Факультативный курс для учащихся 10-11 класса «Решение расчетных задач по химии»
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx45.64 КБ
Файл soderzhanie_kursa.docx88.19 КБ

Предварительный просмотр:

Щербакова В.Г. МБОУ СОШ №10

Пояснительная записка.

Факультативный курс для учащихся 10-11 класса

«Решение расчетных задач по химии»

Предлагаемый факультативный  курс рассчитан на 34 часа.

Данный курс разработан на основе фундаментального ядра содержания  общего образования, требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном  Государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения, примерной программы по химии, а так же типологии химических задач предложенных Новошинским И.И. в учебном пособии: «Типы химических задач и способы их решения» ( Москва «Оникс 21 век»). Курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

Всем известно, что предметные факультативные курсы  решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, и если в современных условиях общеобразовательной школы на изучение химии отводится 2 часа в неделю с 8 по 11  класс, то значение данных занятий трудно преуменьшить. Тем более, что в жизни любому человеку приходится решать различные задачи. Что значит решить задачу? Нужно уметь использовать имеющиеся знания и находить новые, выбирать нужные способы и методы, применять их, осмысливать свою работу и анализировать возникающие ошибки, а решая химические задачи, ученик расширяет свои  химические знания, знакомится с новыми химическими соединениями, их свойствами, способами получения, узнает новые области применения, расширяет навыки самостоятельной работы.

Из-за того что в учебном плане МБОУ СОШ №10  предмету «Химия» отведено 2 часа в неделю ( 8-11 классах), а программа весьма обширна, необходимо решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное сформировать у них необходимые умения и навыки при решении  расчётных задач.  Без умения решать такие задачи, нет полноценного знания химии и трудно добиться высоких результатов на экзаменах. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой,  формируются рациональные приемы мышления, совершенствуются и закрепляются знания учащихся.

Содержанием данного курса предусматривается решение задач, как базового уровня, так и повышенной сложности. Использование дифференцированных заданий позволит сделать процесс обучения личностно-ориентированным, а, следовательно, максимально продуктивным.

Условия задач включают материал, позволяющий  формировать  у учащихся  бережное отношение к своему здоровью и окружающей природе.    Среди разнообразных химических задач важное место занимают расчетные задачи, связанные с количественными характеристиками веществ и химическими реакциями, и с анализом результатов этих явлений. Данный курс  способствует реализации  системно-деятельностного  подхода в школьном образовании. Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, желающих углубить знания по курсу, научиться решать задачи , самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Данный курс связан с базовым курсом химии основного общего, среднего (полного) образования, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).

Цели курса:

  • Формирование  способности   учащихся  сознательно усваивать  теоретический материал  по решению химических задач;
  • совершенствование умений использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний;
  • стимулирование интереса  к знаниям и процессам их приобретения через решение задач различного уровня сложности;
  • развитие самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • применение полученных знаний при подготовке  к ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повторить, закрепить и расширить знания учащихся об основных понятиях и законах химии;
  • способствовать лучшему усвоению алгоритмов решения задач;
  • расширить знания учащихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
  • создать условия для дополнительной мотивации к изучению химии  посредством использования ИКТ;
  • содействовать более глубокой теоретической подготовке учащихся в области химических знаний, которая поможет с дальнейшим профессиональным определением.
  • поддерживать развитие учебно-коммуникативных умений и навыков школьников.

Требования к знаниям и умениям учащихся на момент начала курса.

Знать/понимать:

Понятия «атом», «молекула», «вещество», «химический элемент», «относительная атомная масса», знаки химических элементов.

Уметь:

 вычислять массу атома.

строение атома,  структуру ПСХЭ, физический смысл номера элемента, номера периода и группы

характеризовать химический элемент на основе его положения в ПСХЭ и строении атома.

понятия химическая формула, химическая связь, степень окисления, валентность, количество вещества, молярная масса, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

вычислять относительную молярную массу вещества, массовую долю химического элемента в веществе по формуле, производить расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса»

определение, состав, номенклатуру, классификацию и структурные формулы соединений основных классов (оксидов, оснований, кислот, солей, органических соединений ).

определять принадлежность соединений по их формуле к соответствующему классу, называть вещества, составлять молекулярные формулы.

признаки химических реакций, типы химических реакций.

определять тип реакции по уравнению реакции, проводить вычисления по уравнению химической реакции.

 способы разделения веществ, понятие «массовая доля растворенного вещества», основные положения ТЭД, общие свойства электролитов

составлять уравнения реакций диссоциации, ионно-молекулярные  уравнения реакций. Решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».

способы получений и химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

составлять уравнения реакций, доказывающих свойства веществ, способы получения.

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз  данных, ресурсов Интернета).

