Урок
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Кадменская Наталия Владиленовна

Разработка урока п оФГОС (кейс -метод)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokno1.rar1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Проценты.

ФИО (полностью)

Кадменская Наталия Владиленовна

Место работы

МБОУ СОШ №88 с УИОП

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Проценты (итоговое повторение)

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 27-е изд.,  – М.: Мнемозина, 2012

  1. Цели  урока: - применение на практике знаний по теме «Проценты»

                             - развитие самостоятельности учащихся

                             - умений принимать решения, аргументировать свой выбор  

                             - формирование основ рационального мышления

                             -умение работать по заданному алгоритму(следовать инструкциям)

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать приобретенные знания по теме «Проценты»

 - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок повторения.

11.Формы работы учащихся: Групповая, индивидуальная 

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-оперируют определением процента; работают с инструкциями при выполнении заданий; работают по алгоритму «нахождение процентов от числа»

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал ,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

14.Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организацион-ный момент

презентация

слайд 1

Знаеомство; приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;

Знакомство с учителем; первичный анализ предложенных для работы материалов.

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Постановка проблемы

Презентация

Слайд2

Вступительное слово учителя. Интрига.

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в диалоге,  размышляют о семейных ценностях; анализируют материальные и духовные ценности в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры и формулируют тему урока

5

Поиск и выделение необходимой информации; использование своего жизненного опыта

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез; поиск связей между изученным ранее теоретическим материалом и путями применения его при решении жизненных проблем

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Первичная работа с кейсом

Презентация

Слайд 3,4

Вместе с учениками определяет цель урока, подводит к созданию математической модели реальной ситуации  

Учащиеся решают задачу и, таким образом, проверяют первую гипотезу

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование обоснованного мнения за которым должно последовать принятие решения

4

Работа с кейсом. Дальнейшая проверка гипотез

Презентация

Слайд 5

Консультирует первую группу, предоставляет свободу действий.  

Изучают инструкцию, работают с кейсом, делают промежуточные выводы

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) работа в группе

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

5

Физпауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

6

Работа с кейсом. Дальнейшая проверка гипотез

Презентация

Слайд 6

Консультирует вторую группу, обсуждает дальнейшие действия

Учащиеся второй группы изучают инструкцию, работают с кейсом, делают промежуточные выводы

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группу

 самоопределение,

смыслообразование

7

Работа с кейсом. Дальнейшая проверка гипотез

Презентация

Слайд 7

Консультирует третью группу, обсуждает дальнейшие действия; вводит новые понятия

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, ориентируются в незнакомой ситуации, применяют полученные ранее на уроках математики знания

6

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости),работа в группе

8

Анализ различных путей решения проблемы предложенной в кейсе

 Презентация

Слайд 8

Предлагает возможность принять индивидуальное решение

Заполняют таблицу, аргументируют личный выбор, взвешивают плюсы и минусы, просчитывают риски

2

Учатся выводить следствия из  имеющихся в условии задачи данных

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

нравственно-этическая ориентация

9.

Домашнее задание

Презентация

Слайд 9

Раскрывает перспективы и задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание, формируют папку по содержанию урока

2

10

Подведение итогов общения

Презентация

Слайд 10

Комментирует результаты работы

3

11

Рефлексия

Презентация

Слайд 11

Задает вопросы

Учащиеся формулируют свое видение урока

3

Использование индуктивного умозаключения

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель знакомится с учащимися, предлагает работу с кейсом.

Учащиеся готовятся к началу работы, размышляют, отвечают на вопросы.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

1. 

Как вы думаете, кто победил в соревнованиях?

Б) Как вы определили?

          В) Как можно одним словом назвать выражение?

          Г) Назовите компоненты при сложении.

          Д) Какие еще знаете действия с числами?

          Е) Назовите компоненты при делении.

1 Учащиеся решают примеры устно.

