Урок по алгебре и началам анализа, 11 класс. Тема "Правила вычисления производных"
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему

Лой Людмила Ивановна

Цели урока:

  • обобщить, систематизировать материал темы по нахождению производной;
  • закрепить правила дифференцирования;
  • осуществить контроль усвоения знаний и умений;
  • развить познавательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_vychisleniya_proizvodnykh.doc563 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правила вычисления производных»

Цели урока: 

  • обобщить, систематизировать материал темы по нахождению производной;
  • закрепить правила дифференцирования;
  • осуществить контроль усвоения знаний и умений;
  • развить познавательный процесс;

Оборудование:

  • ПК учителя, мультимедийный проектор.
  • Индивидуальные карточки для проведения  самостоятельной работы.
  • Презентация, содержащая материал для повторения и закрепления теоретических знаний, для фронтального опроса по теории.    

I  этап урока – организационный

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится у них на парте.

II этап урока – повторение теоретического материала по теме «Правила вычисления производных»

Учитель: «А теперь вспомните формулы производных элементарных функций и сформулируйте правила вычисления производных:

- производная постоянной функции;

- производная линейной функции;

- производная степенной функции;

- производные тригонометрических функций;

- производная экспоненты;

- производная натурального логарифма;

- производная сложной  функции, зависящей от линейной;

- производная суммы функций;

- производная произведения функций;

-производная частного функций».

C′ = 0          (kx + m)′ = k          =

                     

 =                          =

 =                         =

                       

=                       =

На слайдах № 2, 3 появляются соответствующие формулы по мере ответов учащихся.

Слайд № 2

Слайды 4 -9

III этап урока – работа  в тетради по теме урока (карточки на парте)

В классе выполнить №2,5,7,9,10,15,20

Найти производную функции  ( 1 – 4; 7;  8 ):

  1. Укажите  абсциссу  точки  графика  функции    в  которой  угловой  коэффициент  касательной  равен  2.
  2. Найдите  значение  производной  функции    в  точке  .
  3. Решите  неравенство  ,  если  
  4. Решите  уравнение  ,  если  
  5. Найдите  тангенс угла  наклона  касательной,  проведенной  к  графику функции    в  его  точке  с абсциссой  .
  6. Найдите  угловой  коэффициент  касательной,  проведенной  к  графику  функции    в  точке  с  абсциссой  2.
  7. Дана  функция  .  Найдите  координаты  точки,  в  которой  угловой  коэффициент  касательной  к  графику  функции  равен  2.
  8. Тело  движется  по  прямой  так,  что  расстояние  S (в метрах)  от  него  до  данной  точки  М  этой  прямой  изменяется  по  закону   (t – время  движения  в  секундах) Найти  скорость  и  ускорение  в  момент  .

Найдите  значение  производной  в  заданной  точке  ( 15 – 17 ).

  1. ;          
  2. ;          
  3. ;        
  4. Найдите  угловой  коэффициент  касательной  к  графику  функции  ,  проведенной  к  точке  с  абсциссой  1.
  5. Найдите  тангенс  угла  наклона  касательной,  проведенной  к  графику  функции    в его  точке  с  абсциссой  .
  6. Найдите  угловой  коэффициент  касательной, проведенной  к  графику  функции    в  его  точке  с  абсциссой  .
  7. Найдите  угловой  коэффициент  касательной, проведенной  к  графику  функции    в  его  точке  с  абсциссой  .
  8. Укажите  число  целых  решений  неравенства  ,  если  .

Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2,5

7.

8.

9.

10.

11.

12.

7

0

8

2

13.

14.

15.

16.

17.

18.

21м/с;  24м/с2

1

-6

1

8

19.

20.

21.

22.

-6

 

7,5

4,5

9

IV этап урока –   самостоятельная  работа  

Вариант 1

  1. Вычислите значение производной функции  в точке .

  1. Найдите производную функции   .

  1. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции  в его точке с абсциссой .

  1. На графике функции  взята точка А. Касательная к графику, проведенная через точку А, наклонена к оси ОХ под углом, тангенс которого равен 5. Найдите абсциссу точки А.

    5. На рисунке изображен график функции  и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной в точке .

Вариант 2

  1. Найдите значение производной функции  в точке с абсциссой .
  2. Найдите производную функции    .

  1. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции        в его точке с абсциссой    .

  1. Определите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции     параллельна оси абсцисс.

1)

– 8

2)

1

3)

0

4)

4

5. На рисунке изображен график функции  и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной в точке .

        

Ответы:

Номер задания

1

2

3

4

5

Вариант 1

2

1

3

4

1,5

Вариант 2

4

3

1

2

−1

          V этап урока – историческая справка по теме урока (презентация № 2)

Математика развивалась стремительно, но без понятия производной многие исследования не имели смысла.

В 1679 году Пьер Ферма находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений.

В 1736 году Исаак Ньютон получил теорию интегральных и дифференциальных исчислений методом флюксий (производных). Но вся теория была осмыслена с точки зрения физики. Математики хотели строгих логических обоснований.

Современник Ньютона Лейбниц предложил новый подход к математическому анализу. Он ввёл обозначения дифференциала, интеграла, функции, такие понятия как ордината, абсцисса, координата. Но в его теории было много “тёмных мест”.

И вот в 18 веке величайший математик Леонард Эйлер создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.

VI этап урока  - подведение итогов, комментарии по домашнему заданию.

В качестве домашнего задания учащиеся получают карточки, работу с которыми начали на уроке. Дома № 1,3,4,6,12,16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс "Геометрический смысл производной"

Конспект урока алгебры и начал анализа 11 класс с использованием метапредмета "задача" по теме "Геометрический смысл производной", рабочий лист ученика, презинтация к уроку...

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"

Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...

Урок по алгебре и началам анализа с применение ОЭР в 11 классе по теме: Число е. Производная показательной функции.

Данный урок - урок объяснения и первичного закрепления материала с применением ОЭР.Цели данного урока - ознакомиться с понятием числа "экспоненты", "натурального логарифма", вывести формулу производно...

Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе "Раскрытие неопределенности при вычислении предела функции"

План-конспект урока по алгебре для профильного 10 класса или с углубленным изучением математики....

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Применение производной"

Данный урок актуален в настоящее время, т.к. по ФГОС уделяется большое внимание умению учащихся применять на практике полученные знания....

Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме « Правила вычисления производных»

Цель: Вывести формулы для  вычисления производной суммы и произведения научить учащихся применять эти формулы при решении....

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: «Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы»

Методическая разработка предназначена для проведения спаренного урока по теме "Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремумы". Содержание методической разработ...