Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач" 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_metody_resheniya_fizicheskih_zadach_11_klass.doc | 930 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Методы решения физических задач»
для 11а класса
Распутиной Анны Александровны,
учителя физики
п.г.т. Излучинск
2021/2022 учебный год
- Пояснительная записка
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический (математический), экспериментальный), но организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся. Сегодня знания учащихся по физике явно демонстрируют все большую дифференциацию выпускников по качеству подготовки. Прослеживается тенденция явного роста качества подготовки сильной группы учащихся и все большее отставание от них групп выпускников с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями подготовки. Причем ранее это отставание определялось в основном как качественный показатель, т.е. слабые учащиеся делали больше вычислительных ошибок, не могли довести до конца решение. Постепенно картина меняется в сторону количественных показателей, выделяются целые темы и элементы содержания, которые «выпадают» из поля зрения всей этой группы выпускников, они начинают отставать не только по качеству подготовки, но и по объему знаний.
Элективный курс «Методы решения физических задач» рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе программ: В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год и Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 11 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах. Настоящий курс рассчитан на преподавание в объеме 35 часов. Занятия проводится 1 час в неделю.
Цели курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
- Задачи курса:
- 1. углубление и систематизация знаний учащихся;
- 2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- 3. овладение основными методами решения задач.
Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).
Содержание программы
1. Физическая задача. Классификация задач (2 часа)
2. Правила и приемы всех видов задач (3 часа)
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
3. Динамика и статика (4 часа)
Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.
Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела, брошенного вертикально вверх, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела. Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения.
4. Законы сохранения (4 часа)
Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.
5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 часа)
Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы.
Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
6. Основы термодинамики (3 часа)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.
7. Электрическое и магнитное поля (3 часа)
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
8. Постоянный электрический ток (4 часа)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
9.Электромагнитные колебания и волны (9 часов)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение графиков. Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание обучения. Разделы. Темы | Дата | |
План | Факт | ||
Физическая задача. Классификация задач. (2ч) | |||
1.1 | Физическая теория и решение задач. | ||
2.2 | Примеры задач всех видов. | ||
Правила и приемы решения задач всех видов. (3ч) | |||
3.1 | Общие требования при решении задач. | ||
4.2 | Этапы решения задач. | ||
5.3 | Анализ решения задач и его значение. | ||
Динамика и статика. (4ч) | |||
6.1 | Координатный метод решения задач. | ||
7.2 | Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. | ||
8.3 | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных системах отсчета. | ||
9.4 | Подбор и составление сюжетных задач. | ||
Законы сохранения. (4ч) | |||
10.1 | Классификация задач по механике. | ||
11.2 | Задачи на ЗСИ и реактивное движение. | ||
12.3 | Взаимопроверка решаемых задач. | ||
13.4 | Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. | ||
Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. (3ч) | |||
14.1 | Качественные задачи на основные положения МКТ. | ||
15.2 | Задачи на описание поведения идеального газа. | ||
16.3 | Задачи на свойства паров. | ||
Основы термодинамики. (3ч) | |||
17.1 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. | ||
18.2 | Задачи на тепловые двигатели. | ||
19.3 | Конструкторские задачи и задачи на проекты. | ||
Электрическое и магнитное поле. (3ч) | |||
20.1 | Задачи разных видов на описание электрического поля. | ||
21.2 | Задачи разных видов на описание магнитного поля. | ||
22.3 | Решение качественных и экспериментальных задач. | ||
Постоянный электрический ток. (4ч) | |||
23.1 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления электрических цепей. | ||
24.2 | Ознакомление с правилами Кирхгофа. | ||
25.3 | Расчет участка цепи, имеющей ЭДС. | ||
26.4 | Задачи на описание постоянного электрического тока в средах. | ||
Электромагнитные колебания и волны. (9ч) | |||
27.1 | Задачи на описание явления ЭМИ. | ||
28.2 | Задачи на переменный ток. | ||
29.3 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн. | ||
30.4 | Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн. | ||
31.5 | Задачи по геометрической оптике. | ||
32.6 | Задачи по геометрической оптике. | ||
33.7 | Классификация задач по СТО. | ||
34.8 | Классификация задач по СТО. | ||
35.9 | Классификация задач по СТО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач » для учащихся 10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...
Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс
Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение физических задач» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«Решение физических задач»УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.02 Физика Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной т...
Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 класс
Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....
Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 класс
Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....
Программа элективного курса «Решение физических задач»
Основная направленность элективного курса:— обеспечить дополнительную поддержку студентам для сдачи экзамена по физике;-развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне....