Открытый урок Иррациональные уравнения
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и закрепления материала по теме «Иррациональные уравнения ».
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал (задание на урок, карточки с самостоятельной и домашней работами).
Предварительная работа: отбор материала, подготовка устного счета.
Цели:
Обучающие:
-повторение теории и закрепление навыков работы с иррациональными
уравнениями, используя различные методы их решения;
-проверка степени закрепления учебного материала по теме
«Иррациональные уравнения».
Воспитательные:
-расширение кругозора учащихся, формирование грамотной
математической речи;
-развитие мыслительной деятельности и настойчивости;
-активизация интереса к предмету через решение задач разными
способами.
Ход урока:
I Устная работа:
1. Какое уравнение называется иррациональным?
2. Каково условие существования корня четной степени?
3. Какие методы решения иррациональных уравнений вам встречались на
предыдущих уроках?
4. Всегда ли обязательно нахождение ОДЗ переменной уравнения? Почему?
5. Что произойдет с ОДЗ переменной уравнения, если ее заменить:
1) на
2) на
3) на (y
6.Решите уравнение методом «пристального взгляда»:
1) +10= 0
2) =
3) = 12
4) +=
5) -= -
7.Почему второе уравнение является следствием первого?
1) (5+х)= х+5 и = 1
2) = 2 и = 2
3) = 3 и = 3
4) = и (3+х)= (3-х)
II Решение уравнений:
1) += 5
ОДЗ: х>-3
Функция у= + возрастает на всей области допустимых значений, а монотонная функция принимает каждое свое значение один раз. Значит, если уравнение имеет решение, то оно единственное. Подбором корень легко находится. Это х=1.
Ответ: х=1.
2) -= 0
Решим уравнение возведением обеих частей в шестую степень.
()= () ОДЗ: х >-
(х+2)= (3х+2)
х+6х+12х+8= 9х+12х+4
х-3х+4= 0
х(х-2)-(х-2)(х+2)= 0
(х-2)(х-х-2)= 0
х=2 или х= 2 или х=-2- не подходит по ОДЗ.
Ответ: х=2.
3) = 3х-2
Решим уравнение графически.
Функция у= нечетная, ее график симметричен относительно начала координат, расположен в 1 и 3 координатных четвертях.
Функция у= 3х-2 линейная, графиком является прямая.
Строим графики обеих функций.
Графики пересеклись в точке с абсциссой равной 1. Это и есть корень уравнения.
Ответ: х=1.
4) += 4
Решим уравнение заменой.
Пусть = у, у>0, тогда х+7= у. Получаем уравнение вида:
+= 4
+= 4
у+1+= 4
= 3-у
у-6-у = 9-6у+у
5у = 15
у =3
Возвращаемся к замене.
х+7= 9; х= 2
Ответ: х=2.
5) += 2
Введем две переменные и решим систему двух уравнений с двумя переменными.
Пусть = а, = b, а>0, b>0. 1-х = а, 15+х = b.
Не решая систему видно, что ее решениями являются следующие пары чисел: (2;0) и (0;2).
1-х= 16
15+х= 0, получается, что х= -15
1-х=0
15+х=16, получается, что х=1
ОДЗ: х €
Ответ: : х €.
6) += 2х
Решим искусственным способом. Разделим обе части уравнения на х, кстати, х>0, получим
+= 2
Введем замену. Пусть = t, t>0.
t+-2= 0
t-2t+1= 0 ОДЗ: х>0
(t-1)= 0
t= 1
= 1
х=
х-2х-15= 0
х= 5; х= -3-не подходит по ОДЗ.
Ответ: х = 5.
7) -х=
Решим уравнение тригонометрической заменой.
х= tg t, t € (), получим уравнение вида:
-tg t = cos t
Умножим обе части уравнения на cos t, cos t ≠ 0/
2- 2sin t= 5(1-sint)
5sint-2sin t-3=0
Sin t= у, у €
5у-2у-3=0
D= 4+60= 64
у= - 0,6 у= 1- не подходит.
Возвращаемся в замену:
sin t =-0,6
t= arcsin(-0,6)
x=-tg(arcsin 0,6)= = -·= -
Ответ: х= -.
8) ++2= 35-2х
Решим уравнение заменой. Пусть += у; у>0.
2х+7+2= у,тогда ОДЗ: х €
у +у- 42=0
у = -7- не подходит;
у = 6
Возвращаемся к замене
+= 6
х+7= х+36-12
12= 29
х=
х= 5
Ответ: х= 5.
9) + = 3х
Решим уравнение искусственным методом, помножив его на сопряженный
множитель, а именно на -.
2х+3х +5 -2х+3х -5= 3х(- )
6х-3х(- )= 0
3х (2-+)= 0
3х=0 или 2-+= 0
х= 0-не подходит.
Сложим исходное уравнение со вторым полученным:
2= 3х-2
8х-12х+20= 9х-12х-4
х-16= 0
х= 4; х= -4 – не подходит.
Ответ: х= 4.
10) 12+5= 39
Решим уравнение векторным методом.
Пусть a; , ОДЗ: х €
ab= ·∙cos(ab)
== 13, = = 3,
так как ab= = 39, то cos= 1, то есть и аb, а следовательно их координаты пропорциональны: = ;
х= .
Ответ: х = .
III Самостоятельная работа:
1 вариант 2 вариант
Реши уравнение: Реши уравнение:
1. += 1 1. = 1-
2. + = 2. 6-х + 6= 40
3. = х-5 3. х+ = 22
3 вариант (для слабо подготовленных):
Реши уравнение:
1. -х+4= 0
2. 10-3-3 =0
3. += 92
IV Рефлексия урока и подведение итогов:
Добились ли мы поставленной цели?
С какими трудностями вы столкнулись при решении иррациональных уравнений?
Была ли для вас самостоятельная работа очень сложной?
Домашнее задание:
1-5 обязательные для всех, 6,7- уровень «4», «5».
Реши уравнение:
1. = (х-2) Ответ: 2;3.
2. = Ответ: 0;3.
3. -= 2 Ответ: ±4.
4. += 2 Ответ: 1
5. +х-5= 7 Ответ: ±10
6. + = Ответ: 2;.
7. х+3-= 1,5(х+4) Ответ: -2;3,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Иррациональные уравнения"
Урок разработан с использованием ЭОР...
Урок "Иррациональные уравнения" 11класс
Иррациональные уравнения всегда были в экзаменационном материале выпускных и вступительных экзаменов. В современных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике явно или неявно они также прис...
Разработка урока "Иррациональные уравнения"
Методическая деятельность...
Конспект урока "Иррациональные уравнения", алгебра 10 класс
К учебнику "Алгебра и начала анализа" под ред. Жижченко...
конспект урока "Иррациональные уравнения"
Конспект урока "Иррациональные уравнения"...
Конспект открытого урока "Иррациональные уравнения" 11 класс.
Открытый урок на районном семинаре учителей математики....
Открытый урок. Иррациональные уравнения
Тема: «Иррациональные уравнения»Цели урока:Образовательные – ввести понятие «иррациональное уравнение», разобрать правила и основные ошибки при решении простейш...
Комментарии
Основной способ проведения
Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм занятий, включает в себя также практическое занятие, по дидактической цели – комбинированный урок. На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность урока. Темп урока посилен для учащихся. При демонстрации наглядности учащиеся привлекаются к разговору. Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение урока. Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Урок является инновационным, интересным.