Оценка навыков и умений говорения на уровне владения английским языком С1 с применением метода дебатов
статья по английскому языку

Загинайло Елизавета Владимировна

Несмотря на масштабное увеличение спроса на изучение английского языка в последнее время, среди множества статей, посвященных дебатам как интерактивному методу обучения иностранным языкам, мы не нашли источников, которые непосредственно касались бы разработки системы оценивания уровня лингвистической коммуникативной компетенции. Целью нашего исследования является изучение особенностей метода дебатов и возможностей его применения при оценивании умений и навыков говорения на уровне владения языком C1; как у людей, использующих его как инструмент для достижения рабочих и личных целей, так и у тех, чья профессиональная деятельность связана с обучением иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Загинайло

ОЦЕНКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА УРОВНЕ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ С1 С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ДЕБАТОВ

Несмотря на масштабное увеличение спроса на изучение английского языка в последнее время, среди множества статей, посвященных дебатам как интерактивному методу обучения иностранным языкам, мы не нашли источников, которые непосредственно касались бы разработки системы оценивания уровня лингвистической коммуникативной компетенции.  

Целью нашего исследования является изучение особенностей метода дебатов и возможностей его применения при оценивании умений и навыков говорения на уровне владения языком C1; как у людей, использующих его как инструмент для достижения рабочих и личных целей, так и у тех, чья профессиональная деятельность связана с обучением иностранному языку. В 1998 году появился Всемирный формат школьных дебатов, представляющий собой комбинацию британских парламентских и Австралоазиатских форматов дебатов. О частном случае данного метода дебатов и пойдет речь в нашей работе. Дебаты — это интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Метод дебатов предполагает представление разных и взаимоисключающих точек зрения. При данном методе ведения спора стороны взаимодействуют друг с другом, излагая определенные точки зрения с целью убедить третью сторону (зрителей, судей) [1]. Мы предлагаем использовать его как один из видов интерактивного обучения, поскольку он позволяет отследить такие аспекты коммуникативной компетенции, как:

  1. Владение категориями грамматики, фонетики и знание обширного объема лексики;
  2. Демонстрирование ораторских навыков в условиях, максимально приближенных к реалистичной жизненной ситуации, что позволяет наиболее объективно оценить устное выступление, также принимая во внимание психологический аспект, который подразумевает методы воздействия на аудиторию, используемые оратором с целью убеждения слушателей в  правильности выдвигаемой им точки зрения.

В качестве эталона оценивания уровней владения иностранным языком мы рассматриваем критерии «Communicative language competences» и «Qualitative features of spoken language», описанные в «Common European Framework of Reference». Также за основу мы взяли шкалу оценивания устной части экзамена Cambridge ESOL «Certificate in Advanced English» (CАЕ) «Assessing Speaking Performance». Материал нашего исследования - выступление спикеров оппозиционной команды (спикеры № 2 и № 4) на

международных дебатах «2nd Annual International Friendship Debates» по теме «This house would give foreign workers in Korea and Japan the right to vote» (13 мая 2012 г., г. Фукуоке, Япония, университет Кусю). Участвуют представители университета Кусю и ассоциации дебатёров женского университета Ихва. Устные выступления выбранных участников были оценены в соответствии с профессиональным уровнем владения английским языком C1 - Advanced (см. Таблица 1) [2, с. 130 – 144; 2. с. 171 – 172; 3; 4]. Данный дискурс был проведен в соответствии с Всемирным форматом школьных дебатов и состоял из трёх этапов: представления мнений каждой из команд, финальных контраргументов капитанов команд и подведения итогов.  

Путём приведения аргументации каждая команда ставит целью победу, которая всецело зависит от умения использовать индивидуальные лингвистические умения каждым из участников. Для этого у спикера должна быть сформирована лингвистическая коммуникативная компетенция, которая включает в себя умение грамотного построения монолога, грамматическую точность, использование обширного лексического запаса, демонстрацию правильного произношения и умения эффективного взаимодействия в дискурсе. Можно предположить, что только человек, владеющий уровнем языка C1 – Advanced, способен построить устное выступление таким образом, чтобы оно отвечало всем перечисленным критериям в должной степени. Далее представлены аспекты, по которым оценивается устный ответ на предмет соответствия данному уровню (см. Таблица1).

Таблица1. Оценивание умений и навыков говорения спикеров оппозиционной команды в соответствии с международными системами CEFR и «Assessing Speaking Performance»

Критерии оценивания

CEFR, «Common European

Framework of Reference»

Критерии оценивания CAE

«Assessing Speaking Performance»

Оценивание умений и навыков говорения спикеров № 2 и № 4

1

2

3

Умение вести монолог (на примере дебатов)

Интерактивное взаимодействие

Спикеры №2 и № 4 демонстрируют грамотно структурированную аргументированную речь; прослеживается связь между логическими частями одного целого, ораторы приводят наглядные примеры и грамотно делают выводы.

Систематическое развитие аргумента в хорошо структурированной речи; выделение важных моментов с помощью подтверждающих примеров и         принятие соответствующих выводов; возможность выразить себя свободно и спонтанно, почти не прилагая усилий, представляя сложную тему.