2.  Отвечают на вопросы:

А)победителей нет, победила дружба

 

Б) «Сложили числа».

В) «Сумма»

Г) «Слагаемые, сумма»

Д) «Деление, умножение, вычитание»

Е) «Делимое, делитель, частное»

А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте?

 Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».

 В) А что «среднее» в математике можно найти?

 Г) Назовите тему урока.

 Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 4).

 

Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?

 Ж) Что вы хотите узнать?

Это и будет нашими целями на урок.

А) «Находят среднюю оценку»

 Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата  и т.д.»

 В) «Среднее чисел»

 Г) «Среднее чисел»

 Д) Записывают тему урока в технологических картах.

(Учащиеся отвечают на вопросы,  заполняют таблицу в технологических картах:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Е)  «Ничего»

Ж)   «Что это такое?»

        «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?»

        «Для чего применяется среднее арифметическое?»

111. Изучение нового материала 

1. Работа над определением «среднего арифметического»  (слайд 5)

 Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?

2. Задача

 А) Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 7).

Б) Составьте план решения задачи.

В) А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число?

Г) Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел.

Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

3.  Работа над  определением «среднего арифметического»  (слайд 8)

В) Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел».

 

 Г) Откройте учебник на с.226,  найдите определение «среднего арифметического».  Прочитайте.

 Д) Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.

 Е) Теперь расскажите это определение друг другу.

 Определение нужно запомнить!

Для лучшего запоминания  напечатанное  определение вывешивается на доску (приложение № 2)

Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1.

Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №2.

Самостоятельно читают задачу, один – вслух.

Б) «Найти рост всех гномов»,

     «Разделить на 7 »

В) 7 гномов

Г) Алгоритм:  

     «Найти сумму всех чисел»

     «Найти количество слагаемых»

     «Разделить сумму чисел на количество»

  Определение:

 «Это частное суммы нескольких чисел на их количество»

Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел:

Ср. арифметическое = (сумма слагаемых):  (количество слагаемых)

Г) Читают: один вслух, остальные  -  про себя.

Д) Рассказывают себе.

Е) Рассказывают друг другу по очереди.

1V.  Первичное осмысление и закрепление знаний.

Давайте вернемся к спорту и оценим их  результаты,  как настоящих спортсменов. (слайд 12)

Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий.

V. Физпауза 

А)  Учитель:

Ребята, а вы знаете,  что  фигуристка победила в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

 Б) Задание на внимание

 Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Б) «5», т.к. (4+5+6) : 3 = 5.

VI.  Решение задач 

  1. Решение задач (слайд 10).

   

    2. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел (слайд 13)

  1. Слово учителя о профессии статистика

Иногда мы  любим  помечтать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года.

        Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Кинеле в 2011 году составила + 30.  

 3. Самостоятельная работа 

Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную  информацию (слайд 13).

4.Решение более сложных задач, развивает интерес.

Вопросы:     -Сколько слагаемых?

                    -Первое слагаемое известно?

                    -Второе слагаемое известно?

                    - Что еще известно?

 

Учащиеся в технологических картах  решают задачу, один ученик решает задачу у доски.

2. Внимательно слушают рассказ учителя о новой профессии.         

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок

   

3. Самостоятельно решают задачу.    

 

VII. Этап оценивания знаний учащихся  

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):

Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе  отметки с учетом предоставленных критериев.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VII1. Подведение итогов урока (возврат к слайду №4, гиперссылка по картинке)

 А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. Слайды 20- 22.

А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Б) Учащиеся заполняют пропуски в определении:

Средним арифметическим нескольких чисел называется  ………….. суммы нескольких чисел на …………

1X.  Информирования учащихся о домашнем задании  (слайд23)

Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке  будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте    п.38  на  стр.226  и решите № 1524.    

А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию:

определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы  выясним, где выгоднее покупать хлеб.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  1. Всем:  п.38, с 226, выучить определение.
  2. По желанию:  определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...