Рабочая программа по математике 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

математика 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды деятельности учащихся/Формы контроля

Примечание

Гл.1

Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений

17

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

1

Деление многочленов.

1

Работа с  учебником.

Гл.IX

2

Векторы

Понятие вектора.

13

1

Составление конспекта. Ввести понятие вектора, его длины,  изображать  

Ответы на вопросы; решения задач.

3

Деление многочленов.

1

4

Откладывание вектора от данной точки.

1

Понятие координат вектора; формулировка  леммы о коллинеарных векторах.

Устный опрос. Работа с  учебником.

5

Деление многочленов.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

6

Решение алгебраических уравнений.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

7

Сумма двух векторов.

1

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

8

Решение алгебраических уравнений.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

9

Сумма нескольких векторов.

1

Составление конспекта. Устный опрос, индивидуальная работа

10

Решение алгебраических уравнений.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

11

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим.

1

Фронтальный опрос; работа у доски, дифференцированные задания

12

Вычитание векторов.

1

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

13

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим.

1

Фронтальный опрос; работа у доски, дифференцированные задания

14

Решение задач по теме: «Сложение  и вычитание векторов».

1

Фронтальный опрос; индивидуальная работа. Работа с  учебником. Самостоятельная работа.

15

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим.

1

Фронтальный опрос; работа у доски, дифференцированные задания

16

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

17

Умножение вектора на число.

1

Составление алгоритма умножения вектора на число.Ответы на вопросы; решения задач.

18

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

19

Умножение вектора на число.

1

Фронтальный опрос. Работа с  учебником.

20

Различные способы решения систем уравнений.

1

1

Фронтальный опрос; индивидуальная работа. Работа с  учебником.

21

Применение векторов к решению задач.

1

Ответы на вопросы; решения задач.

22

Решение задач с помощью систем уравнений.

1

Работа с  учебником; работа у доски

23

Средняя линия трапеции.

1

Составление конспекта. Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

24

Решение задач с помощью систем уравнений

1

Работа с  учебником; работа у доски.

25

Повторение изученного «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений»

1

26

Решение задач по теме «Векторы».

1

Наблюдение, сравнительный анализ,  обобщение, доказательство. Участвуют в доказательстве, сравнивают свои решения с решениями на доске, исправляют, уточняют.

27

Контрольная работа № 1(а)

 

1

Уметь применять знание материала при выполнении

28

Решение задач по теме «Векторы».

1

Наблюдение, сравнительный анализ,  обобщение, доказательство. Участвуют в доказательстве, сравнивают свои решения с решениями на доске, исправляют, уточняют.

Гл.2

Степень с рациональным показателем

12

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

29

Степень с целым показателем.

1

Работа над ошибками. Работа с  учебником; работа у доски

30

Степень с целым показателем.

1

Работа с  учебником; работа у доски

31

Контрольная работа № 2 (г)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

32

Арифметический корень натуральной степени.

1

Фронтальный опрос. Работа с  учебником.

33

Метод координат

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

12

1

Работа над ошибками. Раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам, находить координаты вектора, выполнять действия над векторами, заданными координатами

34

Свойства арифметического корня.

1

Составление конспекта. Устный опрос, индивидуальная работа

35

Свойства арифметического корня.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

36

Координаты вектора.

1

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

37

Свойства арифметического корня.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

38

Простейшие задачи в координатах.

1

Решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач

39

Степень с рациональным показателем.

1

1

Работа у доски, дифференцированные задания

40

Простейшие задачи в координатах.

1

Решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач.

41

Возведение в степень числового неравенства.

1

Работа у доски, дифференцированные задания

42

Простейшие задачи в координатах.

1

Решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач.

43

Возведение в степень числового неравенства.

1

Работа у доски, дифференцированные задания

44

Решение задач  методом координат.

1

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы; решение задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

45

Повторение изученного «Степень с рациональным показателем»

1

46

Решение задач  методом координат.

1

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы; решение задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

47

Контрольная работа № 3(а)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

Гл.3

Степенная функция

14

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

48

Область определения функции.

1

Работа с  учебником.

49

Уравнение окружности.

1

Фронтальный опрос. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

50

Область определения функции.

1

Работа с  учебником.

51

Уравнение прямой.

1

Фронтальный опрос. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

52

 Возрастание и убывание функции.

1

1

Работа с  учебником.

53

Уравнение окружности и прямой.

1

Ответы на вопросы; решения задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

54

 Возрастание и убывание функции.

1

Работа с  учебником.

55

Решение задач «Уравнение окружности и прямой».

1

Фронтальный опрос. Работа с  учебником

56

 Возрастание и убывание функции.

1

Работа с  учебником.

57

Четность и нечетность функции.

1

Работа с  учебником.

58

Контрольная работа № 4(г)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

59

Четность и нечетность функции.

1

Работа с  учебником.

Гл.XI

77

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла.

14

1

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

60

Функция у=k/х.

1

1

Работа с  учебником.

61

Синус, косинус и тангенс угла

1

Наблюдение, сравнительный анализ,  обобщение, доказательство. Участвуют в доказательстве, сравнивают свои решения с решениями на доске, исправляют, уточняют.

62

Неравенства и уравнения, содержащие степень.

1

Фронтальный опрос. Работа с  учебником.

63

Синус, косинус и тангенс угла.

1

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения.

64

Неравенства и уравнения, содержащие степень.

1

Фронтальный опрос. Работа с  учебником.

65

Повторение изученного по теме «Степенная функция».

1

Работа у доски, дифференцированные задания

66

Теорема о площади треугольника.

1

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

67

Контрольная работа № 5(а)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

68

Теорема синусов и косинусов.

1

Фронтальный опрос. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Гл4

Элементы тригонометрии

21

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

69

Радианная мера угла.

1

Работа над ошибками. Фронтальный опрос. Работа с  учебником.

70

Поворот точки вокруг начала координат.

1

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

71

Решение треугольников.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения.

72

Поворот точки вокруг начала координат.

1

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

73

Решение треугольников.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения.

74

Определение синуса,  косинуса и тангенса угла.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

75

Определение синуса,  косинуса и тангенса угла.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

76

Знаки синуса, косинуса и тангенса.

1

Наблюдение, сравнительный анализ,  обобщение, доказательство. Участвуют в доказательстве, сравнивают свои решения с решениями на доске, исправляют, уточняют.

77

Измерительные работы.

1

Устный опрос, индивидуальная работа. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

78

Знаки синуса, косинуса и тангенса.

1

Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

79

Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1

Фронтальный опрос

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения.

80

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом  одного и того же угла.

1

1

Фронтальный опрос; индивидуальная работа

81

Скалярное произведение  векторов.

1

Ответы на вопросы; решения задач

82

Тригонометрические тождества.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

83

Скалярное произведение  в координатах.

1

Ответы на вопросы; решения задач.

Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

84

Синус, косинус, тангенс углов   и -.

1

1

Устный опрос, индивидуальная работа

85

Применение скалярного произведения векторов при решении задач.

1

Ответы на вопросы; решение задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

86

Формулы сложения.

1

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

87

Решение задач.

1

88

Формулы сложения.

1

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

89

Синус и косинус двойного угла.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

90

Контрольная работа №6(г)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

91

Синус и косинус двойного угла.

1

Работа с  учебником; индивидуальная работа

Гл.XII

92

Длина окружности и площадь круга.

Правильный многоугольник.

12

1

Работа над ошибками.Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Устный опрос, индивидуальная работа. Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

93

Формулы приведения.

1

1

Составление конспекта; решения задач.

94

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.

 

1

Устный опрос, индивидуальная работа

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения

95

Формулы приведения.

1

Составление конспекта; решения задач.

96

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

Работа по карточкам, самоконтроль. Решать задачи на доказательство и вычисления. Работа с  учебником.

