Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения. Решение уравнений
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Мезенева Радмила Матвеевна

урок математики, 7 класс, урок- рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-рефлексии, 7 класс69.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Мезенева Радмила Матвеевна

2. Класс: ____7__

3. Предмет: математика.

4. Тема урока:  "Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения. Решение уравнений"по учебнику А.Г. Мордкович.  

Цель:

  • Деятельностная: формирование навыков разложения многочленов на множители, умение решать уравнения.
  • Образовательная: создание условий для закрепление формул сокращенного умножения,  умения использовать разложение на множители для решения уравнений.

Задачи:

Обучающие:

образовательные:

  • закрепить умение раскладывать многочлен с помощью формул сокращенного умножения;

Развивающие

  • развитие и мыслительной активности, используя различные формы работы;
  •  развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие математической речи и креативности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к различным способам действий;
  • воспитание толерантности.

Тип урока: Урок рефлексии.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Методы:

  • словесный (рассуждение, беседа);
  • практический (выполнение самостоятельной работы);
  • репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).

Ход урока:

время

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

УУД

Методический комментарий

1.

2 мин

Организационный

Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу

 Учитель оценивает готовность учащихся  к уроку.

Знакомит с эпиграфом урока.

Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение выказать свою точку зрения.

2.

10-15 мин

Актуализация знаний

Задача: актуализация опорных знаний и способов действий.

Устная работа

  1. Лови ошибку
  2. Найди соответствия

Спрашивает цели и тему урока.

Создание мотивации.

  1. Решение теста (помоги пирату открыть сундук, найти ключ).

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2.Решение заданий

3. Решение теста.

 

Личностные:

Нравственно - этические;

 выявление затруднений.

Регулятивные: целеполагание

контроль и коррекция,

самостоятельность.

Познавательные:

логические действия;

закрепление изученного материала.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.

2 мин

Локализация знаний

Корректирует знания учащихся

Анализируют свои ошибки, сравнивают решенную работу с эталоном, корректируют знания.

Познавательные:

сравнение, обобщение, формулирование вывода.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и учениками.

4.

3 мин

Построение проекта выхода из затруднений.

Учитель предлагает уравнений вида:

  1. a2 х2 –b2=0
  2. a2x2+2abx+b2=0

вместе с учениками выводят алгоритм решения уравнений.

Решение примеров и по алгоритму.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений; отработка навыков работы по формулам сокращенного умножения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.

3мин

Обобщение затруднений во внешней речи.

Обобщение и анализ возникших ошибок.

Учитель показывает как заполнять таблицу.

Решение заданий из карточек.

Проговаривают алгоритм решения уравнений с помощью формул сокращенного умножения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения примеров и задач, рефлексия способов и условий действия, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Решение примеров у доски с проговариванием.

6.

2 мин

Физкультминутка

Устали? Давайте немного отдохнем.

Учащиеся встают и выполняют определенные упражнения.

7.

10-13 мин

Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

Предлагает задания по уровням для корректировки допущенных ошибок.

Ребята выполняют самостоятельную работу, в случае затруднения обращаются к помощи учителя.

Дети проверяют правильность выполнения задания, оценивают себя.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Карточки с самостоятельной работой.

Эталон.

8.

3 мин

Включение в систему знаний и повторение.

Индивидуальные консультации

Выполняют исследовательскую работу. Заполнение таблицы и вывод.

Пропедевтическое задание.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

9

4 мин

Рефлексия деятельности (итог урока)

Домашнее задание.

Продолжи предложение:

Комментирует работу учащихся на уроке.

Запись задания в дневниках.

Выставление самооценки за урок

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Сценарий урока.

     1 этап. Организационный.

Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Рене Декарта, он сказал: «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять». Вы согласны с Декартом?

  1. этап. Актуализация знаний.
  1. Индивидуальная работа. Разбор ошибки домашнего задания. Разложите на множители:

(х+1)2–25 , (у–2)2–4, х2у2–1.

  1. Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание: Найти соответствия между многочленом и его разложением. Полученное слово и будет подсказкой темы урока.

a2+4a+4                                    е. решений нет

a29                                         к. (a49)(a4+9)

25x216                                   a.  (5x  4)(5x+4)

49x214x+1                             и.  (а33)(а3+3)

4x412x2y3+9y6                       з.  (a+4) 2

x4+49                                        р.  (a3)(a+3)

9y612x2y3+4x4                              д. (x27)(x2+7)

a69                                          в. (7x1)2

a1681                                       н. (2x23)2

                                                 у. (a+2) 2     

В: Какова же тема сегодняшнего урока? Цель урока?

