рабочая программа по алгебре 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме
Данная программа составлена на основании программы: Т А. Бурмистровой « Сборник рабочих программ по алгебре 7-9 классы» М:Просвещение, 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8algebra.doc | 566 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено. Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла ______ Алексеева М.В. Протокол от 27.08.2014г. № 1 | Согласовано. Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 г. Лысково ___________Чехлова О.Ю. 29.08.2014г. | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ №3 г.Лысково __________ Блинова И.А.
Приказ от 29.08.2014г. №305-о |
МБОУ СОШ №3 г.Лысково
|
Рабочая программа
по алгебре 8 класс
Учителя математики
Мажухина Мария Александровна
Составлена на основании программы: Т А. Бурмистровой « Сборник рабочих программ по алгебре 7-9 классы» М:
Просвещение, 2011г.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
- Приказ МОНО от 31.07.2013 № 1830 « О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период до 2021 года»
- Программы основного общего образования: « Сборник рабочих программ по алгебре 7-9 классы» Т А. Бурмистровой М: Просвещение, 2011г.
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (п.6 ст.32);
- Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении РФ (с изменениями дополнениями от 09.09.1996 г.), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 г. № 57 «Об утверждении регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Положение о государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях Нижегородской области (с изменениями и дополнениями от 31.05.1995г.);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.09.2002 г. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Приказ Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Министерства образования Нижегородской области от 15.03.2010г.№ 224 « О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период»;
- Письмо департамента образования Нижегородской области №404-01-52/862 от 24.04.2006 г. «О методических рекомендациях»;
- Письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 24.05.2005 г. №27-01-52/1290 «О методических рекомендациях»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план
- и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012 г. №МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
- Устав школы, утвержден Администрацией Лысковского муниципального района, распоряжение № 666р от 06.06.2011 г.
- Основная образовательная программа образовательного учреждения (начального общего образования) 2011-2015гг., утверждённая приказом №66-0 от 21.03.2012г.
Общая характеристика учебного предмета.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
- Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
3) в предметном направлении
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Согласно учебному плану на изучение алгебры в 8 классе отводится 105 ч из расчета 3 ч в неделю. Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 8 классе изучается предмет "Алгебра".
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
Решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска и способов решения;
Исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
Проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Методы преподавания и учения.
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,
фронтальные, классные и внеклассные.
Основой для диагностики сформированности компетенций и контроля знаний являются:
Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт, работа по карточке.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения алгебры 8 класса ученик должен
Знать
- основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности;
- определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня;
- что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей;
- какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики;
- определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».
Уметь _
- осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений;
- выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график квадратичной функции и находить значения этой функции по графику или по формуле;
- выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни;
- решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений;
- решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений;
- записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной;
- применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем;
- выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять действия над приближенными значениями.
Результаты освоения содержания программы по алгебре 8 класс.
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы по математике.
Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, одночлен, многочлен, алгебраическая дробь, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Календарно-тематическое планирование
для 8а и 8 б классов.
3 часа в неделю, всего 102 часа.