 Учащиеся должны:

Результаты изучения курса:

Личностными результатами изучения данного курса являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения;
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
  • использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД: 

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Выдвигать версии решения задач.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения задач.
  • Работая по предложенному алгоритму и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  компьютер), решать задачи разных типов.
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать самостоятельно, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
  • Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные  УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты необходимые для решения задач разных типов.
  • Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при анализе химических явлений предлагаемых условиями задач.
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, используя при этом язык химии и формул.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные  результаты  изучения курса:

Знать/понимать:

Уметь:

формулировки изученных законов и их значение;

анализировать условие задачи, и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые условные обозначения физических величин и химические формулы;

физический смысл понятий (количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, химическая формула, химическое уравнение, массовая (объемная) доля компонента в смеси, концентрация раствора, и способы ее выражения , тепловой эффект химической реакции, термохимическое уравнение, выход продукта реакции, растворимость веществ, кристаллогидраты);

на основе знаний, применяя условные обозначения, записывать основные формулы для проведения расчетов при решении различных типов задач.

алгоритмы решения основных типовых задач, предусмотренных данным курсом;

составлять план решения задач по алгоритму, и по нему решать задачи, предусмотренные данным курсом;

правильно оформлять решение расчетной задачи проводить вычисления:

а) массы одного из продуктов реакции, по массе исходного вещества, содержащего примеси;

б) массы одного из продуктов реакции по массе раствора, содержащего определенную массовую долю растворенного вещества;

в) массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

г) массовой или объемной доли соединений в смеси;

д) массы (объема) продукта реакции по массе двух веществ, участвующих в реакции, одно из которых взято в избытке;

е) молекулярной формулы вещества по его плотности, по массовой доле элементов, по продуктам сгорания, по общей формуле гомологического ряда класса веществ;

ж) скорости химической реакции;

з) массы (объема) вещества, выделившегося при электролизе;

и) концентрации раствора различными способами;

к) теплового эффекта реакции;

практическую значимость производимых расчетов, области их применения;

решать задачи повышенного уровня сложности.

проводить вычисления: 

с помощью составления алгебраических уравнений с несколькими неизвестными.

Формы организации занятий:

  • лекции с изучением теоретического материала,
  • составлением алгоритмов, опорных конспектов;
  • практикум по решению задач в группах, в парах;
  • индивидуальные домашние проверочные работы по решению задач;
  • итоговая контрольная работа.

Образовательные результаты изучения курса могут быть выявлены с помощью следующих форм контроля:

  • текущий контроль: проверка выполнения решения задач  школьниками на занятии и дома;
  •  рецензирования решений задач выполненных другими учащимися;
  • беседы по изучаемому материалу;
  •  помощь в решении задач.
  • итоговый контроль: итоговая контрольная работа.

Динамика интереса школьников  и значимости для них данных занятий,  в процессе осуществлении данного курса будет отслеживаться с помощью опроса  на первом и последнем занятии каждого блока, с помощью собеседования в процессе работы, после выполнения каждого вида обязательных работ.

Нормативные документы, реализуемые данной программой

  1. ФГОС среднего (полного) общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4099
  2. Примерная программа по химии  М., Просвещение 2010 год

Содержание курса.

1.Введение. (1 час)

  • Знакомство с целями и задачами курса, их структурой. Порядок оформления, план работы с задачей. Основные величины. Анализ химической стороны задачи.

2.Расчеты по химическим формулам (4 ч.)

  •  Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества. Молярный обьем газов. Решение задач на определение основных количественных характеристик веществ.
  •  Число структурных частиц (атомов, ионов или молекул) в одном моле вещества при нормальных условиях. Решение задач  на определение массы атома элемента, молекулы вещества, количества структурных частиц в данном порции вещества.
  • Плотность газа. Вычисление плотности газов по молярным массам и молярной массы газа по его плотности.
  •  Вычисление массовой доли элемента в соединении; массовой, объемной, мольной доли вещества в смеси.
  •  Определение средней молярной массы газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси.
  •  Вычисление состава газовой смеси на основе составлений алгебраических уравнений с неизвестными параметрами.

3.Задачи  на  нахождений  формул  химических  соединений(4 ч.)

  • Составление алгоритма нахождения формулы вещества на основе массовой доли элементов в веществе. Кристаллогидраты. Решение задач на вывод формулы вещества.
  • Составление алгоритма нахождения формулы газообразного вещества на основе его плотности. Простейшие и истинные формулы вещества. Решение задач на вывод формулы газов.
  •  Составление алгоритма нахождения формулы вещества на основе плотности его паров и массе (объема, количества) вещества продуктов сгорания. Решение задач на вывод формулы вещества.
  •  Составление алгоритма нахождения формулы вещества на основе общих формул гомологических рядов органических соединений. Решение задач на вывод формулы вещества.

