Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики
статья

Горбанева Татьяна Александровна
Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbaneva._avtorskaya_kontseptsiya-4.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 города Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Формирование метапредметных компетенций у учащихся

на уроках математики

Авторская концепция

учителя математики

МКОУ СОШ № 9 города Россоши Воронежской области

Горбаневой Татьяны Александровны,

участника конкурса «Учитель года-2017»

2017 год

Введение

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.

(В.Г. Белинский)

Новый стандарт образования повысил требования к уровню подготовки выпускников. Школе требуются такие специалисты, которые умеют быстро находить нестандартные решения, творчески подходить к процессу обучения, строить работу с учениками на принципе сотрудничества и совместного поиска правильных ответов.

Я считаю, что учитель должен не только сформировать определенные вычислительные навыки и умение выполнять решение, но и показать, как их  использовать в различных жизненных ситуациях.

Новое время и новое поколение диктуют свои традиции, нормы. Традиционные методы не применимы  в современном образовании. Их стоит и надо усовершенствовать, а чтобы легче было учить и учиться, необходимы усовершенствованные виды деятельности.

На основе установленных ФГОС требований можно выделить следующие виды метапредметных компетенций:

  • Ценностно-смысловые компетенции
  • Учебно - познавательные
  • Информационные
  • Социально-трудовые
  • Компетенции личностного самосовершенствования

Так как компетенция – способность к специфическому действию, которое осуществляется в процессе совместной деятельности учителя и ученика.

  Концепция моей работы предусматривает развитие общеучебных умений, которые в итоге должны вывести на компетенцию личностного самосовершенствования.

Для достижения хорошего результата в своей работе я всегда учитываю, что:

- задания, которые использую на уроке, имеют практическую направленность;

- четко должны быть определены темы и разделы, в которых будут формироваться компетенции и их связь с общим учебным материалом;

-  постараться определить методы и приемы, которые необходимо использовать при формировании общеучебных знаний.

Актуальность

С точки зрения современности, традиционные методы и приемы обучения стали неэффективны и  устарели. Возникла необходимость пересмотреть методическую сторону преподавания математики, т.к. одно из требований ФГОС – это саморазвитие личности, основанное на сотрудничестве ученика и учителя. Учитель -  штурман, который умело направляет деятельность ребенка, мотивирует, поощряет, создает ситуацию успеха.

В этом случае, успеваемость будет повышаться, а интерес детей к математике увеличиваться.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений».

Л.Толстой

Научное осмысление интеграции метапредметности в образовательный процесс.

Существует проблема с определением «метапредметные компетенции» и его содержанием. Но внедрение метапредметного подхода в обучении математики является острой необходимостью. Этот  подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни.  Я думаю, что используя такой подход на уроках математики, смогу сформировать у детей представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д., а также обеспечить  преемственность всех ступеней образования.

Современное образование опирается на деятельностный характер образования, который главной целью ставит саморазвитие личности учащегося.

Сформированность каждой из компетенций предполагает развитие определенных умений.

Для того, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию я использую групповую работу и работу в парах. Плюс этого метода в том, что его можно использовать на любом этапе изучения темы.

Ценностно-смысловая компетенция формируется при участии детей в олимпиадах различного уровня (школьный, районный, областной, и т.д.)

Информационная - при проведении интегрированных уроков ( с уроками физики, химии, информатики).

Социально – трудовая компетенция от выполнения различных контрольных, самостоятельных, тестовых работ.

Личное самосовершенствование – решение задач практического характера.

Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности.  Все чаще появляются в итоговых контрольно-измерительных материалах задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

Общекультурная – при решении текстовых задач.

Каждая из компетенций позволяет развивать уверенного в своих знаниях ученика, человека, который готов к современной жизни.

В старших классах помогают развитию метапредметных компетенций такие активные методы обучения как: конференции, мастерские. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно – популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.

Так как проведение конференций ведёт за собой достаточно большие временные и организационные затраты, как для учителя, так и для учеников, их достаточно проводить несколько раз в год. Например, конференцию можно провести на уроках геометрии при обобщении темы «Пространственные фигуры». В технологии мастерских упор делается на освоение знаний, через практическую работу. Например, мастерскую можно провести, изучая тему «Длина окружности».

Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса. Такой вид компетенции особо эффективно развивается, когда для решения предлагаются занимательные, нестандартные задачи, задачи – фокусы, задачи на перекладывание спичек, задачи исторического содержания. Например, дети очень любят, при изучении координат точки, строить фигуры по заданным координатам.

Все вышеперечисленные методы и средства образовательной деятельности появились не вчера, но использовались на уроках фрагментально. Теперь их надо сделать системой, способствующей осуществить требования ФГОС.

Заключение.

Анализ проведенной работы по активизации познавательной деятельности школьников на уроках математики позволяет утверждать, что обучение может приносить радость каждому ученику. К этому надо стремиться. При этом возникает полезный и для ученика, и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний.  Важно, чтобы они шли с удовольствием на наши уроки, ожидая от них не тоскии мучения, не скуки и безделья, а дела, бодрости, результатов. А для этого нужно организовать их всеобщую деятельность, активизировать их мышление, чтобы каждую минуту урока учащиеся имели задание, знали, что им требуется делать. И,  чтобы этого добиться я считаю, что каждый учитель должен пользоваться полезными рекомендациями

1. Интересоваться своим предметом.

2. Знать свой предмет.

3. Знать, каким путем можно изучить то, что необходимо: лучший способ – открыть это самому.

4. Уметь читать по лицам учащихся, что они от вас ждут, понять их трудности; уметь ставить себя на их место.

5. Не ограничиваться голой информацией; стремиться развивать у учеников нужный склад ума и привычку к систематической работе.

6. Стараться научить их догадываться.

7. Стараться научить их доказывать.

8. Выискивать при решении вопроса или задачи то, что может пригодиться и в дальнейшем, то есть за конкретной задачей вскрывать общий метод.

9. Не выдавать своего секрета сразу, предоставить ученикам возможность самим кА можно больше найти, пусть ученики сами откроют секрет решения задачи прежде, чем его раскроете вы.

10. Пользоваться наводящими указаниями, но не навязывать своего мнения насильно.

Нет четкого определения метапредметных компетенций. Поэтому любой учитель может стать «первооткрывателем» такого методического приема, который удивит коллег и детей своей универсальностью.

Открыть ребенка – это важно и является главной целью в работе каждого учителя.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированнойпарадигмы образования//Народное образование-2009-№2-с.58-64.

3. О развитии ключевых компетенций у учащихся при решении задач // Математика вшколе. – 2010. - № 5. – С. 28-32.

4. Компетентностный подход к решению неравенств // Математика: еженедельноеприложение к газ. «Первое сентября». – 2010. - № 16. – С. 31-33.

5. Математика 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков,занимательные задачи / авт.-сост. И.В. Фотина. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Лебедев, О. Оценка результатов школьного образования при переходе к ЕГЭ [Текст] /О. Лебедев // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 18-27.

7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: какреализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) //http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

8. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательногостандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных учебных действий на уроке математике в 6 классе по теме «Делимость произведения».

Сценарий урока математики в 6 классе по формированию метапредметных учебных действий....

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках физики

Метапредметные компетенции, их формирование на уроках физики...

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Способы формирования метапредметных результатов учащихся на уроках математики

Введение метапредметных компенций в образовательный процесс - это ответ системы образования на требования времени и общества...

Статья"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках.»

Статья содержит актуальные приемы и методы по формированию метапредметных компитенций учащихся....