Сложение и вычитание смешанных чисел
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Цель: Обобщить и систематизировать знания о смешанных числах в процессе выполнения различных упражнений. Урок очень логичен и нагляден. Задачи, которые решаются на уроке помогут учащимся проверить свои знания по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_smeshannykh_chsel_5_klass.zip | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Тема урока: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ»
Тип урока: урок применения знаний и умений
УЧЕБНИК: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008.
ПРОГРАММА: Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009. – 31 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1) Л.П. Попова Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 496 с.
2) Т.В. Ермилова Тематическое и поурочное планирование по математике: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс»: 5 кл.: метод. пособие – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2007 – 159 с.
3) Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
Подготовила и провела:
Учитель математики 1-ой
квалификационной категории
Лозовая Р.М..
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.
- Развивающие: Развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.
- Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи; воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группах.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, раздаточный материал, доска, мел.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: репродуктивный.
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Словесные, практические.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: беседа, практикум.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, карточки с заданиями, тетрадь, учебник.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, парная.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;
2) уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.
Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" в 5-м классе
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
- Кто не смог выполнить д/з? Если такие учащиеся есть, то сильный ученик вызывается к доске и объясняет решение того или иного задания. Выясняются причины ошибок.
3. Постановка целей и задач урока.
Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлых уроках?
- Мы познакомились со смешанными числами…
- Научились складывать смешанные числа…
- Научились вычитать смешанные числа…
А как вы думаете, что же мы будем сегодня делать на уроке?
- Продолжать решать упражнения на сравнение, сложение и вычитание смешанных чисел…
А какие это могут быть упражнения?
- Примеры, задачи, уравнения…
Да, действительно, сегодня наша с вами задача заключается в том, чтобы систематизировать наши знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» и подготовиться к предстоящей на следующем уроке контрольной работе…
(СЛАЙД 3)
А результат нашей подготовки зависит от каждого из вас, и от работы класса в целом...
Записываем в рабочих тетрадях число, классная работа, отступив две строчки вниз...
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем!
- Сегодня 8 февраля второй день от начало олимпиады, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем работу…
4. Актуализация опорных знаний и умений.
С чего мы обычно начинаем каждый наш урок?
- С устной работы…
Устная работа (СЛАЙД 4) За каждый правильный ответ - 1 балл
Вы видите на слайде записанные в ряд дроби
, , , , , , , .
- Какое из записанных на доске чисел лишнее? () Как оно называется? (смешанное число).
- Какие числа называют смешанными? (числа, содержащие целую и дробную части)
- На какие группы вы бы разделили все остальные дроби? (правильные и неправильные дроби).
- Какие дроби называются правильными и перечислите правильные дроби?
(правильные: , - это дроби, у которых числитель меньше знаменателя;
- Какие дроби называются неправильными и перечислите неправильные дроби.
неправильные: , , , , . - это дроби, у которых числитель больше либо равен знаменателю.
- Что мы можем сделать с неправильной дробью? (выделить из нее целую часть)
- Выделите целую часть из неправильных дробей, т.е. представьте в виде смешанного числа.
=; =1; =; ; ).
А обратно представить смешанное число в виде неправильной дроби мы можем?
(СЛАЙД 5)
- Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей:
, , , . (=, =, =, =)
(СЛАЙД:6)
Исправь ошибки:
Какие действия мы можем выполнять со смешанными числами? (мы их можем складывать, вычитать и сравнивать)
Сформулируйте:
А) правило сложения (вычитания) смешанных чисел; (при сложении и вычитании смешанных чисел целые части складывают (вычитают) отдельно, а дробные - отдельно).
Б) правило сравнения смешанных чисел (Если смешанные числа имеют одинаковую целую часть, то больше будет то число, у которого дробная часть больше; если смешанные числа имеют разные целые части, то больше будет то число, у которого целая часть больше).
(СЛАЙД 7)
–«КРУГОВЫЕ» примеры (устный счет). Суть этого устного счета заключается в том, что результат одного примера является началом следующего и т.д. Заканчивается «круг» примером, с которого начали. Работа происходит устно «по цепочке». За каждый правильный ответ 1 балл
5. Решение упражнений и задач
(СЛАЙД 8)
- РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР. Каждому ряду дается карточка с цепочкой примеров. Первый учащийся решает первый пример, вписывает в карточку ответ и передает другому, и.т.д. Окончательный результат зависит от работы всего ряда. (Остальные учащиеся в это время устно прорешивают примеры и записывают ответы в своей тетради, для того, чтобы потом можно было быстро найти ошибку)
Вариант 1
) ОТВЕТЫ: 1 ряд 2 ряд
Если конечные результаты верны, значит все примеры решены верно и каждый учащийся получает по 1 баллу…
(СЛАЙД 9)
2. «РАЗГАДАЙ» РЕШИТЕ ПРИМЕРЫ. (работа в парах на местах, 1-2 человека работают за доской)
запишите ответы в порядке возрастания и расшифруйте фамилию греческого монаха, ученого-математика, который в XIII веке ввел название “числитель” и “знаменатель”: Ваша задача решить в тетради примеры и расшифровать слово…
Каждому достается по 3 примера… За каждый правильно решенный пример – 1 балл…
(Д) (У) (Н)
(Л) (П) (А)
Щелкнуть мышью… ОТВЕТ:
П Л А Н У Д
- Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.
Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.
Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 г. он ввел слово «дробь».
Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый математик.
- Ребята, вы знали об этом раньше?
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Хорошо, в парах вы работать умеете, а теперь проверим, как каждый из вас научился складывать и вычитать смешанные числа.
(СЛАЙД 10)
Игра “Торопись, да не ошибись”. (Проверка устного счёта)
Возьмите лежащую у каждого на столе карточку “Торопись, да не ошибись”. Вам надо только записать ответы. (Учащиеся выполняют самостоятельно задания по вариантам на своих местах, а двое работают за доской). На выполнение задания даётся 2-3мин. По истечении этого времени открываются доски. Учащиеся меняются карточками в парах и проверяют ответы (те, кто решал у доски, читают свои ответы в слух, а остальные внимательно слушают и проверяют свои ответы – ставят “+” или “-”; если кто-то не согласен с ответом поднимают руку), а затем считают количество “+”.Поднимите руку у кого 5 “+” поставьте себе в карточку оценивания 5баллов поднимите руку у кого 4 “+” поставьте себе 4 балла, если 3 “+” поставьте себе 3 балла и т.д.
« Игра «Торопись, да не ошибись». Вариант 1. Выполните действия: 1) = 2) = 3) = 4) = 5) 7 - = | Игра «Торопись, да не ошибись». Вариант 2. Выполните действия: 1) = 2) = 3) = 4) = 5) = |
ОТВЕТЫ: 1 вариант: , , , , 2 вариант: , , , ,
(СЛАЙД 11)
- Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием .Каждая группа составляет слово, соединив их вместе получает пословицу « Знание собирается по капле «
Главный в группе следит за работой…
Карточки для групповой работы
Карточка 1
11 | ||||||
н | м | з | и | а | о | е |
1) 2) 3)
4) 5) 6)
(Знание)
__________________________________________________________________
Карточка 2
20 | 11 | ||||||||
т | я | с | и | б | с | р | а | о | е |
1) 2) 3) 4)
5) 6) 7) 8)
9) 10)
(Собирается)
__________________________________________________________________
(СЛАЙД 12)
Карточка 3
11 | |||||||
я | е | л | п | р | а | о | к |
1) 2) 3)
4) 5) 6) 7)
(По капле)
(СЛАЙД 13)
(СЛАЙД 14)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Правильная дробь – руки поднять вверх, опустить.
Неправильная дробь – присесть, встать.
Смешанное число – нагнуться, разогнуться.
7/10 13/14 4 ½ 4/7 9/5 6/6 18 ¼ 1/3 12/11 4 1/7
Скажите, что, по-вашему мнению, в математике является самым сложным? (Чаще на этот вопрос отвечают, что самым сложным является решение уравнений и задач).
(СЛАЙД 15)
5. Решение уравнений – «задание с секретом». (работа в парах)
Следующее задание с секретом. Надо не только решить уравнения, но и необходимо расшифровать слово, используя ключ, который вы видите на слайде
Решить уравнения нужно письменно в тетради (разделите по 2 уравнения каждому. Один решает 1 и 3 уравнения, другой – 2 и 4)
В результате получится слово “пять”.
Итак, получили слово “пять”. Это самая желанная оценка, которую вы хотели бы иметь.
Дополнительно.
1) 19 - 4 - x = 6 + 3; 2) (y - 7) - 4 = 5; 3) ( а + 21) - 3 = 21.
(СЛАЙД 16)
- Решение задач
Каждому учащемуся достается карточка под своим индивидуальным номером. Одновременно все учащиеся решают свои задачи письменно в тетради. Когда получают ответ, то подходят к моему столу, на котором приготовлены карточки с вариантами ответов, выбирают свой и прикрепляют на доску буквой к зрителям.
Если вы решите задачи верно, то на доске появится слово…
№1. Задача. В первый день турист прошёл 8км, а во второй день – на 2км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня?
ОТВЕТ: М ()
№2.Задача. Ширина прямоугольника дм, длина на дм больше ширины. Найдите периметр прямоугольника.
