
- Включение с систему знаний и повторения.
Задания конструктивного уровня: 1. Три тракториста вспахали вместе поле. Бригадир записал, что один из них вспахал поля, второй - , а третий - поля. Не ошибся ли бригадир? 2. Назовите все пары правильных дробей со знаменателем 9, сумма которых равна. 3. Сравните значения выражений: и 4. Отправившись на прогулку, черепаха Тортила за первый час проползла км, что на км больше, чем за второй час. Сколько км проползла Тортила за два часа? Задания творческого уровня:
| Формируемые УУД 1.Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания 2.Регулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности 3.Познавательные: анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование) 4.Коммуникативные: адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения |
- Рефлексия.
Рефлексия изученного материала: было трудно...; я выполнял задания...; я понял, что...; теперь я могу...; я почувствовал, что...; у меня получилось ...; я смог...; я попробую...; …. | 1.Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности 2.Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 3.Познавательные: рефлексия способов и условий действия, 4.Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества. |
- Домашнее задание. Задается дифференцировано.
- Репродуктивный уровень: Математика 5 класс, авт. Виленкин Н.Я., М, « Мнемозина» ,2013г , № 1042 (а), 1041 (ежз)
- Конструктивный уровень: - найти и выписать из толкового словаря разные значения слова «дробь»
- Творческий уровень: придумать и решить задачу на сложение и вычитание обыкновенных дробей, используя элементы сказки. Оформить решение в виде рисунка.
Используемая литература:
- А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. « Математика 5 класс». Москва, «Вентана- Граф», 2013
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. Москва «Просвещение», 2011
- Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2013
- Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение», 2011
- Зоренко С.В – « Урок рефлексии». МБОУ СОШ № 49 г. Мурманск.
- В.Н. Рудницкая . Рабочая тетерадь № 2 для контрольных работ (к учебнику Н.Я. Виленкина « Математика 5 класс»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...
Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.
Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Я буду рада, если вам пригодится данный материал. Эта разработка будет интересна учителям, работающим в 5 классе....
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямиУчитель: Журбина Мария АнатольевнаЦели: 1) закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения выполнять действия с дробями, пр...
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
данная работа содержит технологическую карту( где по этапно расписаны УУД) и презентацию к уроку....
Урок по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями ФИО (полностью)Пестрикова Наталья Григорьевна Место работыГБОУ СОШ с. Хворостянка Дол...