Урок "Преобразование графиков тригонометрических функций"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Эйхгорн Елена Владимировна

Алгебра и начала анализа 10 класс
Урок-обобщение по теме «Графики тригонометрических функций» (90 минут)

Основная цель урока - рассмотрение всех всевозможных способов преобразования графиков функций. Предусмотрены задания на применение этих знаний для построения графиков тригонометрических функций, развитие пространственного воображения, умений нахождения причинно-следственных связей.

Структура урока рассчитана на использование современной образовательной технологии "Обучение в сотрудничестве" (командная групповая работа).

На уроке используется презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10 класс

Урок по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»

Использование современной образовательной технологии «Обучение в сотрудничестве» (командная групповая работа)

10 класс

Урок-обобщение по теме «Графики тригонометрических функций» (90 минут)

Цели урока:

  • Усвоение учащимися способов преобразования графиков функций.
  • Применение знаний для построения графиков тригонометрических функций.
  • Развитие пространственного воображения, умений нахождения причинно-следственных связей.
  • Привитие навыков доброжелательного общения, взаимопомощи, самооценки и взаимооценки.
  • Формирование у учащихся способов решения проблемных ситуаций в процессе коллективной работы в группах;
  • Воспитание аккуратности при оформлении решения задач, точности оформления и чтения графиков

На уроке используется презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Этапы урока

Урок 1.
Вступительное слово учителя
Учитель представляет учащимся тему урока, говорит о целях занятия и о задачах, которые предстоит решить учащимся в процессе урока. (2 минуты)

Разминка, краткое повторение сведений об основных тригонометрических функциях. Можно проводить в любой форме. Например, разбить учащихся на две команды вариант 1 – вариант 2 и организовать между ними «дуэль», на которой представители  команд по очереди будут задавать другой команде вопросы по представленному в данный момент на слайде графику функции. (5 минут)

Фронтальная работа
Вопрос учителя: Какие преобразования с графиками функций вы знаете? Как это отражено в аналитической записи функции? Данный вид работы желательно сопроводить появлением на экране иллюстрацией соответствующего преобразования. (10 минут)

После ответов учащихся их вниманию предлагается слайд, на котором отражены все виды преобразований. 

Работа в парах. Задание 1
На каждую парту выдается лист с заданием 1.  Для выполнения задания учащимся

 отводится 5 минут. В таблицах даны и основные и усложненные функции. И, вероятно, не все пары успешно справятся с заданием. Поэтому обязательно по окончании времени, отведенного на работу, надо провести проверку, с отображением правильных ответов на слайде. Имеет смысл при расхождении мнений потратить время на обсуждение и выяснение разногласий. Без отработки этого шага дальнейшее продвижение по материалу урока может оказаться для некоторых учащихся очень сложным или даже невозможным. (10 минут)

Работа в группах по 5-6 человек. Задание 2
Далее группам учащихся учитель напоминает о существовании функций, состоящих из кусочков функций различного вида и предлагает вниманию учащихся соответствующее задание. Время выполнения задания 5 минут. Каждая группа определяет аналитические записи функций, изображенных на всех 5 рисунках, но при обсуждении-защите дает один из пяти ответов с подробным пояснением своего решения. Эта проверка может занять от 5 до 10 минут. При необходимости учитель комментирует ответы ребят, вносит важные исправления.

Урок 2

Учащиеся продолжают работать в группах, сформированных на предыдущем уроке.

В начале работы учитель интересуется, насколько сложным для ребят оказался материал предыдущего часа, просит каждого учащегося дать оценку сложности материала по 5 бальной шкале (0-очень просто, 5-очень сложно) и посчитать в каждой группе среднюю оценку. Листочки со средней оценкой группы сдаются учителю, в дальнейшем учитель может варьировать уровень сложности выдаваемого группе задания в зависимости от указанной оценки.

Далее учитель знакомит учащихся с содержанием задания 3, которое им предстоит выполнить на следующем этапе. При этом на экране демонстрируется слайд с примером оформления данного задания. Необходимо предупредить группы не только о правильности, но и об аккуратности выполнения рисунка.

Задание 3 состоит из двух разнотипных видов работы:

- по виду представленной функции определить исходную функцию и все шаги преобразований исходной функции (карточки вариантов заданий даны в приложении 1);

- опираясь на график представленной функции, на отдельных рисунках выполнить еще шесть видов преобразований.

Данная работа займет основную часть второго часа (около 25 минут). Проверку результатов, представленных группами,  рекомендую выполнить экспертов – представителей  других команд. Учителю желательно быть наблюдателем и вмешиваться в процесс проверки только при необходимости.

Можно предложить «экспертам» такие критерии оценок:

Верно определена исходная функция

1 балл

Верно названы все шаги преобразований исходной функции

2 балла

Аккуратно и верно построены графики функций на соответствующих шагах преобразований

2 балла

За каждый верный и аккуратно построенный график из второй части задания

2 балла

Итого, максимальное количество баллов

17 баллов.

Заключительное слово учителя

Учитель интересуется мнением учащихся, считают ли они данное занятие нужным и полезным, что понравилось им в ходе урока, что нет. Что хотели бы изменить учащиеся в ходе урока? Какие компьютерные среды им могли бы помочь при выполнении заданий? При наличии времени можно даже продемонстрировать использование какой-либо компьютерной программы для построения или анализа графика некоторой функции.  Учитель подводит итоги урока, проговаривает, с чем успешно справились команды, что оставляет желать лучшего. Благодарит ребят за старание и хорошую совместную работу.

Домашнее задание
Постройте и исследуйте графики функций:

f(x)=0,5sin(x + п/4)        f(x)=3cos(│x- п/2│)        f(x)=2cos2(x – п/3) – 3


Приложение 1

Примеры карточек с графиками функций для задания 3 (часть 1)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преобразование графиков тригонометрических функций Урок-обобщение тем: «Графики тригонометрических функций» и «Способы преобразования графиков» 10 класс

Слайд 2

тригонометрические функции y=sin x

Слайд 3

Слайд 4

у = sin(x+  /4)

Слайд 5

y= sin x + 

Слайд 6

y=sin2x y=sin4x Y=sin0.5x

Слайд 7

y = cos2x y = cos 0.5x

Слайд 8

y = - sin3x y = sin3x

Слайд 9

y=2cosx y=-2cosx

Слайд 10

Y= cos(2x+  /3) y=cos(x+  /6) y= cos(2x+  /3) y= cos(2(x+  /6)) y= cos(2x+  /3) y= cos(2(x+  /6)) Y= cos(2x+  /3) y=cos2x

Слайд 18

Задание 3 часть 1 часть 2

Слайд 19

Домашнее задание Постройте и исследуйте графики функций: f(x)=0,5sin(x + п /4) f(x)=3cos(│x- п /2│) f(x)=2cos2(x – п /3) – 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы

Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...

Методическая разработка урока по математике:«Преобразование графиков тригонометрических функций»

Методическая разработка  урока  по математике: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся десятого класса. Урок сопровождается презентацией....

Эффективное использование интерактивной доски при построении графиков тригонометрических функций

Презентация рассказывает о возможностях интерактивной доски Interwrite...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...