Доклад НА ТЕМУ: «Краеведение как средство соединения обучения географии с жизнью»
материал по географии на тему
Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.
Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на РМО учителей географии | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
им. Героя Советского Союза Х.З. Мильдзихова
с.Эльхотово Кировского района
Доклад
НА ТЕМУ: «Краеведение как средство соединения обучения географии с жизнью»
Учитель географии
МКОУ СОШ №2
Джатиева
Зарина Валерьевна
Эльхотово 2015 г.
Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.
Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.
Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место краеведческий принцип в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии.
На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.
Основными краеведческими факторами активизации учебно-воспитательной работы являются:
а) содержание краеведческого материала как источника возбуждения познавательного интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;
б) практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом. Этот принцип, являясь методологической основой школьного краеведения, выступает одним из важнейших средств активизации учебно-воспитательной работы;
в) создание проблемной ситуации, связанной с решением учебно-практических задач краеведческого содержания, которая является основным источником активизации мыслительной деятельности школьников;
г) организация наблюдений за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе;
д) организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания;
е) система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (письменно-графическое оформление краеведческого материала, составление отчетов, докладов, рефератов, альбомов) и поисково-исследовательских задач;
ж) организация общественно полезной деятельности учащихся и привлечение их к агитационно-пропагандистской работе краеведческого содержания.
Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.
Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.
Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.
Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.
Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.
Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования
Краеведческий принцип работы в нашей школе положен в основу всего педагогического процесса, начиная с I и заканчивая IX классом. После экскурсии (или похода) дети дают её описание, делают зарисовки, изготовляют коллекции и гербарии растений, пишут доклады на различные темы, а это способствует накапливанию богатейшего материала для использования его на уроках географии.
Накопление краеведческого материала
Для накопления краеведческого материала большое значение имеют экскурсии и кружковая работа.
Использование краеведческого материала на уроках
Когда собрано необходимое количество краеведческого материала, продумываю, как лучше использовать его на различных этапах урока, чтобы успешнее решать вопросы связи обучения географии с жизнью, с практической деятельностью людей.
Краеведение не должно, однако, стать самоцелью учителя географии, потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку.
Здесь я собираюсь рассказать о том, при изучении каких тем курса и как мне приходилось использовать накопленный, краеведческий материал.
Использование краеведческого компонента при изучении начального курса географии (VI класс)
Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведённый среди рощ и полей, стоит многих недель, проведённых на школьной скамье.
К.Д.Ушинский
Каждый человек по своей внутренней природе – романтик и путешественник, а подросток тем более. Кто из нас в этом возрасте не мечтал отправиться в далёкое и опасное путешествие, кто из нас не зачитывался приключенческими романами! А география помогает осуществить эту мечту, пусть и виртуально. Однако – увы! – очень скоро романтика дальних странствий незаметно исчезает, и география превращается в обычный школьный предмет, где надо что-то и зачем-то учить, запоминать, зубрить… Этого нельзя допустить, ведь география, помогающая маленькому человеку открывать всё многообразие и красоту окружающего мира, не просто школьный предмет, это даже скорее не предмет, а особое видение мира. Уникальная роль географии в формировании личности детей очень точно подмечена ещё Н.В.Гоголем в его знаменитых «Мыслях о географии»: «Велика и поразительна область географии… Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!»
Начальный курс географии – это первая ступенька, от которой во многом зависит успех дальнейшего изучения предмета. Если в VI классе познавательный интерес к обучению не появится, наивно полагать, что он проявится в более старших классах. Поэтому особенно важно, чтобы изучение нового предмета как можно больше опиралось на повседневный опыт учащихся, что позволило бы им самим добывать знания, участвовать в открытии своих Америк. Принцип малых географических открытий поможет ученику стать исследователем, откроет ему широкий простор для творческого познания мира.
Начальный курс географии благодаря краеведческому содержанию имеет прекрасные возможности для изучения предмета не в кабинете, а на природе.
Программа географии в VI классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.
Уже на первом уроке, знакомя учащихся с целью и задачами изучения курса, вспоминаем методику организации метеорологических и фенологических наблюдений. Изучению географии предшествует экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшей реки, пруда (озера) или источника.
При изучении темы “План и карта” привлекается план родного колхоза. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план.
