№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | Время |
1 | Самоопределение к деятельности | - Ребята! Я рада видеть сегодня вас на уроке в хорошем настроении. Проверьте, все ли готово к уроку, уберите лишние предметы. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Я желаю вам хорошей работы. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу хорошего настроения | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: организация своей УД. Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Предметные: структурирование собственных знаний об умножении десятичных дробей. | 1-2 мин |
2 | Актуализация знаний | - Сегодня в очередной раз обратимся к миру чисел. Это действительно целый мир со своими законами. Еще великий математик древности Пифагор утверждал, что «Числа правят миром». Четкий, логичный язык чисел отражает многие жизненные явления. - Предлагаю вам решить анаграмму и исключить лишнее слово. На парте лежит анаграмма, которую вам предстоит разгадать, а затем попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.
| Учащиеся в парах решают анаграммы, выделяю лишнее слово из предложенных. Стараются сформулировать тему урока, используя полученные слова. | Личностные: готовность к самообразованию. Метапредметные: Регулятивные: организация своей УД. Познавательные: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Предметные: структурирование собственных знаний об умножении десятичных дробей. | 5-6 мин |
3 | Постановка учебной задачи (локализация затруднений) | - Сформулируем вместе тему урока. - Решите следующие примеры: 1) 3,5•2 2) 3,5•7 3) 3,5•74 4) 3,5•27 5) 3,5•7,4 - Что у вас получилось? - Сформулируйте проблему урока. - Какова цель нашего урока? | В примере 1) ученики умножение заменяют сложением; пример 2) – тоже; в примере 3) и 4) ученики пытаются умножить числа, но знаний недостаточно для получения верного ответа; пример 5) ученики не могут начать решать из-за недостатка знаний. Проблема урока: как умножить десятичную дробь на целое число и на десятичную дробь? Цель: открыть правило умножения десятичных дробей, учиться выдвигать гипотезы, логически мыслить, анализировать и делать выводы. | Личностные: связь между целью УД и ее мотивом, целеполагание. Метапредметные: Регулятивные: целеполагание, прогнозирование и планирование деятельности. Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение грамотно выражать свои мысли. Предметные: обобщение умений умножать натуральные числа. | 5-6 мин |
4 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | - Давайте вернемся к проблеме урока: как умножить десятичную дробь на натуральное число? - Какие есть предположения? - В учебник смотреть неинтересно. Давайте вы сами попробуете сформулировать правило такого умножения чисел. - Давайте попробуем разделить. Получилось.
- А как с примером 4)? Можем ли мы поступить таким же образом? - Как решить эту проблему? - Хорошо, передвинем. В какую сторону подвинем и на сколько цифр? - Можно ли так поступить с 5) примером?
- Тогда как мы можем сформулировать правило, по которому мы будем умножать десятичные дроби? - Найдите его в учебнике. |
Ученики предлагают посмотреть правило в учебнике. - Давайте 35 умножим на 74. Только если 3,5 в 10 раз меньше 35, то и результат умножения будет, наверное, в 10 раз меньше. То есть потом мы произведение разделим на 10. - Наверное, можем. Но 945 на цело не делится на 10. - Давайте передвинем запятую. - Влево, т.к. число должно получиться меньше и на 1 цифру, потому что в 10 есть один ноль. - Можем. И передвинем запятую на 2 цифры, т.к. в каждом множителе есть по одно цифре после запятой. - Нужно умножить, как натуральные числа, а потом отделить запятой столько цифр, сколько в обоих множителях вместе. Ученики сверяют сформулированное ими правило с учебником. | Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления, культура умственного труда. Метапредметные: Регулятивные:целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий. Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Предметные: представление учащихся о правиле умножения десятичных дробей и способах его доказательства.
| 6-7 мин |
5 | Первичное закрепление во внешней речи (обобщение затруднений во внешней речи) | - Теперь для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить у доски и в тетрадях несколько примеров: 1) 1,92 ∙ 3 2) 65, 112 ∙ 5 3) 0, 43 ∙ 3,2
| Ученики решают примеры в тетрадях, трое добровольцев решают примеры у доски, каждый раз проговаривая правило вслух. - 5,76
- 325,56
- 1,376
| Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование. Метапредметные: Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД. Познавательные: анализ, синтез, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция и оценка. Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах. Предметные: знание принципов умножения десятичных дробей. | 6-7 мин |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой | - Предлагаю вам для самостоятельного выполнения и последующей совместной проверки следующее задание: вам нужно заменить правильные ответы буквами. Вы получите фамилию человека, который внес значительный вклад в развитие десятичных дробей. - 1,2 ∙ 16
- 2,5 ∙ 14
- 3,5 ∙ 35
- 11 ∙ 1,7
- 0,65 ∙ 35
- 2,3 ∙11
- 2,81 ∙ 10
- 0,386 ∙ 100
- 0,64 ∙ 1000
35 | 28,1 |
| 22,75 |
| 19,2 |
| 12,25 | 640 | 25,3 | 18,7 | 38,6 | А |
| К |
| И |
| М | Г | Й | Ц | Н | И |
Леонтий Филиппович Магницкий в России в 1703г. Изложил учение о десятичных дробях в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная». | Ученики выполняют задание. - 19,2 – М
- 35,0 – А
- 122,5 – Г
- 18,7 – Н
- 22,75 – И
- 25,3 – Ц
- 28,1 – К
- 38, 6 – И
- 640 – Й
| Личностные: развитие инициативы и самостоятельности, смыслообразование Метапредметные Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих действий, саморегуляция деятельности. Познавательные: анализ, синтез, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные: умение применять на практике правило умножения десятичных дробей. | 4-5 мин |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Учитель предлагает ученикам необычное задание: первый ученик задумывает десятичную дробь, умножает ее на 5 и говорит второму; сосед умножает услышанное число на 2, переносит запятую влево на один знак и произносит число, которое задумал первый ученик. - А как такое может быть – об этом вы узнаете на следующем уроке. | Ученики в парах выполняют упражнение. Спрашивают у учителя, как такое может быть. | Личностные: критичность мышления, активность при решении математических задач, находчивость, активность. Метапредметные: Регулятивные: саморегуляция деятельности, Познавательные: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание. Предметные: умение применять правило умножения десятичных дробей в нестандартных ситуациях. | 4-5 мин |
8 | Рефлексия | Учитель проводит рефлексию с учениками, задавая им вопросы: - Какой была тема сегодняшнего урока? - Что узнали сегодня на уроке? - Что научились выполнять? - Что вам запомнилось сегодня? - Как можно применить в обыденной жизни полученные сегодня знания и умения? - Оцените свою работу на уроке.
| Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу на уроке, исходя из личных ощущений.
Домашнее задание: прочитать п.34, № 1330ав, № 1333а-д. | Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные Регулятивные: оценка своих достижений на уроке Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно. Предметные контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание алгоритма действий для получения верного результата. | 2-3 мин |