ОТВЕТ: О ()
№3.Задача. Катя купила шоколадные вафли и разделила поровну между пятью своими подругами. Каждой подруге досталось по 2вафли. Сколько вафель купила Катя?
ОТВЕТ: Л (13)
№4.Задача. Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка 5 кг и он легче второго на 1 кг. Сколько меда было в двух бочонках?
ОТВЕТ: О ()
№5.Задача. Длина удава 10 м и он длиннее своей бабушки на 2 м. Какова длина удава и его бабушки вместе?
ОТВЕТ: Д ()
№6. Задача Садовник собрал 19кг клубники с одной грядки, а со второй – на 2кг меньше. Сколько клубники собрал садовник с двух грядок?
ОТВЕТ: Ц ()
№7.Задача В одном ящике 15кг слив, а во втором – на 2кг больше.
Сколько килограммов слив в двух ящиках?
ОТВЕТ: Ы ()
№8.Задача В первый день бригада рабочих заасфальтировала 20м дороги, а во второй день - 15м дороги. Сколько метров дороги заасфальтировала бригада за два дня?
ОТВЕТ: ! ()
№9.Задача Ателье закупило два рулона ткани длиной 30м и 25м.
Сколько всего метров ткани закупило ателье?
ОТВЕТ: ! ()
№10.Задача В одной коробке кг конфет, а в другой коробке кг конфет. Сколько килограммов конфет в этих двух коробках?
ОТВЕТ: ! (5)
Листы формата А4 с напечатанными буквами и ответами заранее разложены на столе.
За правильно решенную задачу 1 балл
8. Подведение итогов и выставление оценок.
(СЛАЙД 17) - Рефлексия
- Над какой темой работали?
- Какие задания выполняли?
- Что показалось трудным, или наоборот легким?
- Что вы узнали сегодня нового?
– Дайте анализ своей деятельности.
Вспомните ошибки, которые вы сегодня допустили…
Рефлексия (самооценка)
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Был ли ты активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Сумел ли ты показать свои знания?
7. Домашнее задание.
Домашнее задание для всех лежит у каждого на столе. Оно поможет вам лучше закрепить полученные знания и умения.
Домашнее задание: Повторить п.28.
№1. Вычислите: 1) 6)
2) 7)
3) 8)
4) 9)
5) . 10)
11) 7 + 3; 12) 51 - 7; 13) 13 - 7.
№2.Решите уравнения:
1) 7 - y = 6; 2) (43+ x) - 31 = 19.
№3. На элеватор в первый день привезли 4 т зерна, а во второй день – на 1
зерна меньше, чем в первый день. Сколько тонн зерна привезли на элеватор за два дня?
Дополнительно (для желающих). Составить кроссворд по теме «Обыкновенные дроби».
- Применение знаний в нестандартной ситуации. (ДОПОЛНИТЕЛЬНО, если есть время)
СЛАЙД 18 – оценочная работа
Оцените свою работу на уроке, подсчитав количество баллов
Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку
№ п/п | Вид работы | Количество баллов |
1. | Устная работа |
|
2. | «Круговые» примеры | |
3. | «Рыцарский турнир» | |
4. | «Разгадай» (решите примеры) | |
5. | Игра «Торопись, да не ошибись» |
|
6. | «Найди ошибки» | |
7. | «Задание с секретом» - Решение уравнений |
|
8. | Решение задач |
|
| Всего баллов |
|
| Оценка «5» - более 16 баллов «4» - 11-15 баллов «3» - 6 - 10 баллов |
|
(СЛАЙД 19 – 23)
А теперь проведём конкурс на «самого сообразительного».
«Магические квадраты».
Перед вами «Магические квадраты». Установите зависимость, и заполните пустые клетки, помните, что все они имеют свою «изюминку».
Ответ: 4
Ответ: 9
Ответ:
К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай,
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай!
Звенит звонок. Рабочие тетради и карточки с оцениванием собираются.
Прикрепите пожалуйста к доске тот смайлик, с каким настроением вы покидаете класс. Оранжевый – отличное настроение и отличная работа на уроке (ВЫ СОБОЙ ДОВОЛЬНЫ), розовый – хорошее настроение и хорошая работа на уроке (МОГЛИ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ), голубой – удовлетворительное настроение и работа на уроке (ЕСТЬ НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ).
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"
Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы Рещикова Марина Васильевна....
урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс
Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...
План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".
В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....
открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...
сложение и вычитание смешанных чисел
урок - игра сложение и вычитание смешанных чисел...
Открытый урок по математике . Тема: Действия с обыкновенными дробями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Открытый урок по математике. 5 класс....
СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс
СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс...