"Технологии творческого развития", Статья
статья по алгебре на тему

 Данный урок существенно отличается от обычной методики УД и он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_tvorcheskogo_razvitiya_a.z.rakhimova.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мой урок существенно отличается от обычной методики УД и он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).

1. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи (УЗ) (вместо традиционной проверки домашнего задания) состоит из четырех элементов:

1) Проверка творческой домашней работы, что было задано на прошлом уроке. Обычно “наши” дети получают домашнее задание на трех уровнях:

а) уровень Госстандарта, т.е. знание программного материала и готовность воспроизвести его; этот уровень обязателен для всех учащихся;

б) задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей – это полутворческий уровень;

в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Например, изучив законы сложения чисел, ребенок с образным мышлением может сочинить сказку или, изучив многозначные слова, может выразить это в рисунках.

Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы.

Для выполнения обязательным является только задание первого уровня. Остальные два уровня являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются лишь на основе внутренних мотивов. Однако ученики, выполнившие задание творческого уровня могут не выполнять задание на репродукцию, т.е. на первом уровне, если считают, что это для них пустое дело.

2) Второй элемент первого этапа – выравнивание знаний учащихся. Традиционная система никогда не может выравнить знания. Учащиеся класса неизбежно расслаиваются по успеваемости. Наша технология позволяет получить на этом отрезке урока эффект выравнивания и развития. Учитель заранее продумывает ключевые вопросы для групповой и индивидуальной работ, обеспечивающие выполнение, корректировку, дополнение заданий.

На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но и активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих.

Речь идет лишь о выравнивании программных знаний, а не личностных особенностей.

3) Посредством следующего логического ряда вопросов учитель подводит класс к ориентирам и мотивам ее изучения. Вводящим проблему является последний вопрос.

4) Завершающая часть этапа – самооценка школьниками своей работы за прошедшие 10 мин.

2. Операционально-исполнительский этап урока, заменивший собой традиционное объяснение новой темы. Основная задача технолога заключается здесь в профессиональном и точном разделении учебной задачи на составляющие ее элементарные, простейшие задания для того, чтобы всесторонне раскрыть внутреннюю структуру изучаемого понятия. Учащиеся в процессе умственно-практической деятельности постепенно, пошагово осваивают свойства объекта, графически моделируют их. На уроке используются индивидуальные и коллективные формы работы. Если на уроке выполнено 10 заданий, т.е. 10 шагов, то у каждого школьника будет 10 промежуточных оценок и одна итоговая.

Вот какими критериями самооценки мы пользуемся:

  • “5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме);
  • “4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу);
  • “3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).

Второй этап занимает 25–30 минут времени.

3. Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала). Контрольно-оценочную функцию технология передает учащимся. На этом отрезке занятия школьники осмысливают материал и дают самооценку. Это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и шаговых самооценок. Самоаттестация ученика на каждом уроке – обязательное требование подхода к обучению. Промежуточный и итоговый контроль и оценка, выравнивание знаний, пошаговый характер решения учебных задач, взаимообучение в группе гарантируют нам реализацию важнейшего педагогического правила – не расслаивать учеников на сильных и слабых.

При обучении по технологии творческого развития большое место отводится работе в подгруппах. Главная задача – научить детей учиться вместе, т.е. совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: “Научишься сам, когда поучишь другого”. Ученик должен почувствовать себя на уроке активным творцом, а не только пассивным исполнителем.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

технология творческого развития

Материал содержит текстовый документ и презентацию по работе по технологии творческого развития Рахимова...

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ А.З. РАХИМОВА

О реализации требований ФГОС НОО средствами технологии творческого развития учащихся...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ДЕФИС МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВА В НАРЕЧИЯХ»

урок  русского языка в 7 классе по технологии творческого развития «Дефис между частями слова в наречиях»...

Технологии творческого развития учащихся

Творческое развитие одаренных детей...