Изучение темы «Формы земной поверхности” начинается с рассказов учащихся о рельефе нашей местности, об основных его формах и их образовании. Прежде чем дать понятие о плоской и холмистой равнине, прошу учащихся рассказать, где они видели участки плоской поверхности, а где холмистой, чем они отличаются друг от друга. После этого перехожу к рассмотрению понятий о холмистой и плоской равнине, как они даны в учебнике. Используя метод сравнения, стараюсь после рассмотрения маленьких участков суши дать детям представление об огромных пространствах Западной Сибири и Русской равнины. После того как дети узнали, что такое низменность, возвышенность, им сообщается, что наша местность расположена на южных отрогах Средне - Русской возвышенности, что сильная изрезанность поверхности здесь зависит от того, что на южных склонах снег тает интенсивней, поэтому образуются мощные потоки воды, которые легко размывают рыхлые породы. Это и является причиной того, что наша территория сильно расчленена оврагами я балками. Даю понятие о вреде оврагов, о возможностях борьбы с ними, а также указываю, к чему эта борьба приводит.
При изучении темы «Гидросфера» многие вопросы рассматриваются на основе краеведческого материала и лучше усваиваются учащимися. Местные источники (реки, озера, болота, искусственные водоемы и др.) являются объектами исследований при изучении подземных и поверхностных вод и их взаимосвязей и взаимозависимостей с рельефом. На практических занятиях по изучению и описанию реки или озера учащиеся узнают о простейших методах гидрологических исследований.
Изучение темы “Воды суши” начинается с просмотра отчетов учащихся об экскурсии, проведенной осенью. Учащиеся на основе непосредственных наблюдений рассказывают, что в нашей местности начало ручьям дают родники. На территории нашего поселения имеются небольшие пруды, которые раньше использовались для водопоя скота, а сейчас используют в рекреационных целях. Больших прудов не строят, потому что близко к поверхности располагается мел, через который вода может уйти в нижележащие слои. Широко используются человеком подземные воды — роются колодцы. Рассказывается об охране колодцев. На краеведческом материале о местном ручье учащиеся получают знания о частях реки, о том, что река имеет исток, устье, левый и правый берега, русло и т. д. Большое внимание на уроке уделяю изучению поймы и долины реки, водосборной площади и водораздела реки. Так необходимо сделать потому, что этих понятий учащиеся в младших классах не изучали. При изучении бассейна реки обязательно разбираю, к бассейну какой реки принадлежит территория нашего поселения. Изучая пороги и водопады, мы вновь возвращаемся к материалам осенней экскурсии. На экскурсии ребята разобрались, почему вода речки в отдельных местах падает с шумом, огибает камни. Опираясь на наблюдения местных миниатюрных “водопадиков”, стараюсь создать в воображении учащихся образ всемирно известных водопадов. Здесь же, при изучении этой темы углубляются знания учащихся об образовании оврагов под действием силы текучей воды, вспоминается о путях борьбы с оврагами.
Активно используется краеведческий материал при изучении темы “Погода и климат”. Чтобы накопить этот материал, у нас каждый ученик ведет календарь погоды. Отдельно ведется настенный календарь. Его ведут два ученика, которые в конце недели составляют отчет. В начале учебного года отчет по ведению календаря погоды за неделю учились первоначально составлять все учащиеся класса. Затем эту работу выполнял каждый самостоятельно. К моменту изучения темы “Погода и климат” у детей накапливается большое количество материала о погоде в своей местности. В период изучения этой темы дети учатся составлять отчеты за месяц и по сезонам года. Опираясь на собранные материалы о погоде, учащиеся устанавливают связи между направлением ветра и характером погоды.
Краеведческие знания учащихся, полученные ими при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы, являются определяющими при рассмотрении природных комплексов и взаимосвязей между их отдельными компонентами.
Программа предусматривает экскурсию по изучению и описанию природных комплексов своей местности и выявлению взаимосвязей между рельефом, горными породами, почвой, растительностью и другими компонентами. Изучение природных комплексов является обобщающим в начальном курсе - физической географии. Усвоение понятия о природных комплексах служит основой для дальнейшего развития географического мышления школьников и изучения страноведческих курсов физической географии России и географии материков.
Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросами охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом общенародном деле. Наличие доступного природного окружения является благодатным источником в изучении начального курса физической географии, особенно в условиях сельской школы.
Использование краеведческого компонента при изучении курса географии материков (VII класс)
Курс географии материков в VII классе по сравнению с начальным курсом физической географии имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода. Но и в изучении этого курса при тщательном планировании урока и методики его проведения можно осуществлять краеведческий подход. Краеведческий принцип в курсе географии материков заключается не в том, что природа материка раскрывается на примере рельефа, климата, рек, растительности своей местности. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями своей местности, хорошо знакомыми учащимся.
Содержание и целевая установка раздела «Общие географические закономерности» позволяют использовать краеведческий материал при изучении следующих вопросов: строение земной коры, устойчивые и подвижные участки земной коры, развитие рельефа суши, изменение рельефа и очертания материков, климаты Земли и климатообразующие факторы, географическая зональность на равнинах и в горах, умеренные пояса, закономерности и характерные черты географической оболочки, взаимодействие природы и общества, природные богатства и охрана природы.
Внеурочная (программная) краеведческая работа при изучении географии материков основывается на продолжении наблюдений по начальному курсу физической географии. Это главным образом систематическое ведение метеорологических и фенологических наблюдений с периодической их обработкой. Из внеклассной работы, не связанной с учебной программой, проводится экскурсионное изучение отдельных мест родного края, походы по своему краю, сбор образцов полезных ископаемых, почв, изготовление схем, диаграмм для музея, фотографирование местных природных и хозяйственных объектов и т. д. Продолжается работа по охране природы.
Использование краеведческого компонента при изучении курса физическая география России (VIII класс)
Особенно широкая возможность осуществления краеведческого подхода представляется при изучении основных вопросов общего физико-географического обзора России . Знания учащихся о строении рельефа своей местности и использование их на уроке, практические работы по изучению и определению горных пород и полезных ископаемых родного края являются необходимым дидактическим условием при изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые на территории России».
Содержание учебного материала по теме «Климат России» является относительно сложным для восьмиклассников. Необходимость использования краеведческого материала диктуется здесь и содержанием учебного материала, и дидактическими требованиями. Основными элементами краеведения в содержании данной темы являются: преобладающие сезонные ветры, характер влияния океанов на климат данной местности, преобладающая погода по временам года, коэффициент увлажнения и осадков своей местности.
При изучении темы «Внутренние воды» необходимо выяснить связи между характером строения рельефа и климатическими условиями, являющиеся определяющими в формировании и развитии внутренних вод. Это возможно лишь при широком использовании краеведческого материала. Гидрографические наблюдения за местными водоемами и использование приобретенных в предыдущих классах краеведческих знаний учащихся — необходимое условие в усвоении таких понятий, как влияние рельефа и климата на питание и режим рек, их эрозионная и аккумулятивная деятельность, происхождение озер, гидрографические особенности подземных вод и других вопросов.
Широки возможности использования краеведческого материала при изучении почв, растительности и животного мира. Основное назначение краеведческого материала при изучении темы «Почвы. Природные зоны» — помочь школьникам понять причинно-следственные связи в природной среде.
В течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема подкреплялась какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме наблюдений в природе, краеведческие работы в 8 классе могут включать и изучение населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для использования результатов в 9 классе. Важное значение имеют всевозможные измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и фенологических наблюдений, географические описания отдельных природно-территориальных комплексов (ландшафтов).
При изучении темы “Население России” можно использовать факты из практики развития хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу.
Вторая часть курса—природные условия и естественные ресурсы России — имеет больше возможностей для связи программного материала с краеведением, особенно при изучении крупного региона, в который входит свой край. Допустимо изучение темы “Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении природной среды, так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью которого он и является.
В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного производства.
Очень много может дать в сельских школах практика, связанная с сельскохозяйственными работами. Участвуя в этих работах, школьники знакомятся с местным сельским хозяйством. Учитель при помощи специальных заданий может это ознакомление направить на усвоение учащимися представлений и понятий, необходимых при изучении сельского хозяйства в курсе экономической географии; например, можно предложить школьникам следующие задания:
1. Выяснить, какие сельскохозяйственные культуры из зерновых, технических, кормовых возделываются в хозяйстве.
2. Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство.
3. Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она способствует повышению производительности труда и облегчению труда работников сельского хозяйства.
4. Определить экономическую выгодность различных отраслей хозяйства с учетом затрат труда и средств на производство продукции.
Изучение местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, поточный метод, а по сельскому хозяйству — земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства. Особенно важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего района.
Весь собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки, опираясь на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей краеведческой работы. На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение как средство обучения иностранному языку в школе.
В данной статье раскрываются некоторые способы использования краеведческого материала на уроках английского языка....
Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...
Доклад на тему "Использование тестов в процессе обучения географии"
В докладе раскрываются преимущества использования тестов. Рассказывается о многобразии тестовых заданий, их основных группах. Приведены разнообразные примеры тестовых заданий....
Обобщение опыта по теме: "Краеведение как средство повышения мотивации на уроках изобразительного искусства"
Обобщается опыт учителя изобразительного искусства о том, как использовать краеведческий материал на уроках ИЗО...
Доклад на тему: "Практико-ориентированный подход в обучении географии"
"Деяние есть живое единство теории и практики"Аристотель...
Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении географии и биологии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...
Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"
Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"....