4. Количественная характеристика растворов. Образование и разложение растворов без протекания химической реакции  (6 ч.)

  • Основные формулы для выражения состава растворов. Перевод одного типа концентраций в другой.
  • Масса раствора, растворителя, растворенного вещества. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Вычисление концентрации растворенного вещества по заданной массе раствора. Вычисление  массы вещества и растворителя для приготовления растворов с заданной концентрацией.
  • Вычисление массовой доли, массы растворенного вещества; массы растворителя; массы и объема раствора, получаемого при смешивании двух растворов.
  • Растворимость веществ. Насыщенный раствор. Вычисление концентрации вещества в насыщенном растворе.
  • Образование осадка при охлаждении раствора. Решение задач на вычисление растворимости веществ; концентрации, массы раствора, получаемых при разбавлении и концентрировании растворов.

5. Расчеты по уравнению реакции. Количественные характеристики химической реакции. Прямой алгоритм решения задачи.(12 ч.)

  • Состав раствора, полученного в ходе реакции.  
  • Мольные отношения реагирующих веществ. Понятия: избыток и недостаток. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если одно из исходных веществ, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции.
  • Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если одно из исходных веществ, взятое в избытке, реагирует с продуктом реакции.
  • Закон объемных отношений газов. Решение задач на определение объема газа, участвующего в реакции.
  • Понятия: теоретический и практический выход продукта реакции. Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции».
  • Массовая (объемная) доля примесей (чистого вещества). Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если исходные вещества содержит примеси.
  • Решение задач на определение состава смеси веществ, разделяющихся в процессе протекании реакции.
  • Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Экзо- и эндотермические реакции. Вычисления по термохимическим уравнениям количества теплоты, теплового эффекта на основе составления пропорций.

Комбинированные задачи (5 ч.)

  • Запись уравнений всех происходящих процессов, выделение составных частей задачи, составление порядка выполнения действий. Решение усложненных задач, объединяющих вычисления по химическим формулам, уравнениям, количественного состава растворов различными способами.
  • Выполнение заданий части С по теме  «Решение комбинированных задач по химии повышенной сложности».

Итоговые занятия    (3часа)

  • Решение контрольных задач



Предварительный просмотр:

Щербакова В.Г. МБОУ СОШ № 10

Содержание курса.

  1. http://fcior.edu.ru    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 ссылки работают если установлен проигрыватель ресурсов версии1.0 для ОС Windows

  часы

Тема

Технические средства и наглядные пособия

Форма занятия.  Методы обучения и контроля

Задачи для решения на занятии

Примечание

Задание  на дом.

Источники из списка №1

Характеристика основных видов деятельности  ( на уровне учебных действий)

Введение. (1час)

1.

1

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, их структурой. Порядок оформления, план работы с задачей. Использование интернет ресурсов при подготовке к занятиям и при решении задач. Классификация и общий план решения задач. Виды деятельности при решении задач.

Компьютер. Интернет.

Лекция.

Беседа.

№ источника, № задачи, страница

Памятка. Список интернет ресурсов для работы.

Уметь определять тип расчетной задачи.

Расчеты по химическим формулам.    ( 4  часов.)

2.

3.

1

1

Количественные характеристики порции вещества.  Основные химические величины. Основные формулы для решения задач.

Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества. Молярный обьем газов. Решение задач на определение основных количественных характеристик веществ.

Число Авогадро. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Вычисление относительной молекулярной массы газообразного вещества по относительной плотности газов. Вычисление молярной массы газообразного вещества по его плотности.

Опорный конспект с использованием ИКТ, презентация ( слайд 1-6)

модуль fcior

Опорный конспект с использованием ИКТ, презентация

модуль fcior

Лекция  с использованием ИД

Практикум по решению задач.

Фронтальный опрос. Беседа. Самостоятельная работа учащихся.

Практикум по решению задач.

№4

1.1-1.5

1.23-1.29.с.29

№5 1-16 с.13

19-21

№3 1.94-1.98с.37

№4 1.14

№5 20-21

№5 с.4-6

№4 1.18-1.35

№4

1.6-1.8

№4

1.9-1.11

№4 1.94-1.99

Знать: буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;

Проводить расчеты по химическим формулам.

Знать: законы химии: закон постоянства состава вещества, закон Авогадро,законы Гей-Люсака и Болья-Мариота

4.

1

Вычисление массы вещества (объема газообразного вещества) по известному количеству и обратная задача. Вычисление числа частиц (атомов, молекул, ионов) по известному количеству вещества и обратная задача.

Задачи на газовые законы. Массовая, объемная, мольная доли вещества  смеси.

http://www.alhimikov.net/tipzad/Page-2.html

модуль fcior

Практикум по решению задач.

Составление алгоритма.

