Разработка урока по алгебре в 10 классе "Определение производной"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
В разработке данного урока вводится определение производной, освещены страницы истории создания производной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_proizvodnaya.rar | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Ребята! Мы с вами начали изучение большой и важной темы “Производная”. Запишите тему урока: “Определение производной”.
Математика в школе – это достаточно сложный предмет и самое главное для учащихся – понять, зачем она нужна. Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни? Давайте попробуем вместе в этом разобраться.
В начале урока мне хочется дать вам небольшую историческую справку.
Понятие «производная» возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики.
Великий французский математик Пьер Ферма в 1629 г. Научился находить касательные к алгебраическим прямым.
В 1638г Ферма поделился этим открытием со своим земляком Рене Декартом, который тоже занимался этой проблемой и нашел свой метод построения касательных к алгебраическим кривым.
Ферма далеко продвинулся в применении дифференциальных методов. Он использовал их не только для проведения касательных, но, к примеру, для нахождения максимумов, вычисления площадей.
Однако ни Ферма, ни Декарт не сумели свести полученные научные выводы и результаты в единую систему. Тем не менее, выдвинутые идеи не пропали в пустую. Многие из них легли в основу нового метода математического анализа – дифференциального исчисления.
«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».
Основоположниками этого метода считаются Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) и Исаак Ньютон (1642 – 1727).
Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время.
И. Ньютон в основном опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, а Г. Лейбниц использовал понятие бесконечно малой.
С помощью диф. исчисления был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки XVII века.
Очень многие великие ученые внесли свой вклад в зарождение и развитие диф. исчисления. Среди них - Джеймс Грегори, Якоб Бернулли, Гийом Франсуа Лопиталь, Леонард Эйлер, Карл Фридрих Гаусс, Жозеф Луи Лагранж, который в 1797 г.ввел термин «производная» и современные обозначения y’ , f ’ .
В настоящее время понятие производной находит большое применение в логистике и коммерческой деятельности. Умение применять производную к исследованию функции - важный элемент математической культуры.
Продолжить свой урок мне хочется словами Бориса Пастернака
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований,
До корней, до сердцевины.
И сейчас мы постараемся дойти до самой сути определения производной и покажем ее применение в различных областях знаний.
Рассмотрим задачи, приводимые к понятию производной.
Представим себе, что мы отправляемся в автомобильную поездку. Садясь в машину, посмотрим на счетчик километража. Теперь в любой момент времени мы сможем определить путь пройденный машиной. Скорость движения мы узнаем по спидометру. А теперь попробуем решить ту же задачу, не выходя из дома.
Пусть по прямой на которой заданы начало отсчета, единица измерения (метр) и направление, движется некоторое тело (материальная точка). Закон движения задан формулой S=S(t). T – время в сек; S(t) – положение тела на прямой в момент времени t по отношению к началу отсчета (в м). Найти скорость движения тела в момент времени t (в м/с).
Решение.
Пусть в момент времени t тело находилось в т.М. ОМ=S(t). Дадим аргументу t приращение и рассмотрим положение точки в момент времени .
Значит за секунд тело переместиться из т.М в т.Р
Найдем среднюю скорость движения тела за промежуток времени
Если , то получим скорость в момент времени - мгновенную скорость.
Задача о касательной к графику функции.
Чтобы составить наглядное представление о том, как провести касательную, нужно вообразить себе, что к кривой, изготовленной из жесткого материала (например, из проволоки), вы приставляете линейку так, чтобы она коснулась этой кривой в выбранной точке. Если вы вырезаете из бумаги криволинейную фигуру, то ножницы направлены по касательной к ее границе.
Постараемся перевести наглядное представление о касательной на более точный язык. Будем считать, что кривая — это ломаная с очень большим числом маленьких звеньев. Именно такая точка зрения была у создателей дифференциального исчисления. В первом учебнике по анализу, написанном 300 лет назад последователем Лейбница маркизом Лопиталем, дано следующее определение касательной: «Если продолжить одно из маленьких звеньев ломаной, составляющей кривую линию, то эта продолженная таким образом сторона будет называться касательной к кривой»
Дан график функции . На нем выбрана точка , в этой точке к графику проведена касательная. Найти угловой коэффициент касательной.
Дадим аргументу приращение и рассмотрим т.Р .Угловой коэффициент секущей , т.е. тангенс угла наклона между секущей и осью Х . Станем приближать точку Р1 к Р. Положение секущей РР1 будет меняться, но с приближением Р1 к Р начнет стабилизироваться. Предельное положение секущей РР1 при стремлении точки Р1 к точке Р и будет касательной к кривой в точке Р.