97

Повторение изученного «Элементы тригонометрии»

1

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

98

Контрольная работа №7(а)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

99

Решение задач по теме: «Правильный многоугольник».

1

Фронтальный опрос. Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения

Гл.5

100

Прогрессии                   

Числовая последовательность.

14

1

Работа над ошибками. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

101

Длина окружности

1

Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

102

Числовая последовательность

1

103

Длина окружности

1

Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

104

Арифметическая прогрессия.

1

Работа по карточкам, самоконтроль

105

Площадь круга и кругового сектора

1

Устный опрос, индивидуальная работа. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка.

106

Арифметическая прогрессия.

1

Фронтальный опрос, работа у доски, дифференцированные задания

107

Сумма п первых членов арифметической прогрессии.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

108

Площадь круга и кругового сектора

1

Устный опрос, индивидуальная работа

Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

109

Сумма п первых членов арифметической прогрессии.

1

Работа с  учебником, выделение главного

110

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения

111

Геометрическая прогрессия.

1

Работа по карточкам, самоконтроль

112

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

Ответы на вопросы; решение задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

113

Геометрическая прогрессия.

1

Работа по карточкам, самоконтроль

114

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

Ответы на вопросы; решение задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

115

Сумма п первых членов геометрической прогрессии.

1

1

Устный опрос, индивидуальная работа

116

Контрольная работа №8 (г)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

117

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

1

. Работа с  учебником; самоконтроль.

Гл.XIII

Движение

Понятие движения.

8

1

Работа над ошибками.Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

118

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

1

Работа по карточкам, самоконтроль. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

119

Повторение изученного по теме «Прогрессии»

1

120

Свойства движений.

1

Устный опрос, индивидуальная работа

121

Контрольная работа №8(а)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

122

Решение задач по теме: «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.»

1

Ответы на вопросы; решения задач. Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

Гл.6

Случайные события и величины

10

123

События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события.

1

Работа с  учебником, выделение главного; решения задач.

124

Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности.

1

Параллельный перенос.

1

Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

125

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности.

1

.

126

Поворот.

1

Ответы на вопросы; решения задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

127

Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.

1

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

128

Таблицы распределения значений случайной величины.

1

129

130

Решение задач «Параллельный перенос. Поворот».

Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма.

1

1

Фронтальный опрос. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Проводить дополнительные построения

131

Решение задач по теме: «Движение».

1

Ответы на вопросы; решения задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

132

Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка

1

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

133

Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.

1

1

Уметь применять знание материала при выполнении

134

Решение задач по теме: «Движение».

1

Фронтальный опрос. Решать задачи на доказательство и вычисления. Самостоятельная работа.

135

Контрольная работа №9(а)

1

Уметь применять знание материала при выполнении

Повторение.

23

136

Повторение«Числа и алгебраические преобразования»

1

1

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

137

Повторение «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.»

1

1

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

138

Повторение «Уравнения и неравенства»

4

139

Повторение «Треугольники».

3

Фронтальный опрос. Решать задачи на доказательство и вычисления

140

Повторение «Решение задач».

2

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

141

Повторение «Окружность».

2

Фронтальный опрос. Решать задачи на доказательство и вычисления. Формулировать и доказывать теоремы. Взаимоконтроль и самоконтроль

142

Повторение «Функции и графики».

2

Ответы на вопросы; решение задач. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

143

Повторение «Четырехугольники».

2

Устный опрос, индивидуальная работа. Решать задачи на доказательство и вычисления

144

Повторение.

3

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом



Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Сладковская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

________/____________/

                          ФИО

Протокол № ___ от __09.2013 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР_________/ /

                                       ФИО

«__» сентября 2013 г..

«Утверждено»

Директор школы

_____________/                                  ФИО

Приказ № ___ от___  сентября2013г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  математике

      Класс                9             класс  

    Уровень                           базовый

    Количество часов           170  ч

    Учитель                         Кайгородова С.В

 

 

   

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программ общеобразовательных учреждений  «Алгебра 7-9», «Геометрия 7-9» под  ред.Т.А. Бурмистровой, М., Просвещение, 2010.