№ пункта | Содержание материала | Кол-во часов | Дата | |
8 а, 8 б | ||||
По плану | Фактически | |||
Глава 1. Неравенства | 19 | |||
1 | Положительные и отрицательные числа | 2 | 1.09,3.09 | |
2 | Числовые неравенства | 1 | 6.09 | |
3 | Основные свойства числовых неравенств | 2 | 8.09,10.09 | |
4 | Сложение и умножение неравенств | 1 | 13.09 | |
5 | Строгие и нестрогие неравенства | 1 | 15.09 | |
6 | Неравенства с одним неизвестным | 1 | 17.09 | |
7 | Решение неравенств | 3 | 20.09,22.09, 24.09 | |
8 | Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки | 1 | 27.09 | |
9 | Решение систем неравенств | 3 | 29.09, 1.10,4.10 | |
10 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль | 2 | 6.10,8.10 | |
Обобщающий урок | 1 | 11.10 | ||
Контрольная работа № 1 по теме «Неравенства» | 1 | 13.10 | ||
Глава II. Приближенные вычисления | 14 | |||
11 | Приближенные значения величин. Погрешность приближения | 2 | 15.10,18.10 | |
12 | Оценка погрешности | 2 | 20.10,22.10 | |
13 | Округление чисел | 1 | 25.10 | |
14 | Относительная погрешность | 2 | 3.11,5.11 | |
15 | Практические приемы приближенных вычислений | 2 | 8.11,10.11 | |
16 | Простейшие вычисления на микрокалькуляторе | 1 | 12.11 | |
17 | Действия над числами, записанными в стандартном виде | 2 | 15.11,17.11 | |
18 | Вычисления на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному | 1 | 19.11 | |
19 | Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе | 1 | 22.11 | |
Глава III. Квадратные корни | 14 | |||
20 | Арифметический квадратный корень | 2 | 24.11,26.11 | |
21 | Действительные числа | 2 | 29.11,1.12 | |
22 | Квадратный корень из степени | 3 | 3.12,6.12, 8.12 | |
23 | Квадратный корень из произведения | 2 | 10.12,13.12 | |
24 | Квадратный корень из дроби | 2 | 15.12,17.12 | |
Обобщающий урок | 2 | 20.12,22.12 | ||
Контрольная работа № 2 | 1 | 24.12 | ||
Глава IV. Квадратные уравнения | 23 | |||
25 | Квадратное уравнение и его корни | 2 | 27.12,12.01 | |
26 | Неполные квадратные уравнения | 1 | 14.01 | |
27 | Метод выделения полного квадрата | 1 | 17.01 | |
28 | Решение квадратных уравнений | 3 | 19.01,21.01, 24.01 | |
29 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. Проверочная работа | 3 | 26.01,28.01, 31.01 | |
30 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 3 | 2.02,4.02, 7.02 | |
31 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 4 | 9.02,11.02, 14.02,16.02 | |
32 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени | 3 | 18.02,21.02, 25.02 | |
Обобщающий урок | 2 | 28.02,2.03 | ||
Контрольная работа № 3 | 1 | 4.03 | ||
Глава V. квадратичная функция | 16 | |||
35 | Определение квадратичной функции | 1 | 7.03 | |
36 | Функция | 1 | 9.03 | |
37 | Функция | 3 | 11.03,14.03, 16.03 | |
38 | Функция | 3 | 18.03,30.03, 1.04 | |
39 | Построение графика квадратичной функции | 5 | 4.04,6.04, 8.04,11.04, 13.04 | |
Обобщающий урок | 2 | 15.04,18.04 | ||
Контрольная работа № 4 | 1 | 20.04 | ||
Глава VI. Квадратные неравенства | 12 | |||
40 | Квадратное неравенство и его решение | 2 | 22.04,25.04 | |
41 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 5 | 27.04,29.04, 2.05,4.05, 6.05 | |
42 | Метод интервалов | 2 | 11.05,13.05 | |
43 | Исследование квадратного трехчлена | 1 | 16.05 | |
Обобщающий урок | 1 | 18.05 | ||
Контрольная работа № 5 | 1 | 20.05 | ||
Повторение. Итоговый зачет | 4 | 23.05,25.05, 27.05,30.05 |
График практической части
№ | Тема контрольной работы | Кол-во часов | Дата провед. |
8 а | |||
1 | Неравенства | 1 | |
2 | Квадратные корни | 1 | |
3 | Квадратные уравнения | 1 | |
4 | Квадратичная функция | 1 | |
5 | Квадратные неравенства | 1 |
Календарно-тематическое планирование по индивидуальному учебному плану обучающегося 8б класса
Юдина Ивана.
1 час в неделю, всего 34 часа.