№5 с.14 №9-14

№5 41-49 с.20

№5 с.14 15-17

№5 30-36 с.15№4 с 26-30

№4 1.100-1.137

Памятка

№5 С 4-6

5

1

Решение комбинированных задач по теме

Задачи из курса: «Решаем вместе». модуль fcior

Практикум по решению задач.

№5

Задачи из курса: «Решаем вместе».

Задачи на нахождений формул химических соединений (4 ч.)

6

1

Вывод химических формул соединений. Химические формулы. Вычисление массовых долей элементов по химической формуле. Закон постоянства состава веществ. Вывод химических формул соединений по степеням окисления элементов и по массовым долям элементам в соединении. Вывод химических формул соединений по данным анализа.

http://www.alhimikov.net/tipzad/Page-3.html

модуль fcior

Составление алгоритма.

Лекция

 Практикум

№5 273-280

№4   1.44-1.45         с.33

1.51-1.55

9-19,9-23

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c5.htm 

Уметь анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые условные обозначения физических величин и химические формулы;

Проводить расчеты по химическим формулам.

7

1

Определение молекулярной формулы вещества на основе его плотности, относительной плотности его паров и массовой доли элементов.

Презентация

Практикум по решению задач.

№5 281-288

№6 1-21,22,

3-14, 6-17

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c5.htm

8

1

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

Презентация

Практикум по решению задач. Составление алгоритма.

№5 289-295

№4 1.47-1.50с.33

1.56-1.61

№6 1-23,24,28.

3-16,6-18,13-14

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c5.htm

9

1

Определение молекулярной формулы вещества на основе информации о химических и физических свойствах или классах веществ, качественном составе вещества или с использованием молярной массы вещества. Определение структурной формулы вещества.

Презентация

Составление алгоритма.

Практикум по решению задач.

№6  1-31

3-12.13. 13-15,

14-10,14-11

№4 1.84

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c5.htm

Количественная характеристика растворов. Образование и разложение растворов без протекания химической реакции  (6 ч.)

10

1

Смеси и растворы. Характеристики состава системы. Концентрации. Перевод одного типа концентраций в другой. Вычисление концентрации растворенного вещества по заданной массе раствора. Вычисление  массы вещества и растворителя для приготовления растворов с заданной концентрацией.

http://www.alhimikov.net/tipzad/Page-1.html

Презентация  и ИД слайд7-13

модуль fcior

№5с.34-35№4

Лекция Составление алгоритма.

Практикум по решению задач.

модуль fcior

№5 с.21-32 образцы решений

З.50-59,с.32

71-74с.40

http://him.1september.ru/2003/30/3.htm

http://maratakm.narod.ru/index2.files/b9.htm

Анализировать условие задачи, и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые условные обозначения физических величин и химические формулы;

Проводить расчеты по химическим и физическим формулам. Составлять план решения задач по алгоритму

.

11-12

2

Образование и разложение  растворов без протекания химической реакции. Кристаллогидраты.

Вычисление массовой доли, массы растворенного вещества; массы растворителя; массы и объема раствора, получаемого при смешивании двух растворов.

http://gymn22.narod.ru/Systems/Chemist/

с.24 Литвинова Т.Н.  «Химия в задачах»

Презентация

Фронтальный опрос. Беседа. Самостоятельная работа учащихся.Лекция Практикум по решению задач. Составление алгоритма.

№4 с.24

№4 1.42-1.41.с.33

Задание

http://maratakm.narod.ru/index2.files/b9.htm

13

1

Растворимость веществ. Насыщенный раствор. Вычисление концентрации вещества в насыщенном растворе.

http://gymn22.narod.ru/Systems/Chemist/

Практикум по решению задач.

№5 с42-46 з.82-87с.47

http://him.1september.ru/2003/31/6.htm

http://him.1september.ru/2003/30/3.htm

http://him.1september.ru/2003/31/6.htm

14-15

2

Образование осадка при охлаждении раствора.

Презентация

Слайд 14-18

Практикум по решению задач. Составление алгоритма.

№5 88-92с.47

Расчеты по уравнению реакции 12 часов

16-

17

2

Образование раствора в ходе реакции. Состав раствора, полученного в ходе реакции.  

Презентация

Практикум по решению задач.

№5 с.61-64

№5 138-146

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c4.htm

Анализировать условие задачи.

18-

19

2

 Задачи на «избыток-недостаток»

Вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции.

Вещество,  взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции.

http://him.1september.ru/2003/44/25.htm

http://him.1september.ru/2004/01/30.htm  http://him.1september.ru/2004/11/25.htm

Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практикум по решению задач. Повторение алгоритма.

№5 174-183

№14  17-19

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c4.htm

№14   20-22

Уметь: составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи.