                   

                                         

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа по математике для  9 класса разработана на основе   Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9», «Геометрия 7-9» под  ред.Т.А. Бурмистровой, М., Просвещение, 2010.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

.

Общая характеристика учебного предмета.

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

 В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

         Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

        Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

   В 9 классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный,  частично-поисковый.

    Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

   Технологии, используемые учителем: личностно-ориентированные технологии, технологии интерактивного обучения, технологии развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ,  тестов и самостоятельных работ. Итоговые контрольные работы проводятся:  после изучения наиболее значимых тем программы,  в конце учебной четверти. Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Способы и формы оценивания образовательных результатов

 

       Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

                  Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения

- неправильный выбор действий, операций;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;

- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

-полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

-правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;  

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

-допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

-при знании теоретического материала выявлена недостаточная  сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся  по математике

Отметка «5» ставится, если:

работа выполнена полностью;  

-в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным  объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными  умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Место учебного предмета, курса в учебном плане:

   

 Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.

         

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

       Целью изучения курса алгебры в 9 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников.

       В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

        В послешкольной жизни, которая требует высокого уровня образования  появляется все больше специальностей, связанных с непосредственным применением  математики.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления.

   Использование в математике  наряду с естественным  нескольких математических языков  дает  возможность развивать у учащихся  точную, экономную, информативную речь, умение отбирать  наиболее подходящие языковые  средства.

        Изучение математики  способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

     История развития математического знания дает возможность пополнить запас  историко-научных знаний школьников, сформировать представление  о математике как части общечеловеческой культуры.

Личностные,  метапредметные  и  предметные результаты  освоения содержания курса

     

        Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умения пользоваться изученными математическими формулами,

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

        уметь:

  • уметь решать уравнения, системы уравнений более высоких степеней.
  •  находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
  • понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
  • бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
  • решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  • решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, используя приемы и формулы для решения различных видов квадратных уравнений, графический способ решения уравнений;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;

- интерпретации результата решения задач.

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Алгебра

                 уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

               уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.

Геометрия

              уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей); определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Содержание учебного курса

1.Векторы  -13ч.    

Метод координат - 12ч

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. - 14ч

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

3.Длина окружности и площадь круга  - 12ч

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

4.Движения - 8ч

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

АЛГЕБРА

1.Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнени. – 17ч

Деления многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.

2.Степень с рациональным показателем – 12ч

Степень с целым показателем и её свойства.  Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.

3.Степенная функция. – 14ч

Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функция .

4.Элементы тригонометрии - 21ч

Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса,  косинуса и тангенса угла. Поворот точки вокруг начала координат. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом  одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус, тангенс углов   и -. Формулы сложения. Синус и косинус двойного угла. Формулы приведения.

5.Прогрессии – 14ч

Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии.

6.Случайные события и величины  - 10ч  

События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.

Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.

7.Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов - 23ч

 

Количество  часов по четвертям

        

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество часов

44

36

48

42

170

Практическая  часть программы

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Контрольные работы

3

3

5

4

15

Самостоятельные работы

4

3

4

3

14

Методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программа для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9», «Геометрия 7-9» под  ред.Т.А. Бурмистровой, М., Просвещение, 2010.

2. Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

3. П.И. Алтынов Тесты. Геометрия 7 – 9. Учебно-методическое пособие. - М.:

Дрофа, 1997

4. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Уроки алгебры в 9 классе. Пособие для учителей. - М.: Вербум , 2000.

5. Комплект портретов для кабинета математики Математика в формулах. 5-11 классы. Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2011

6. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 9 класс, автор Л.П.Попова. - М.:ВАКО, 2010г

7. Математика. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику.- М.: Просвещение, 2010.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Персональный компьютер.

Мультимедиапроектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...