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Сроки | |
Глава I. Неравенства | 6 | |||
1 | Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства. | 1 | 1.09 | |
2 | Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение неравенств. | 1 | 8.09 | |
3 | Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. | 1 | 15.09 | |
4 | Решение неравенств. | 1 | 22.09 | |
5 | Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Решение систем неравенств. Модуль числа. | 1 | 29.09 | |
6 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 | 1 | 6.10 | |
Глава II. Приближенные вычисления | 5 | |||
7 | Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценки погрешности. | 1 | 13.10 | |
8 | Округление чисел. Относительная погрешность. | 1 | 20.10 | |
9 | Простейшие вычисления на микрокалькуляторе. | 1 | 3.11 | |
10 | Стандартный вид числа. Проверочная работа. | 1 | 10.11 | |
11 | Вычисления на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному. Последовательность выполнения операций на микрокалькуляторе. | 1 | 17.11 | |
Глава III. Квадратные корни | 4 | |||
12 | Арифметический квадратный корень. Действительные числа. | 1 | 24.11 | |
13 | Квадратный корень из степени. | 1 | 1.12 | |
14 | Квадратный корень из произведения. Квадратный корень из дроби. | 1 | 8.12 | |
15 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 | 1 | 15.12 | |
Глава IV. Квадратные уравнения | 8 | |||
16 | Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. | 1 | 22.12 | |
17 | Решение квадратных уравнений. | 1 | 12.01 | |
18 | Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета. Проверочная работа. | 1 | 19.01 | |
19 | Уравнения, сводящиеся к квадратным. | 1 | 26.01 | |
20 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | 2.02 | |
21 | Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени. | 1 | 9.02 | |
22 | Обобщающий урок. | 1 | 16.02 | |
23 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 | 1 | 2.03 | |
Глава V. Квадратичная функция | 5 | |||
24 | Определение квадратичной функции. Функция y=x². | 1 | 9.03 | |
25 | Функция y=ax². | 1 | 16.03 | |
26 | Функция y=ax²+bx+c. | 1 | 30.03 | |
27 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 6.04 | |
28 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 | 1 | 13.04 | |
Глава VI. Квадратные неравенства | 4 | |||
29 | Квадратное неравенство и его решение. | 1 | 20.04 | |
30 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. | 1 | 27.04 | |
31 | Метод интервалов. Исследование квадратного трёхчлена. | 1 | 4.05 | |
32 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 | 1 | 11.05 | |
33 | Повторение. | 1 | 18.05 | |
34 | Итоговый зачет. | 1 | 25.05 |
График практической части
№ | Тема контрольной работы | Кол-во часов | Дата провед. |
1 | Неравенства | 1 | 6.10 |
2 | Квадратные корни | 1 | 15.12 |
3 | Квадратные уравнения | 1 | 2.03 |
4 | Квадратичная функция | 1 | 13.04 |
5 | Квадратные неравенства | 1 | 11.05 |
Содержание рабочей программы .
1. Неравенства (19 ч)
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.
Основная цель — сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.
Изучение темы начинается с повторения свойств чисел, что послужит, в частности, опорой при формировании умения решать неравенства цервой степени с одним неизвестным.
Свойства числовых неравенств составляют основу решения неравенств первой степени с одним неизвестным. При доказательстве свойств неравенств используется прием, состоящий в сравнении с нулем разности левой и правой частей неравенств. Доказываются теоремы о почленном сложении и умножении неравенств. Этих примеров достаточно для того, чтобы учащиеся имели представление о том, как доказываются неравенства. Выработка у учащихся умения доказывать неравенства не предусматривается. При решении неравенств и их систем используется графическая иллюстрация. Здесь же вводится понятие числовых промежутков.
Умение решать неравенства и их системы является основой для решения квадратных, показательных, логарифмических неравенств.
При изучении этой темы учащиеся знакомятся с понятиями уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля, получают представления о геометрической иллюстрации уравнения | х | = а и неравенств | х | > а, \ х | < а. Формирование умений решать такие уравнения и неравенства не предусматривается.
2. Приближенные вычисления (14 ч)
Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием погрешности приближения как показателем точности и качества приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.
Учащиеся знакомятся с понятиями приближенных значений величин и погрешностью приближения, учатся оценивать погрешность приближения, повторяют правила округления, получают представления об истории развития вычислительной техники, о задачах, решаемых с помощью ПК. Обучение работе на калькуляторе можно проводить в течение всего учебного года при рассмотрении различных разделов программы.
- Квадратные корни (14 ч)
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятия иррационального и действительного чисел; изучить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Понятие иррационального числа вводится после введения понятия арифметического квадратного корня и повторения сведений о рациональных числах в связи с извлечением квадратного корня из числа. Показывается нахождение приближенных значений квадратных корней с помощью калькулятора. Дается геометрическая интерпретация действительного числа. Таким образом, учащиеся получают начальные представления о действительных числах.