Записывать основные формулы для проведения расчетов. Составлять план решения задач по алгоритму

20-

21

2

Расчет по уравнениям реакций, когда одно из веществ находится в избытке, по нескольким уравнениям реакций.  

Практикум

по решению задач.

№14  23-26

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c4.htm

№14  27-30

46-51

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: использовать несколько способов при решении задачи. Проводить вычисления: 

с помощью составления алгебраических уравнений с несколькими неизвестными.

22

1

Вычисления  объемных отношений газов.

Презентация слайд 19-21

Практикум

по решению задач.

Составление алгоритма.

http://maratakm.narod.ru/index2.files/b10.htm

http://maratakm.narod.ru/index2.files/b10.htm

23

1

Расчет по термохимическим уравнениям

http://www.hemi.nsu.ru/ucheb211.htm

Лекция

Практикум по решению задач.

№3 3.1-3.4

3.6-.3.8

http://maratakm.narod.ru/index2.files/a30.htm

Проводить расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

24

1

Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции».

 

№5 с.75-77

Практикум по решению задач. Составление алгоритма.

№5 184-189

№4 1.66

1.69, 1.70,

1.75

№5  190-195

Анализировать условие задачи. Уметь: использовать несколько способов при решении задачи.

25

1

Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если исходные вещества входят в состав смеси .

1. Состав смеси и ее порция известны,  надо определить количество продукта или реагента ("прямая" задача)

2. Состав смеси известен, известны количества продуктов или реагентов, нужно определить порцию смеси, вступившей в реакцию («обратная» задача).

3. Известны количества продуктов или реагентов, часто порция смеси, надо определить ее состав (задача на определение состава смеси).

Презентация (слайд 22-30)

Практикум по решению задач. Составление алгоритма.

№5 226,

241,242

№5 228, 230,

235,248, 250

№14   11-16 с47

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: использовать несколько способов при решении задачи

проводить вычисления: 

с помощью составления алгебраических уравнений с несколькими неизвестными.

26

1

В реакции участвует пластинка

http://him.1september.ru/2003/44/28.htm

   

Лекция Практикум по решению задач.

http://him.1september.ru/2005/03/40.htm

http://him.1september.ru/2004/14/10.htm

Комбинированные задачи 5  часа

27-31

5

Комбинированные задачи

Решение комбинированных задач по химии повышенной сложности.

Решение комбинированных задач по химии высокого уровня  сложности.

http://maratakm.narod.ru/index2.files/c4.htm

Практикум по решению задач.

№4 1.72

1.74

№14  1-5

С.45-46

№14  62,63,69

ЕГЭ-2013  С4 из различных изданий

№14  6-10

№14  17-22

70-73

Знать: расчетные формулы для любых типов задач

Уметь: устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений. Проводить вычисления: 

с помощью составления алгебраических уравнений с несколькими неизвестными.

Решение усложненных задач, объединяющих вычисления по химическим формулам, уравнениям, количественного состава растворов различными способами.

Итоговое занятие 3 часа.

32-33

2

Итоговое занятие по решению задач.

Итоговая контрольная работа

Обладать полным набором знаний и умений, определённых данным курсом.

34

1

Анализ и самоанализ решенных задач.

Рефлексия

Литература для учителя:

  1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999.5

  2. Кузьменко Н.Е. и др. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А./.4-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2001..  7

  3. Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… /Тепловой эффект/ // Химия в школе, 2003, №2, стр.51

  4. Литвинова Т.Н., Мельникова Е.Д.,  . Соловьёва М.В,  .Ажипа Л.Т,  .Выскубова Н.К-  Химия в задачах для поступающих в вузы-М. :Оникс: ООО «Издателтьство «Мир и образование»» 2009.

  5. Новошинский И. И.  Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения М.:   «Оникс 21 век»  «Мир и образование» 2005

  6. Жуков П.А. Жукова И.Н. Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. С-Пет. :  «Паритет» 2000

  7. Беликова Оксана Владимировна.  МБОУ СОШ № 3, г. Гусь – Хрустальный    Решение задач на растворы..@

  8. Демидов В.А. Методика решения задач на «избыток–недостаток»  в курсе основной общеобразовательной школы   Химия  1 сентября   2003 №44, http://him.1september.ru/2003/44/25.htm       2004 №1 http://him.1september.ru/2004/01/30.htm  http://him.1september.ru/2004/11/25.htm

  9. Телешов С.В ., Кутумов И.. "В раствор погружена пластинка..." Химия 1сентября 44,46,48.2003   9,14,21,39,44  2004 №16 2005  http://him.1september.ru/2003/44/28.htm  http://him.1september.ru/2005/03/40.htm

  10. О.С Зайцев  Учебная книга по химии. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47, 48/2002; 1–10, 12–15, 16, 17, 181920/2003  http://him.1september.ru/2003/31/6.htm

