"Определение производной"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
План конспект урока "ЗадачиЮ приводящие к понятию производной. определение производной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_proizvodnoy.zip | 586.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аллабердинская СОШ»
План конспект урока:
Задачи, приводящие к понятию производной.
Определение производной.
- Учитель физики и математики Алибаев Закир Алимович
Аллабердино
2014
Тема урока:
Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной.
Цели урока: ввести понятие производной, рассмотреть задачи, приводящие к понятию производной, закрепить умение применять физический и геометрический смысл производной на конкретных примерах.
Ход урока.
I. Организационный момент (3 мин)
Сообщить тему и цели урока.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.(10 мин)
Два ученика у доски решают №39.45 (в, г) из домашнего задания, в это время идет фронтальный опрос, после которого обсуждается решение примеров на доске.
Фронтальный опрос проводится по слайдам №2, №3 и по обсуждению домашнего задания.
- Дать определение предела функции на бесконечности. Геометрический смысл.
- Дать определение предела функции в точке. Какая функция называется непрерывной в точке?
- Дать определение приращения аргумента и приращения функции.
III. Изучение нового материала. (20мин.)
Рассмотрим простейшие задачи по математике на совместное движение и работу: 1). Легковушка со скоростью 90 км/ч и грузовик -60 км/ч едут навстречу друг другу. Через какое время они встретятся, если в начале расстояние между ними было 300 км. 2). Трактор К-700 вспахивает 90 соток пашни в час, а ДТ-75- 60 соток в час. За какое время они вспашут 300 соток пашни?
Что объединяет эти задачи? Какие математические модели мы знаем?
Рассмотрим две задачи. Слайды №4,5.
Задача №1 (о скорости движения) По прямой, на которой заданы начало отсчета, единица измерения и направление, движется некоторое тело. Закон движения задан формулой s=s(t), где t-время, s(t)-положение тела на прямой в момент времени t по отношению к началу отсчета. Найти скорость движения тела в момент времени t.
Задача №2 (о касательной к графику функции) Дан график функции у=f(x). На нем выбрана точка А (х,f(х)), в этой точке к графику функции проведена касательная. Найти угловой коэффициент касательной.
С понятием предела непосредственно связано понятие производной.
Систематическое учение о производных было развито Лейбницем и Ньютоном, Ньютон исходил их задач механики ( ньютонов анализ создавался одновременно с ньютоновской классической механикой). Лейбниц же исходил из геометрических задач. И не случайно мы рассмотрели две различные, но фундаментальные задачи, которые утвердились в математике как физический и геометрический смыслы производной. Слайд №6.
Итак, определение производной:
Производная непрерывной функции в данной точке равна пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.
f ′ (𝑥) = .
Обозначается f ′(х) или df/ dx, где df – дифференциал функции,
dx - дифференциал аргумента (дифференциал – бесконечно малое приращение).
Если функция имеет производную в точке хо, то ее называют дифференцируемой в точке хо. Процедуру нахождения производной функции называют дифференцированием функции. Слайды №7,8.
Вывод. Физический смысл производной заключается в том, что мгновенная скорость – это производная пути по времени:
v = S′ (t)
Вспомним определение ускорения: а = ∆v/∆t, но если ∆t→0, то
а = Итак, задача механики о нахождении скорости тела в любой момент времени решена. Нужно только вычислить предел отношения приращения пути к приращению времени, если приращение времени стремится к нулю, т. е. найти производную пути.
Вывод. Геометрический смысл производной заключается в том, что угловой коэффициент или тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке с абсциссой 𝑥 равен производной функции в этой точке:
kкас = tg α = f ′ (𝑥)
IV. Динамическая пауза
V. Закрепление изученного материала.
Устно решаются номера 40.2,4,5(а,б) (Слайд №9), 40.9*(а) из учебника : Алгебра и начала математического анализа 10 класс (профильный уровень). Под редакцией А. Г. Мордковича.- М. :Мнемозина, 2013.
Домашнее задание: §40, № 40.3,5(в,г), №40.9*.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение производной
урок введения нового материала.Презентация выполнена с элементами анимации...
Разработка урока по алгебре в 10 классе "Определение производной"
В разработке данного урока вводится определение производной, освещены страницы истории создания производной....
Разработка урока по теме: «Определение производной». Математика 10 класс. Учитель Петрова Н.П. МНБОУ «Лицей №76» г. Новокузнецк.
В разработке урока представлено технологическая карта урока и презентация....
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...
Методическая разработка "Производная и ее применение.Определение производной"
Методическая производная...
Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...
Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...