Метод дебатов
учебно-методический материал по алгебре на тему
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikhaylenkola_statya.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод дебатов
Учитель математики и физики МБОУ СОШ №6
муниципального образования Каневской район Краснодарского края
Михайленко Любовь Александровна
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике. Создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности возможно с применением активных методов обучения.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применение осуществляется распределение “обязанностей” при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к изучению математики, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в мире позволит получить требуемый результат обучения.
Рассмотрим метод дебатов.
Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.
Дебаты формируют:
- умение отстаивать свою позицию;
- ораторское мастерство и умение вести диалог;
- командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
- развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
- развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
- формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
- формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
- формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и учителя. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игры.
В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатов проблемы; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; иметь четкую формулировку; стимулировать исследовательскую работу; иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Работа с информацией по теме направлена на: активизацию знаний учащихся (мозговой штурм); поиск информации с использованием различных источников; систематизацию полученного материала; составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовки вопросов и т. д.
Игра. Знакомство с правилами.
Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Этика дебатера:
- при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
- дебатеры должны спорить в дружественной манере;
- язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
- дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию;
- дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Этика учителя:
- учитель должен способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
- учитель должен обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
- учитель должен облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;
- учитель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;
- отношения между учителем и дебатерами должны основываться на взаимном доверии
Форма дебатов:
У1 — первый спикер команды утверждения;
О1 — первый спикер команды отрицания и т. д. Учитель рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах, общее время на выступление группы в дебатах. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.
Во время подготовки учащиеся распределяют роли между собой и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другую наглядность. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений. Например
Действие | Время |
Выступление У1 | 6 минут |
Вопросы ОЗ к У1 | 3 минуты |
Выступление О1 | 6 минут |
Вопросы УЗ к О1 | 3 минуты |
Выступление У2 | 5 минут |
Вопросы О2 к У2 | 3 минуты |
Выступление О2 | 5 минут |
Вопросы У2 к О2 | 3 минуты |
Выступление УЗ | 5 минут |
Вопросы О1 к У3 | 3 минуты |
Выступление О3 | 5 минут |
Вопросы У1 к О3 | 3 минуты |
Роли спикеров
Спикер 1:
- представление команды;
- формулировка темы, актуальность;
- определение ключевых понятий, входящих в тему;
- выдвижение критерия (ценность или цель команды);
- представление кейса утверждающей стороны;
- заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер 2:
- представление команды;
- формулировка тезиса отрицания;
- принятие определений ключевых понятий;
- атака или принятие критерия оппонентов;
- опровержение позиции утверждения;
- представление кейса отрицающей стороны.
Анализ игры.
После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности. Метод дебатов способствует формированию общих и специальных умений и навыков: формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; построение стратегии отрицающей стороны; умение правильно формулировать вопросы; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение. Применение активных методов обучения гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.
Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Литература
- Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
- Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
- Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дебаты и школа XXI века
Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...
Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"
Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...
«Использование метода дебатов и дискуссий на уроках иностранного языка»
Данная статья посвящена методу дебатов и дискуссиий на уроках иностранного языка. В статье дается анализ данного метода, с фрагментами уроков....
Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка
Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...
Основные методы проведения проблемно-ценностной дискуссии. Классный час « Дебаты»
Занятие по внеурочной (внеучебной) деятельности «Дебаты» направленное на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 классов, воспитание личности подростков посредством межлич...
Активные методы обучения "Дебаты"
АМО Храрактеристика урока в форме"Дебаты"...
Оценка навыков и умений говорения на уровне владения английским языком С1 с применением метода дебатов
Несмотря на масштабное увеличение спроса на изучение английского языка в последнее время, среди множества статей, посвященных дебатам как интерактивному методу обучения иностранным языкам, мы не нашли...