  11. А.В.Мануйлов, В.И. Родионов  Основы химии. Интернет-учебник. Новосибирский государственный университет    http://www.hemi.nsu.ru/index.htm

  12. Белан Н.А. Подготовка учащихся к олимпиаде по химии: методические рекомендации, справочные и дидактические материалы :учебно-методическое пособие/ Н.А. Белан.-Омск:БОУДПО "ИРООО",2009 http://www.menobr.ru/materials/1261/30271/

  13. Демидов В.А. Пластинка в растворе. Химия в школе, №8, 2005, с41

  14. Доронькин В.Н. Бережная А.Г. Сажнева Т.В.  Февралёва В.А. : Химия. Тематические тесты.  Задания высокого уровня сложности. «Легион»  Ростов на Дону 2010

Литература для учеников:

Пособия, разработанные в 2012-2013 гг.

  1. ЕГЭ-2013. Химия: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.А. Кавериной.  М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)

  2. ЕГЭ-2013. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.А. Кавериной. М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)

  3. ЕГЭ-2013. Химия: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.А. Кавериной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)

  4. ЕГЭ. Химия: тематический сборник заданий / Под ред. А.А. Кавериной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013. — (ЕГЭ. ФИПИ-школе)

  5. ЕГЭ-2013. Химия: актив-тренинг: решение заданий А, В, С / Под ред. А.А. Кавериной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)

  6. ЕГЭ-2013 Химия / ФИПИ авторы-составители: М.Г. Снастина, Д.Ю. Добротин, А.А. Каверина – М.: Астрель, 2012

  7. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Каверина А.А., Корощенко А.С., Добротин Д.Ю., Медведев Ю.Н., Снастина М.Г. – М.: Интеллект-Центр, 2012.

  8. Литвинова Т.Н., Мельникова Е.Д.,  . Соловьёва М.В,  .Ажипа Л.Т,  .Выскубова Н.К-  Химия в задачах для поступающих в вузы-М. :Оникс: ООО «Издателтьство «Мир и образование»» 2009.

  9. Новошинский И. И.  Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения М.:   «Оникс 21 век»  «Мир и образование» 2005

  10. Жуков П.А. Жукова И.Н. Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. С-Пет. :  «Паритет» 2000

  11. Доронькин В.Н. Бережная А.Г. Сажнева Т.В.  Февралёва В.А. : Химия. Тематические тесты.  Задания высокого уровня сложности. «Легион»  Ростов на дону 2010

Дополнительные материалы:

  1. Презентация : Методические материалы  к курсу: «Решение расчетных задач по химии». Выполнена   Щербаковой В.Г на основе примеров мастер-класса Можаева Г.М. «Решаем вместе». http://kontren.narod.ru/ege.htm

  2. Презентация  учителя химии  высшей категории Отрошко Елена Александровна МОУ СОШ № 6 Ст. СтаротитаровскойТемрюкский район Краснодарский край

Список интернет-сайтов для учащихся:

      http://maratakm.narod.ru/

 http://www.hemi.nsu.ru/

www.alleng.ru

http://www.hemi.nsu.ru/

http://www.alhimikov.net/

www.xumuk.ru

http://hemi.wallst.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийская_олимпиада_школьников_по_химии

Приложение 1

Презентация:  « Факультативный курс.  Материалы для проведения занятий»

Приложение 2

Решение задач по разделу 4: « Количественная характеристика растворов. Образование и разложение растворов без протекания химической реакции».  

СПРАВОЧНИК ФОРМУЛ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ   ПО ТЕМЕ: «КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТВОРОВ»

Массовая доля вещества в растворе

                   m(р-ра)=        m(в-ва) =

                m(р-ра) = V(р-ра)

Молярная концентрация

Мольная доля

n(x) – количество вещества в растворе

n(S) – количество растворителя

Нормальность

Молярность

Коэффициент     растворимости

Растворимость

Объемная доля вещества

Формулы перевода

Приложение 3

Итоговая контрольная работа

Задача 1.

Газовая смесь, состоящая из аммиака и азота содержит равное число атомов азота и водорода. Определите массовую долю аммиака  в этой смеси.

Анализ химической стороны задачи и план решения: смесь содержит аммиак NH3 и азот N2, число атомов связано с количеством вещества. Для расчетов удобно взять порцию смеси содержащую 3 моль атомов водорода (т.е. 1 моль аммиака). Это позволит найти количество вещества азота, массы веществ и массовые доли.

Решение: Если равно число атомов, то равно и количество вещества:  n(N)= n(H). Пусть смесь содержит n(H) = 3 моль.

Тогда n(NH3)= 1 моль, и он содержит 1 моль атомов азота.

Оставшиеся 2 моль атомов азота содержит простое вещество N2

Отсюда n(N2) = 1 моль. Массы веществ: m(NH3) = 17г;
m(N
2)= 28 г, масса смеси m(см) = 17+28=45 г.

w(NH3) = m/m(см) = 17/45 = 0,378= 37,8%

Задача 2

Раствор хлорида алюминия имеет плотность 1,05 г/мл и содержит 1,5*1020 ионов в 1 мл. Какие массы этого раствора и  кристаллогидрата AlCl3*6H2O надо взять для приготовления 180 г раствора с массовой долей растворенного вещества 7%?

Решение: Уравнение диссоциации хлорида алюминия AlCl3  Al3+ + 3Cl-  показывает, что из 1 моль AlCl3  образуется 4 моль ионов, или 4 ∙ 6,02 ∙1023 = 24,08 ∙ 1023  ионов.

В 1 мл раствора содержится n (AlCl3) = (1,5 ∙1020 ) : (24,08 ∙ 1023) = 0,063 ∙ 10-3  моль

М(AlCl3) = 133,5 г/моль

m(AlCl3) = 0,063 ∙ 10-3  моль  ∙ 133,5 г/моль = 8,41 ∙ 10-3  г

m(р-ра AlCl3) = 1,05 г         ω1 (AlCl3) = (8,41 ∙ 10-3 ) : 1,05 = 0,00801 или 0,8%

Молярная масса кристаллогидрата М(AlCl3 ∙ 6 Н2О) = 133,5 + 6 ∙ 18 = 241,5 г/моль

Массовая доля AlCl3 в кристаллогидрате: ω2 (AlCl3) = 133,5 : 241,5 = 0,553 или 55,3%

Применим правило «квадрата» (или «креста»):

Кристаллогидрат                                                                       m2 (кр) = 6,2 ∙ х    (г)

                                                         

Полученный раствор                                                                 m3 (р-ра) = 180 г = 54,5∙х  (г)

                                                                                   

Исходный раствор                                                                   m1 (р-ра) = 48,3∙х    (г)

m3 (р-ра) пропорциональна сумме ( 6,2 + 48,3 ) = 54,5          

х = 180 : 54,5 = 3,303  (здесь x – некоторая условная «массовая часть»)

m2 (кр) = 6,2 ∙ 3,303 = 20,5 (г)            m1 (р-ра) = 48,3 ∙ 3,303 = 159,5 (г)

Ответ: нужно взять 159,5 г исходного раствора хлорида алюминия и 20,5 г кристаллогидрата.

Задача 3

В 300 г 8%-ного раствора карбоната натрия растворили при нагревании 80 г кристаллогидрата Na2CO3*5H2O. В процессе нагревания раствора испарилось 20 г воды, а при последующем охлаждении до некоторой температуры из него выделилось 40 г кристаллогидрата Na2CO3*10H2O. Определить массовую долю соли в оставшемся растворе.

 1. Находим  массы соли в растворах:

 M (Na2CO3 · 5 H2О) = 106 + 90= 196 г/моль

106 г Na2CO3  - 196 г Na2CO3 · 5 H2О

х г Na2CO3  -  80 г Na2CO3 · 5 H2О

 m(Na2CO3 в кр-г1) = 106 · 80/ 196 = 43,27 г

 M (Na2CO3 · 10 H2О) = 106 + 180= 286 г/м

106 г Na2CO3  - 286 г Na2CO3 · 5 H2О

  х г Na2CO3  -  40 г Na2CO3 · 5 H2О

  m(Na2CO3 в кр-г2) = 106 · 40/ 286 = 14,83 г

 m(Na2CO3 в р1) = 300 · 0,08 = 24 г

 m(Na2CO3 в р2) = m(Na2CO3 в кр-г1) + m(Na2CO3 в р1) – m(Na2CO3 в кр-г2) = 43,27 + 42 – 14,83 = 52,44 г

 2. Находим массы растворов:      m(р1)  + m(кр-р1) = 300 + 80 = 380 г

m(р2)  = 380 -   (m(H2O) +m(кр-г1)) = 380 – (20+40) = 320 г

3. Находим массовую долю соли в растворе 2:

          W2 = 52,44 / 320 = 0,16 или 16%

4. Записываем ответ:   W2 =  16%

Задача 4.

Кислород, полученный при разложении 6 г перманганата калия с выходом 85%, был использован для сжигания этана. Полученные продукты поглотили избытком известковой воды. Чему равна масса полученного при этом осадка?

Решение:

n(KMnO4) = m/М = 6/159 = 0,03774 моль

По уравнению (1): n(O2)т / n(KMnO4) = 1/2; n(O2)т = n(KMnO4)/2 =0,03774/2 =0,01887 моль;

n(O2)пр  =  n(O2)т*η(O2) = 0,01887*0,85 = 0,01604 моль;

По уравнению (2): n(CO2) /n(O2)пр = 4/7; n(CO2) =n(O2)пр*4/7 =0,01604*4/7 =0,009166 моль;

По уравнению (3): n(CaCO3) = n(CO2)  = 0,009166 моль.

m(CaCO3)   = n*M = 0,009166*100 =  0,9166 г ≈ 0,917[1]* г

Ответ: Масса выпавшего осадка равна 0,917 г.

