Доклад по теме «Мотивация, как средство обучения математике»
статья по алгебре на тему
Материал статьи предназначен для учителей математики основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Мотивация, как средство обучения математике»
«Когда все снят и только один говорит, это называют обучением»
В. Буш.
Проблема мотивации обучения в наше время усиленно обсуждается в педагогической и особенно психолого - педагогической литературе. Существует много определений понятия мотивация, одно из них - система мотивов, выражающих осознанные побуждения к деятельности.
Мотивы подразделяют на внешние и внутренние, в зависимости от того, каким источником они создаются. Мы сегодня будем говорить о внутренних мотивах, и соответственно о путях усиления внутренней мотивации обучения математике. Учитывая данные психологической науки о сущности мотивов учебно-познавательной деятельности, сгруппируем их следующим образом.
Доминирующие мотивы | Уровень активности | Отношение к содержанию продукта | Отношение к качеству продукта | Отношение к коррекции |
Долга | Стимульно - продуктивный | Необходимо и достаточно | Индиффирентное | Негативное |
Личного успеха | Ситуативно - эвристический | Необходимо и достаточно | Неиндиффирентное | Негативное |
Познавательные | Эвристический | Необходимо и достаточно | Неиндиффирентное | Позитивное |
Учебно-познавательное целеполагание | Учебно - креативный | Необходимо, но недостаточно | Неиндиффирентное | Позитивное |
Из таблицы видно, что наиболее устойчивыми являются познавательные мотивы. Здесь цель учения личностно- значимая для учащегося, продукт предстоящей деятельности оценивается как перспективно- значимый, т.е. как необходимый для самопознания и саморазвития и значимый настолько, что возникает потребность надежно его сохранить для активного использования в последующем. На вопрос: «3ачем ты изучаешь данный раздел математики?» ученик отвечает: «Для того чтобы знать».
Существует три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов, а, следовательно, влияющих на создание внутренней мотивации:
I - связана с содержанием учебного материала;
II - связана с организацией учебного процесса обучения;
III - связана с отношениями, складывающимися между учениками и учителем. Остановимся на данных группах более подробно применительно к процессу обучения математике.
I группа. Связана с содержанием учебного материала. Задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при их решении. Новизна и разнообразие материала
школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащающие содержание предмета.
Сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств. Показ многочисленных приложений математики и осознание ее значения.
II группа. Связана с организацией учебного процесса.
Разнообразие системы уроков, нешаблонное их проведение, включение по возможности в каждый урок новых элементов. Увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащихся, организация самостоятельных и творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование наглядных пособий и ТСО, различные формы учета знаний, внеклассные мероприятия.
III группа. Связана с личностными отношениями.
Прирожденные математические способности, успех в изучении предмета и поощрения, восхищение личностью учителя и желание подражать ему, влияние родных и близких.
Естественно, сочетание условий всех трех групп на каждом уроке способствует усилению мотивационной составляющей урока.
Мотивация изучения материала.
При формировании нового понятия часто бывает достаточно подобрать 1 -2 задания, чтоб показать необходимость его введения. Например, при изучении показательной функции предлагаются задачи непрерывного роста, которые приводят к функции вида у=ах.
Но в начале изучения целого раздела очень важно подчеркнуть не только существование объекта, но и целесообразность его изучения. Например, в начале изучения темы «Четырехугольники» полезно рассмотреть таблицу различных видов этих фигур. В начале изучения приближенных вычислений полезно рассказать, как знаменитый кораблестроитель Крылов обратил внимание, что проектировщики кораблей производят уйму бесполезной работы, сохраняя длинные хвосты цифр, а также показать наглядно, что при действиях с приближенными числами некоторые цифры не заслуживают доверия. Наиболее удачными для создания положительной мотивации обучения являются интегрированные уроки. Это могут быть уроки, предполагающие системную интеграцию (метод сквозных задач) и разовой интеграции (межпредметные уроки, демонстрирующие прикладную направленность курса математики). Но учащиеся должны четко представлять не только то, чему они должны научиться, изучив тему, но и то, как лучше организовать свою учебную деятельность. Следовательно, мотивация должна осуществляться на следующих уровнях:
Уровни осуществления мотивации.
Уровень темы.
Уровень блока.
Уровень этапа освоения блока.
Такая мотивация не противоречит мотивации начала отдельного учебного занятия, его хода и конца, а дополняет и конкретизирует ее.
К выбору форм и методов обучения необходимо подходить, учитывая возрастные особенности учащихся, а также особенности классного коллектива. И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Карла Роджерса «Не так важно учить детей, как важно создать ситуацию, в которой ребенок не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Если бы я был учителем, я бы очень подумал над тем, что значит учение вот для этого конкретного ученика. Я бы попытался увидеть глазами этого ребенка тот мир, в котором он сам учится, и что усваивает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОТИВАЦИЯ - КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Известно, что дисциплины естественно - математического цикла это науки, требующие глубоких и обязательно самостоятельных размышлений и усилий учащегося. Для эффективного и качественного обучения шко...
Презентация педагогического опыта по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся"
Презентация педагогического опыта учителя по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся" востребов...
доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"
Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...
Доклад НА ТЕМУ: «Краеведение как средство соединения обучения географии с жизнью»
Краеведческий принцип в обучении географии и его значение Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-ме...
ДОКЛАД на тему «Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»
Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...
презентация к докладу на тему «Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»
laquo;Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»...
Доклад на тему "Мотивация учащихся на уроках математики"
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разно...