Две различные задачи привели к одной и той же математической модели – пределу отношения приращения функции к приращению аргумента, при условии, что приращение аргумента стремится к 0.
Дать определение производной.
Физический смысл производной – производная – это скорость изменения функции.
Геометрический смысл производной – значение производной в точке касания – угловой коэффициент касательной.
Дать алгоритм нахождения производной с помощью определения. (Записать в тетрадь).
Проверить дом. задание №39.45. Записать производные полученных функций.
А сейчас рассмотрим задачи, которые также можно решить с помощью производной.
Задача по химии
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью: р(t) = t2/2 + 3t –3 (моль)
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Понятие на языке химии | Обозначение | Понятие на языке математики |
Количество в-ва в момент времени t0 | p = p(t 0) | Функция |
Интервал времени | ∆t = t– t0 | Приращение аргумента |
Изменение количества в-ва | ∆p= p(t0+ ∆ t ) – p(t0) | Приращение функции |
Средняя скорость химической реакции | ∆p/∆t | Отношение приращения функции к приращению аргумента |
Производная в биологии
По известной зависимости численности популяции x (t) определить относительный прирост в момент времени t.
Понятие на языке биологии | Обозначение | Понятие на языке математики |
Численность в момент времени t1 | x = x(t) | Функция |
Интервал времени | ∆t = t2 – t1 | Приращение аргумента |
Изменение численности популяции | ∆x = x(t2) – x(t1) | Приращение функции |
Скорость изменения численности популяции | ∆x/∆t | Отношение приращения функции к приращению аргумента |
Относительный прирост в данный момент | Lim ∆x/∆t t 0 | Производная |
Задача по географии:
Вывести формулу для вычисления численности населения на ограниченной территории в момент времени t.
А мы с вами решим задачу №40.4.
В следующем году вы закончите школу и, наверное, каждый из вас уже сейчас задумывается: «Куда пойти учиться? Кем стать?»
А нужно ли будет знание производной в вашей будущей профессии?
С такими задачами в наше время приходится иметь дело представителям самых разных специальностей:
Инженеры технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции;
Конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так, чтобы масса прибора была наименьшей;
Экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.
Производная нашла широкое применение:
а) в алгебре и началах анализа при исследовании функции и построении графиков функций;
б) в физике при решении задач на нахождение скорости неравномерного движения, плотности неоднородного тела и др.
в) в тригонометрии при вычислении тангенса угла наклона касательной к кривой,
а также в геометрии, астрономии, аэродинамике, химии и экономике, биологии и медицине.
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»
Н.И. Лобачевский
Значит изучать производную нам нужно?
А сейчас давайте подведем итоги урока и оценим нашу работу на уроке.
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке я познакомился…»
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я закрепил…»
А сейчас запишем Д/з: п.40, №40.3(б, в), №40.4(б, в)
Заканчивая свой урок, я поставлю проблемный вопрос: « Можно ли находить производные, не используя определение? Существуют ли более удобные способы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре в 10 классе "Решение уравнений с использованием производной".
Данный урок (2ч.) это подготовка к ЕГЭ. Рассматриваются некоторые виды уравнений и приемы их решений. Но для начала надо составить уравнение, предварительно взяв производную от функций.Урок состоит из...
Разработка урока по алгебре "Производная и её применение"
ПЛАН УРОКА:№ п/пЭтап урокаВремяЗадачи этапа Проверка домашнего задания2мин.Проверка правильности домашнего задания. 2.Закрепление изученного материала25мин.Закрепление знаний учащихся ...
Разработка урока по алгебре для 11 класса. Тема: "Применение производной в различных областях науки"
Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию к данному уроку, а также раздаточный материал для самостоятельной работы детьми. Презназначен для закрепления и обобщения темы "Производная" ,...
Разработка урока по алгебре в 10 классе "Производная и ее применение"
Автор: учитель математики МБОУ СОШ №2 г. Темрюка Сырыгина Елена Владимировна. Тема: «Производная и её применение». Обо...
Разработка урока по алгебре в 10 классе "Производная и ее применение"
Автор: учитель математики МБОУ СОШ №2 г. Темрюка Сырыгина Елена Владимировна. Тема: «Производная и её применение». Обо...
Разработка урока по алгебре в 10 классе «Правила вычисления производных».
Разработка урока по алгебре в 10 классе «Правила вычисления производных». Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с правилами вычисления производных; уметь применять з...
Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: «Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы»
Методическая разработка предназначена для проведения спаренного урока по теме "Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы". Содержание методической разработ...