Метод дебатов
учебно-методический материал по алгебре на тему

Михайленко Любовь Александровна

 

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhaylenkola_statya.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

Метод дебатов

Учитель математики и физики МБОУ СОШ №6

муниципального образования Каневской район Краснодарского края

 Михайленко Любовь Александровна

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике. Создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности возможно с применением активных методов обучения. 

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

          Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применение осуществляется распределение “обязанностей” при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к  изучению математики, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в мире позволит получить требуемый результат обучения.

Рассмотрим метод дебатов.

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

Дебаты формируют:

  • умение отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  •  формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  •   формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты -  интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и учителя. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры.

 В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

            Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатов проблемы; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; иметь четкую формулировку; стимулировать исследовательскую работу; иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Работа с информацией по теме направлена на: активизацию знаний учащихся (мозговой штурм); поиск информации с использованием различных источников; систематизацию полученного материала; составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовки вопросов и т. д.

Игра. Знакомство с правилами.  

Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика дебатера:

  • при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
  • дебатеры должны спорить в дружественной манере;
  • язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
  • дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию;
  • дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика учителя:

  • учитель должен способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
  • учитель должен обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
  • учитель должен облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;
  • учитель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;
  • отношения между учителем и дебатерами должны основываться на взаимном доверии  

Форма дебатов: 

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д. Учитель рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах, общее время на выступление группы в дебатах. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.

Во время подготовки учащиеся распределяют роли между собой и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другую наглядность. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений. Например

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление О1

6 минут

Вопросы УЗ к О1

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы О2 к У2

3 минуты

Выступление О2

5 минут

Вопросы У2 к О2

3 минуты

Выступление УЗ

5 минут

Вопросы О1 к У3

3 минуты

Выступление О3

5 минут

Вопросы У1 к О3

3 минуты

Роли спикеров

Спикер 1:

  • представление команды;
  • формулировка темы, актуальность;
  • определение ключевых понятий, входящих в тему;
  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  • представление кейса утверждающей стороны;
  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 2:

  • представление команды;
  • формулировка тезиса отрицания;
  • принятие определений ключевых понятий;
  • атака или принятие критерия оппонентов;
  • опровержение позиции утверждения;
  • представление кейса отрицающей стороны.

Анализ игры.

           После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности. Метод дебатов способствует формированию общих и специальных умений и навыков: формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; построение стратегии отрицающей стороны; умение правильно формулировать вопросы; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение. Применение активных методов обучения  гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Литература

  1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  3.  Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
  4.  Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
  5. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  6.  «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дебаты и школа XXI века

Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...

Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...

«Использование метода дебатов и дискуссий на уроках иностранного языка»

Данная статья посвящена методу дебатов и дискуссиий на уроках иностранного языка. В статье дается анализ данного метода, с фрагментами уроков....

Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка

Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...

Основные методы проведения проблемно-ценностной дискуссии. Классный час « Дебаты»

Занятие по внеурочной (внеучебной) деятельности «Дебаты» направленное на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 классов, воспитание личности подростков посредством межлич...

Активные методы обучения "Дебаты"

АМО Храрактеристика урока в форме"Дебаты"...

Оценка навыков и умений говорения на уровне владения английским языком С1 с применением метода дебатов

Несмотря на масштабное увеличение спроса на изучение английского языка в последнее время, среди множества статей, посвященных дебатам как интерактивному методу обучения иностранным языкам, мы не нашли...