Задача 5.

Газы, полученные при полном сжигании 3,6 л пропана пропустили через раствор, содержащий 60 г едкого кали. Чему будет равна масса соли, полученной при этом?  Какой объём кислорода был истрачен при сжигании?

C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4H2O           (1)

Едкое кали – это гидроксид калия, при пропускании продуктов сгорания могут последовательно идти следующие реакции:

2KOH + CO2 = K2CO3 + H2O         (2)

K2CO3 + H2O + CO2 =  2KHCO3    (3)

При большом избытке CO2 можно использовать суммарное уравнение реакции: KOH + CO2 =  KHCO3    (4)

Решение:

По уравнению (1): V(O2)/V(C3H8) = 5/1; V(O2) =5*V(C3H8) =5*3,6 =18 л;

V(СO2)/V(C3H8) = 3/1; V(СO2) =3*V(C3H8) =3*3,6 =10,8 л;

n(СO2) = V(CO2)/VM = 10,8/22,4 = 0,4821 моль

n(KOH) = m/М = 60/56 = 1,071 моль

По уравнению реакции (2) углекислого газа требуется в два раза меньше, чем KOH, т.е. n(СO2)2 = 1,071/2 ≈ 0,5 моль. У нас меньше, он в недостатке, прореагирует полностью, реакции 3 и 4 не пойдут.

n(K2CO3) = n(СO2) = 0,4821 моль, M(K2CO3) = 138 г/моль   

m(K2CO3)   = n*M = 0,4821*138 =  66,53 г ≈ 66,5 г

Ответ: Масса образовавшейся соли (K2CO3) равна 66,5 г, объем кислорода (н.у.) 18 л

          Задача 6. 

Определить качественный и количественный состав раствора полученный при смешении 220 г 6%-ного раствора сульфида калия и 140 г 9%-ного раствора хлорида алюминия.

Решение:

3K2S + 2AlCl3 + 6H2O = 2Al(OH)3↓ + 3H2S↑  + 6KCl

I этап. Массы исходных веществ: m(в-ва) = m(p-pa)*w(в-ва):

m(K2S) = 220*0,06 = 13,2 г; m(AlCl3) = 140*0,09 = 12,6 г.

Количество вещества: n = m/M, M(K2S) = 110 г/моль; M(AlCl3) = 133,5 г/моль;

n(K2S) = 13,2/110 = 0,12 моль; n(AlCl3) = 12,6/133,5 = 0,09438 моль.

II этап. n(K2S) > n(AlCl3), но в избытке ли K2S? Рассчитаем, сколько нужно AlCl3 для реакции с K2S. По уравнению n’(AlCl3) / n(K2S) = 2/3;

n’(AlCl3) = 2*n(K2S) /3 =  2*0,12 /3 = 0,08 моль; по условию задачи AlCl3 дано больше, он в избытке, nизб(AlCl3)  = 0,09438 - 0,08 = 0,01438 моль.        
Прореагирует полностью K
2S, дальнейший расчет ведем по нему.

По уравнению реакции: n(Al(OH)3) = 2*n(K2S) /3 =  2*0,12 /3 = 0,08 моль;

n(H2S) = n(K2S) =  0,12 моль; n(KCl) = 2*n(K2S) =  0,24 моль;

III этап. Находим массы веществ (m=M*n). mизб(AlCl3)  = 133,5*0,01438 = 1,92 г; m(Al(OH)3)  = 78*0,08 = 6,24 г; m(H2S)  = 34*0,12 = 4,08 г; m(KCl)  = 74,5 *0,24 = 17,88 г.

По закону сохранения массы: m(р3) =  m(р1) + m(р2) - m(Al(OH)3) - m(H2S) =

= 220 + 140 - 6,24 - 4,08 = 349,7 г  

Массовые доли:  w(в-ва) = m(в-ва) / m(p-pa 3):

w(AlCl3) = 1,92/349,7 = 0,00549 = 0,549%; w(KCl) = 17,88/349,7 = 0,0511 = 5,11%

Ответ: Полученный раствор содержит AlCl3 (w = 0,549%) и KCl (w=5,11%).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии"

Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету химии, существенно расширяет кругозор учащихся, т.к. в нем предусмотрено обобщение и углубление знан...

Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Решение расчетных задач по неорганической химии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"

Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...

Рабочая программа эдективного курса в 11 классе "Решение расчетных задач по химии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса и расчитан на 34 часа...

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...