Рабочая программа учебного курса по математике « Подготовка учащихся к ГИА» (Интенсив) для учащихся 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему

Дудкина Ирина Константиновна

Рабочая программа по математике "Подготовка учащихся к ГИА"  «Интенсив» для учащихся 9 класса состоит из курса алгебры и геометрии. Рассчитана на 72 часа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Учебного курса

по математике « Подготовка учащихся к ГИА» (школа «ИНТЕНСИВ»)

для учащихся 9 класса

Учитель:  Дудкина Ирина Константиновна

Пояснительная записка.

Курс математики  «Интенсив» для учащихся 9 класса состоит из курса алгебры и геометрии.  Всего 72 часа. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная итоговая контрольная работа(тест) и устный опрос.

Цели преподавания:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи преподавания:

  • расширить сведения о свойствах функций, выработать умение строить график  квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;
  • выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  • развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
  • расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;
  • дать представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • формировать навык работы с тестовыми заданиями;
  • подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме.

Формы и методы, технологии обучения.

        Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.  Применяются работа с дидактическими материалами и контрольно-измерительными материалами.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

  1. Письменный контроль (итоговая контрольная работа, взаимопроверка);
  2. Тестовый (тестирование);
  3. Устный опрос (собеседование)

Большое внимание уделено упражнениям, которые обеспечивают усвоение основных теоретических знаний и формирование необходимых умений и навыков. Курс  ориентирован на решение задач предпрофильного обучения. Усилена прикладная направленность курса, обновлена тематика текстовых задач. Существенно увеличено число заданий развивающего характера, включены задания в форме тестов.

Раздел геометрии содержит систему упражнений, органически связанную с теорией. Большое внимание уделено упражнениям, которые обеспечивают усвоение основных теоретических знаний и формирование необходимых умений и навыков.

Тематическое планирование

 9 класс «Интенсив»

Название темы

Количество часов

1

Арифметические действия над натуральными числами

Степень с натуральным показателем

1

2

Делимость натуральных чисел. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

1

3

Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей

Арифметические действия с обыкновенными дробями

1

4

Арифметические действия с десятичными дробями

1

5

Модуль числа. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем

1

6

 Квадратный корень из числа.  Запись корней с помощью степени с дробным показателем

1

7

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Представление зависимости между величинами в виде формул

1

8

Проценты. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости

1

9

Буквенные выражения. Преобразования выражений. Свойства степени с целым показателем

1

10

Многочлен. Сложение, вычитание, умножение многочленов

1

11

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов.  Разложение многочлена на множители

1

12

Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители

1

13

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей.  Действия с алгебраическими дробями

1

14

Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

1

15

Линейное уравнений. Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения

1

16

Решение рациональных уравнений

1

17

Решение уравнений методом замены переменной.

1

18

Решение уравнений методом разложения на множители

1

19

Решение уравнения с двумя переменными

1

20

Система уравнений; решение системы

1

21

Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства

1

22

Системы линейных неравенств

1

23

Квадратные неравенства

1

24

Решение текстовых задач

1

25

Решение текстовых задач

1

26

Арифметическая прогрессия

1

27

Геометрическая прогрессия.

1

28

График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства,

1

29

Линейная функция, ее график. Гипербола

1

30

Квадратичная функция, ее график. Парабола.

1

31

Чтение графиков функций

1

32

Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых

1

33

Уравнение окружности.

1

34

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы.

1

35

Биссектриса угла и ее свойства

1

36

Прямая. Параллельность и перпендикулярность прямых.  Отрезок. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой

1

37

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот или их продолжений

1

38

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника

1

39

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора

1

40

Сумма углов треугольника.

1

41

Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса

1

42

Признаки подобия треугольников

1

43

Решение прямоугольных треугольников.

1

44

Основное тригонометрическое тождество.

1

45

Теорема косинусов и теорема синусов

1

46

Параллелограмм, Прямоугольник  их свойства и признаки

1

47

Квадрат, ромб, их свойства и признаки

1

48

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция

1

49

Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники

1

50

Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.  Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей

1

51

Касательная и секущая к окружности; равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки

1

52

Окружность, вписанная в треугольник.  Окружность, описанная около треугольника

1

53

Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника

1

54

Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника.

1

55

Расстояние от точки до прямой

1

56

Длина окружности

1

57

 Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности

1

58

Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции

1

59

Площадь треугольника

1

60

Площадь круга, площадь сектора

1

61

Объем прямоугольного параллелепипеда, куба, шара

1

62

Вектор, длина (модуль) вектора

1

63

Операции над векторами. Угол между векторами

1

64

Координаты вектора.  Скалярное произведение векторов

1

65

Описательная статистика

1

66

Вероятность. Представление о геометрической вероятности

1

67

 Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения

1

68

Решение текстовых задач

1

69-71

Контрольная работа (Тест)

3

72

Итоговое занятие

1

Планируемые результаты обучения.

Знать/понимать

  1. Существо понятия математического доказательства, приводить примеры доказательств.
  2. Существо понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов.
  3. Как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических задач.
  4. Как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости, приводить примеры таких описаний
  5. Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
  6. Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира, примеры статистических закономерностей и выводов.
  7. Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия, примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
  8. Смысл формализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при формализации.

Арифметика

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

Уметь

  • составлять формулу по условию задачи; осуществлять числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления в формулах, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую;  
  • применять свойства арифметических корней для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих корни;
  • решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений, линейные и несложные нелинейные;
  • решать линейные и квадратные неравенства и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа на координатной прямой и точки с заданной координатой на координатной плоскости; изображать множество решений неравенства на координатной прямой;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значение функции по ее аргументу, значение аргумента по значению функции;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; находить нужные формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами

Геометрия

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора,  угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин, в том числе тригонометрических функций; находить стороны, углы и площади треугольников, правильных многоугольников, некоторых четырехугольников, длины ломаных и дуг окружности; находить площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры  для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждения;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  •  находить вероятность случайного события в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности;
  • решения учебных и практических задач, требующих системного перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебный комплект для учащихся:

Макарычев и др. Алгебра 9. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2009-2012.

Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009-2012.

Контрольно-измерительные материалы.

Методические пособия для учителя:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.
  2. Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.
  3. Макарычев Ю.Н. Алгебра 9. Учебник для учащихся 9 класса с углубленным изучением математики. – М., Мнемозина, 2010г.
  4. Макарычев Ю.Н., Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова «Дидактические материалы по алгебре для 9 класса М., Просвещение 1996г
  5. А.Н. Рурукин, С.А. Полякова «Поурочные разработки по алгебре 9 класс», М.: «ВАКО», 2011г.
  6. И.В. Гришина «Математика (алгебра).9 класс. Тесты.» – Саратов: Лицей, 2011. в 2 частях.
  7. И.М. Сугоняев «Математика. 9 класс. Тренировочные работы к экзамену. ГИА.» – Саратов: Лицей, 2011.
  8. Алтынов П.И. Тесты. Алгебра  (7-9 кл.). М.:Дрофа 2000г
  9. Поурочные разработки по геометрии 9 класс / Н. Ф. Гаврилова. – М.: «ВАКО», 2011г.
  10. В.И. Жохов, Г.Д. Карташева, Л.Б. Крайнева – «Уроки геометрии в 7-9 классах», методические рекомендации для учителя к учебнику Л.С. Атанасяна, 2003г.
  11. Г.И. Кукарцева «Сборник задач по геометрии 7-9 классы», Москва «Аквариум», 1999г.
  12. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса- М. Просвещение, 2003.
  13. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 2003 г.
  14. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по математике "Математика в архитектуре"

Рабочая программа курса "Математика в архитектуре" составлена в соответствии с требованиями к составлению рабочих программ. Курс расчитан на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к математике и жела...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...

Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ»

Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Подготовка к ЕГЭ по математике» 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса по математике«Подготовка к ЕГЭ по математике»11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ, 9 КЛАСС»

Учащимся 9 класса предстоит сдача ОГЭ, содержание которого включает в себя материал всего курса математики неполной средней школы. Программа ставит своей задачей помочь учащимся системно и в короткие ...

Рабочая программа учебного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 9 класса

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются спецкурсы, которые позволяют расширить и систематизировать знания учащихся.Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс м...