  1. Вспомним, как решаются уравнения. Поможем пирату открыть сундук, найти ключ к замку.

Решение теста. Решите уравнения.

  1.  (х+3)(х2)=0

а) х=3; х=2;   б) х=;  х=2;   в) х=3;  х=;   г) х=;  х=2

  1. (а+3)2=0

а) а=;   б) а=3;   в) а=0;  а=3;    г) а=0; а=

  1. х2=0

а) х=2;  б) х=;  в) х=2;  х=;   г) решения нет

  1. a24a+4=0    

а) а=2;  б) а=;   в) а=4;   г) решения нет    

Проверка теста. (Ответ: б, а, в, а)

Оценка за тест заносится в лист оценивания.

ФИО

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ

ОЦЕНКА ЗА УРОК

  1. этап. Локализация знаний. Учащиеся анализируют свои ошибки, сравнивают решенную работу с эталоном, корректируют знания.
  2. этап. Построение проекта выхода из затруднений.

           В: Все ли уравнения легко решались. Вызвали ли какие – нибудь уравнения затруднения?  

              Рассмотрим подробнее эти уравнения. Разбор уравнения учеником, справившимся с заданием.      

  1. этап. Обобщение затруднений во внешней речи.

Решение 1 и 2 уравнения из карточек у доски с  комментарием. Правило заполнения таблицы.

1 вариант.

уравнение

ответ

Отметка о правильности выполнения

Ответ

Отметка о правильности выполнения

1

2

3

4

5

6

7

8

Эталон решения

  1. вариант.

1

2

3

4

                 (

         

                        t= –5

                 

         

                    t= 3

                 (

       

                        t= –22

                 (

         

        x1               x= –1

5

6

7

8

             (

       

                         

             (12z

   

                         

                 

         

                    t= –10

                 

         

                    a =  2,5

                2 вариант.

уравнение

ответ

Отметка о правильности выполнения

Ответ

Отметка о правильности выполнения

1

2

3

4

5

6

7

8

Эталон решения

  1. вариант.

1

2

3

4

                 (

         

                        t= –5

                 

         

                    t= 3

             (

       

                         

             (12z

   

                       

5

6

7

8

                 

         

                     

         

                 

         

                    a =  2,5

        ( 

c   

 (4

       3

                   

3 вариант.

уравнение

ответ

Отметка о правильности выполнения

Ответ

Отметка о правильности выполнения

1

2

3

4

5

6

7

8

Эталон решения

  1. вариант.

1

2

3

4

                 (

         

                        t= –5

                 

         

                    t= 3

             (

     

                       

                 

         

                     

5

6

7

8

 

        ( 

c   

(4

       3

                   

(4

       

                 

       

                 

  1. этап. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот

(Повороты корпусом)

Головой мы повертели

И за парты дружно сели.    

 Дети садятся на свои места)

  1. этап. Самостоятельная работа в парах  с самопроверкой по эталону.

 8 этап. Включение в систему знаний и повторение. 09.47

 Рассмотрим полученную таблицу. Какой вывод можно сделать, решая квадратное уравнение, которое можно свернуть по формуле сокращенного умножения?  Заполним кластер. Итак, если в левой части уравнения квадратный трехчлен, который можно свернуть по формуле, то сколько корней имеет уравнение?

Если в левой части квадратный двучлен, который можно свернуть по формуле, то уравнение имеет … корня.

                                   

Творческое задание.  

1 вариант.

 Для каждого выражения в строке укажите его словесное описание в столбце:

( с помощью знака v )

(а+в)²

(а-в)²

а²–в²

а²²

Квадрат суммы

+

Разность квадратов

+

Квадрат разности

+

Сумма квадратов

+

2 и 3 вариант.

m2 – 20m +  ...2 = (m –  ...)2

 ...  +  ...  + 81=(5a + ...)2

4a2 – …=(... – 3) (... + 3)

а3–…=(а–…)(…+2а+…)

      9 этап. Рефлексия деятельности.

              Продолжи предложения:

Я сегодня узнал…

Сегодня на уроке я понял…

Моим  самым  важным открытием сегодня на уроке стало…

Сегодня мне было непонятно…

Сегодняшний урок показал мне…

После сегодняшнего урока я захотел…

Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок учащимися в лист контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

- закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения,  отработать умения и навыки  применять их  при разложении многочлена на множители; - способствовать разви...

Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

Презентация содержит учебный материал по теме "Разложение на множители" к уроку алгебры в 7 классе...

Урок для 7 класса "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"

Данный урок является заключительным при изучении темы "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"  и построен в игровой форме....

"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"...

«Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения»

Урок по алгебре в 7 классе по теме «Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения»...

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. 7 класс...