При изучении темы начинается формирование понятия тождества на примере равенства (Введению тождества должно предшествовать повторение понятия модуля, известного учащимся из курса математики 5—6 классов. Можно показать учащимся на числовой прямой решение уравнения | х | = а и неравенств | х | > а, | х | < а (если это не было сделано при изучении темы «Неравенства»).)
Приводятся доказательства теорем о квадратном корне из степени, произведения, дроби. Учащиеся учатся выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. При выполнении преобразований внимание в основном должно уделяться внесению числового множителя под знак корня и вынесению его из-под знака корня. При внесении буквенного множителя под знак корня достаточно ограничиться случаем, когда буквенный множитель положителен. Специальное место должно занять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Умения выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, необходимы как для продолжения изучения курса алгебры, так и в смежных дисциплинах.
4. Квадратные уравнения (23 ч)
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.
Основная цель выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.
Изучение темы начинается с решения уравнения вида хг = а, где а > 0, и доказательства теоремы о его корнях. Затем на конкретных примерах рассматривается решение неполных квадратных уравнений.
Метод выделения полного квадрата специально не изучается. Учащиеся на одном-двух примерах знакомятся с этим методом, чтобы осознанно воспринять вывод формулы корней квадратного уравнения. Эта формула является основной. Знание же остальных формул, которые приводятся в учебнике, не является обязательным.
Знакомство с теоремой Виета будет полезно при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на множители. Упражнения на применение теоремы Виета учащимся можно не выполнять, так как этот материал носит вспомогательный характер.
Ведется работа по формированию умения в решении уравнений, сводящихся к квадратным. Здесь основное внимание уделяется уравнениям с неизвестным в знаменателе дроби, задачам, сводящимся к решению уравнений такого вида.
Продолжается изучение систем уравнений. Учащиеся овладевают методами решения систем уравнений второй степени, причем основное внимание уделяется решению систем, в которых одно из уравнений второй степени, а другое первой, способом подстановки. Решение систем уравнений, где оба уравнения второй степени, имеет при данном изложении материала второстепенное значение.
В конце изучения темы рассматриваются координаты середины отрезка, формула расстояния между двумя точками плоскости, уравнение окружности. Для этого используется материал из курса геометрии.
В данной теме в связи с изучением квадратных уравнений дается понятие о комплексных числах. Знакомство с комплексными числами в алгебраической форме создает основу для расширения сформированных у учащихся представлений о числах. Этот материал не является обязательным для изучения, но может быть рассмотрен в ознакомительном плане при заключительном обобщении данной темы.
5. Квадратичная функция (16 ч)
Определение квадратичной функции. Функции у = х2. у = ах2, у = ах2 + bх + с. Построение графика квадратичной функции.
Основная цель — научить строить график квадратичной функции.
Изучение темы начинается с повторения знаний о линейной функции и примеров реальных процессов, протекающих по закону квадратичной зависимости. При этом повторяется разложение квадратного трехчлена на множители. Вводится понятие нулей функции.
Далее учащиеся последовательно знакомятся с графиками и свойствами функций у = х2, у = ах2, у = х2 + рх + q, у = ах2 + bх + с.
Построение графиков этих функций на конкретных примерах осуществляется по точкам. Основное внимание уделяется построению графика с использованием координат вершины параболы, нулей функции (если они имеются) и нескольких дополнительных точек. Преобразования же графиков являются вспомогательным материалом.
При изучении темы формируются умения определять по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, нули функции. (Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции и решение задач с их применением не входит в число обязательных умений.)
Здесь учащимся предоставляется возможность еще раз повторить решение систем двух уравнений, одно из которых первой, а другое второй степени.
6. Квадратные неравенства (12 ч)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Основная цель — выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Первым при изучении темы приводится аналитический способ решения квадратных неравенств, который требует повторения решения систем неравенств первой степени е одним неизвестным. Однако этот способ не является основным.
После повторения свойств квадратичной функции (нахождение координат вершины и определение направления ветвей параболы) учащиеся овладевают методом решения квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции.
При наличии времени можно познакомить учащихся с методом интервалов.
