Из практики объяснения темы "Вероятность" в школьном курсе, 9 класс.
материал по алгебре (8 класс) на тему

Никулина Александра Сергеевна

Очень часто в качестве причины низких результатов звучит «недостаточная мотивация»  обучающихся. Самым распространенным способом как-то повысить эту самую мотивацию является введение игровых технологий. В 5-6 классах различные виды игр проходят на «ура». Дальше - сложнее. В подростковом возрасте  ребята становятся  скептичными и прагматичными, увлечь игрой все труднее. А домашнее задание? Играть не с кем. 

Меня всегда смущал  дидактический  материал учебников. Колхозников сменили фермеры, но вычислять приходится те же самые отвлеченные от  интересов подростков величины.

Трудно найти на уроках математики животрепещущие для ребят  темы, когда бы загорелись их глаза не из-за формы изучения, а из-за содержания разбираемого материала.

«Вероятность» - такой раздел, где можно попытаться  соединить в глазах ребят математику и их повседневную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veroyatnost.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто в качестве причины низких результатов звучит «недостаточная мотивация»  обучающихся. Самым распространенным способом как-то повысить эту самую мотивацию является введение игровых технологий. В 5-6 классах различные виды игр проходят на «ура». Дальше - сложнее. В подростковом возрасте  ребята становятся  скептичными и прагматичными, увлечь игрой все труднее. А домашнее задание? Играть не с кем.  

Меня всегда  смущал  дидактический  материал учебников. Колхозников сменили фермеры, но вычислять приходится те же самые отвлеченные от  интересов подростков величины.

Трудно найти на уроках математики животрепещущие для ребят  темы, когда бы загорелись их глаза не из-за формы изучения, а из-за содержания разбираемого материала.

«Вероятность» - такой раздел, где можно попытаться  соединить в глазах ребят математику и их повседневную жизнь.

Ситуация №1. Провокация. На вводном уроке было предложено выйти самому смелому для эксперимента: можно было получить (то есть вытащить из конверта)  пятерку, выбрав  один из двух  вариантов попытки. С одной стороны от доски прикреплены 5 конвертов, в которых спрятаны 3 пятерки, а с другой стороны от доски находятся 6 конвертов  с  4 спрятанными пятерками. Есть одна попытка.  Обсуждаем со смельчаком и с классом какой вариант лучше. Слова «шансы», «возможности» постепенно приводят к необходимости выражать  вероятность количественно. Вводим математические понятия события, исхода, определение вероятности.

Ситуация №2. Закрепляем определение вероятности. Заходим на сайт всемирной организации здравоохранения. Рассматриваем таблицы с вероятностями осложнений от кори 1/300  и вероятности осложнений от прививки против кори 1/ 40000. Обсуждаем смысл этих величины, сравниваем, прикидываем, что первая в сто с лишним раз больше. Информация к размышлению, повод обсудить тему с родителями, особенно с родителями, настроенными против прививок (это модно),  и предложение озвучить встречные аргументы на следующем уроке.

Ситуация №3. Среди  вычислительных задач на вероятность, построения  «деревьев» и  таблиц просматриваем три невероятно смешных рекламы  тайской страховой компании "Вероятность - 0.0000001%".  http://www.youtube.com/watch?v=5vNuaYENkJw

Мне больше всего нравится третий сюжет. Выясняем, как «вероятность» звучит на английском, обсуждаем комичность происходящего.  Дискутируем, может ли человек без математических знаний  оценить  юмор этой рекламы.

Настроение поднято.

Ситуация № 4.  Рассматриваем билеты Гослото из 45 (настоящие), сначала охаем от возможного выигрыша, потом  изучаем текст  мелким шрифтом: вероятность выигрыша 1/8 145 060. Обсуждаем, что это означает. Подсчитываем  сколько получат организаторы от продажи 8 145  060 билетов и сравниваем с  величиной обещанного выигрыша. Все  впечатлены, во сколько раз первая сумма больше. Оцениваем пользу от информации «мелким шрифтом».

Ситуация №5. Разбираем «ошибку Даламбера». С портрета на нас смотрит веселый симпатичный человек. Материал  есть в Интернете, он очень доступен  для объяснения, понятен для ребят. Великие тоже ошибаются. Математика становится ближе.

Описанные моменты занимают мало времени, но польза от них большая. Не нужны становятся аргументы типа «тебе экзамены сдавать», «потом в работе пригодится». Математика  открывается вокруг здесь и сейчас, а  это для подростков важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Элементы дистанционного обучения в школьном курсе «Изобразительное искусство 1-7 классы» и «Искусство 8-9 классы».

Использование дистанционной формы обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю с...

разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии

Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...

Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.

методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...