7. Повторение. Решение задач (4 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Оснащенность кабинета:
Техническое оборудование:
Компьютер, медиапроектор.
Учебно – лабораторное оборудование.
линейка, транспортир, циркуль, угольники.
Информационно-методическое обеспечение
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы: Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011.).
- Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.)-М.: Просвещение, 2009.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. (Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.)-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса (авторы: Зив Б. Г., Гольдич В. А.- СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2008-2010.
- Алгебра 7-8 класс тесты для промежуточной аттестации (под редакцией Лысенко Ф. Ф. –Ростов на Дону: ЛЕГИОН-М, 2009).
Список литературы для обучающихся
- Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.)-М.: Просвещение, 2009.
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. (Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.)-М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса (авторы: Зив Б. Г., Гольдич В. А.- СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2008-2010.
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. http://ege.edu.ru/www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Неравенства
Вариант 1
1. Pешите неравенство:
a) 7х – 3 > 9x - 8;
2. Докажите, что неравенство верно при любых значениях а.
3. Решите систему неравенств
4. Найдите все целые числа, являющиеся решением неравенства .
5. Длина прямоугольника больше 10 см, а ширина в 2,5 раза меньше длины. Докажите, что периметр прямоугольника больше 28 см.
Вариант 2
1. Pешите неравенство:
a) 6х – 9 > 8x +2;
2. Докажите, что неравенство верно при любых значениях а.
3. Решите систему неравенств
4. Найдите все целые числа, являющиеся решением неравенства .
5. Одна из сторон параллелограмма меньше 5 см, а другая в 4 раза больше неё. Докажите, что периметр параллелограмма меньше 50 см.
Контрольная работа №2
Квадратные корни
Вариант 1
1. Сравните: а)
2. Вычислите: а)
3. Упростите выражение:
а)
4. Вынесите множитель из-под знака корня при
5. Сократить дробь .
6. Исключите иррациональность из знаменателя дроби:
7. Сократите дробь при
Вариант 2
1. Сравните: а)
2. Вычислите: а)
3. Упростите выражение:
а)
4. Вынесите множитель из-под знака корня при
5. Сократить дробь
6. Исключите иррациональность из знаменателя дроби:
7. Сократите дробь при
Контрольная работа № 3
Квадратные уравнения
Вариант 1
1. Решите уравнение:
а)
2. Разложите на множители:
3. Расстояние 48 км по озеру теплоход проплыл на 1 ч быстрее катера. Найдите их скорости, если скорость теплохода на 4 км/ч больше.
4. Решите систему уравнений
5. Упростите выражение
Вариант 2
1. Решите уравнение:
а)
2. Разложите на множители:
3. Расстояние 60 км Петя проехал на велосипеде на 1 ч быстрее Васи. Найдите их скорости, если скорость Пети на 3 км/ч больше.
4. Решите систему уравнений
5. Упростите выражение
Контрольная работа № 4
Квадратичная функция
Вариант 1
1. Постройте график функции
Найдите:
а) наименьшее значение функции;
б) значения х, при которых значение функции равно 5;
в) значения х, при которых функция принимает положительные значения; отрицательные значения;
г) промежутки, на которых функция возрастает; убывает.
2. Найдите координаты вершины параболы Постройте этот график.
3. Функция наибольшее значение принимает в точке Найдите это значение.
4. Периметр прямоугольника 80 см. Какими должны быть его длина и ширина, чтобы площадь прямоугольника была наибольшей?
Вариант 2
1. Постройте график функции
Найдите:
а) наименьшее значение функции;
б) значения х, при которых значение функции равно 8;
в) значения х, при которых функция принимает положительные значения; отрицательные значения;
г) промежутки, на которых функция возрастает; убывает.
2. Найдите координаты вершины параболы Постройте этот график.
3. Функция наименьшее значение принимает в точке Найдите это значение.
Контрольная работа №5
Квадратные неравенства
Вариант 1
1. Решите неравенство:
2. Решите методом интервалов неравенство
3. Решите неравенство:
Вариант 2
1. Решите неравенство:
2. Решите методом интервалов неравенство
3. Решите неравенство:
4. Число 140 представьте в виде суммы двух чисел так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...