Лёгкое взаимодействие с остальными участниками дискуссии; инициирование и поддерживание диалога; проведение логической связи между собственными суждениями и выступлениями других ораторов; расширение значения сказанного без посторонней помощи.

Грамматическая точность

Грамматический ресурс

Спикеры на протяжении всего своего выступления стараются не допускать ошибок в грамматике, используют широкий спектр грамматических форм.

Использование широкого спектра сложных грамматических структур без ошибок и со значительной гибкостью.

Демонстрирование высокой степени контроля широкого спектра грамматических форм, обладающих повышенной сложностью.

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Лингвистический диапазон

Лексический ресурс

Спикеры №2 и №4 демонстрируют владение широкого спектра идиоматических и

разговорных выражений,  используют в своем выступлении слова из разряда тематической лексики.

 

Владение обширным лексическим запасом, позволяющим легко преодолевать проблемы с помощью обходных путей; владение общими идиоматическими и

разговорными выражениями.  

Использование широкого диапазона тематической лексики для обмена мнениями по заданным темам; наличие достаточного лексического ресурса для обмена мнениями по знакомым и незнакомым темам.

Общее взаимодействие в разговоре

Управление дискурсом

Спикеры № 2 и №4 использует убедительную аргументацию своей позиции и выдвигают весомые контраргументы.

Задавая         вопросы,

выступающие поддерживают интерес аудитории, вовлекая слушателей в процесс обсуждения.

Также, в рамках наблюдений за устным выступлением было замечено использование спикерами связующих слов и дискурсивных маркеров.

Убедительная аргументация формальной позиции; возможность отвечать на сложные линии контраргументов бегло, спонтанно и надлежащим образом; возможность эффективно выступать в роли посредника, помогая поддерживать позитивное взаимодействие, интерпретируя различные точки зрения, предвидя непонимание.

 

Поддержание продолжительного монологического ответа легко, без повторов и запинаний; наличие последовательной и разнообразной речи; использование широкого спектра связующих слов и дискурсивных маркеров.  Использование связующих слов в речи: also, furthermore, for instance, second, in addition to, consequently.

Фонологический контроль

Произношение

 Спикеры № 2 и № 4 демонстрируют понятную членораздельную речь, редки погрешности в произношении, связанные с особенностями фонетики родного языка говорящего.

Было отслежено использование правильной разнообразной интонации.

Использование всего спектра фонологических функций с достаточным контролем для обеспечения полной разборчивости речи; произнесение всех звуков целевого языка; наличие некоторых признаков акцента, сохраненных на другом языке, которые могут быть заметны, но не ухудшают разборчивость.

Демонстрирование

понятной         и членораздельной речи; использование правильной подходящей интонации, а также фразового ударения в целях лучшей передачи значения сказанного; наличие в речи разнообразной интонации, никогда не идущей в разрез со значением сказанного.

 

По результатам проведенного анализа мы можем сказать, что у участников данных дебатов действительно сформирована коммуникативная  компетенция на уровне владения языка С1, поскольку их выступление соответствует всем перечисленным критериям в должной мере. Спикеры продемонстрировали достойные навыки и умения речевого взаимодействия, которые включают в себя должное владение лексико – грамматическим материалом по заданной теме.

Таким образом, можно предположить, что метод дебатов действительно является благотворным методом для оценивания умений и навыков говорения у студентов языкового профиля, поскольку организованные и проведенные дебаты могут выступать репрезентативным материалом для оценивания коммуникативных компетенций каждого из участников.

 

  ЛИТЕРАТУРА:

1.Мордвинова Е.А. Использование технологии дебатов в учебном процессу ВУЗа: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, сб. ст. по матер. II междунар. науч.- практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010. – URL: https://sibac.info/conf/pedagog/ii/35503  (Дата обращения: 15.02.2023).

2.Common European Framework Of Reference For Languages: Learning, Teaching, Assessment: Companian Volume With New Decriptors. – URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-withnew-descriptors-2018/1680787989  (дата обращения: 19.03.23).

3.Cambridge Assessment English [Электронный ресурс].  // Assessing Speaking Performance – Level C1. – URL: https://www.cambridgeenglish.org/images/168620-assessing-speakingperformance-at-level-c1.pdf – (дата обращения: 23.03.2023)

4.YouTube [Электронный ресурс]. // 2012 International Friendship Debate in English – URL:

https://www.youtube.com/watch?v=UaLe63eZdIk  (дата обращения: 25.02.2023)

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на определения уровня владения английским языком.

Тест на определения уровня владения английским языком. Ответы прилагаются....

Тест на определения уровня владения английским языком.

Тест на определения уровня владения английским языком. Ответы прилагаются....

«Мотивирование независимого мониторинга уровня владения английским языком»

Материал конференции "Особенности интеграции общеевропейской системы мониторинга уровня владения иностранным языком в российское образовательное пространство"  Презентация "включает анализ ситуац...

Диагностический тест для определения уровня владения английским языком учеников 5 класса.

Этот диагностический тест был разработан для определения уровня владения английским языком учеников 5 класса. В результате тестирования учащиеся были поделены на три группы соответсвенно своему уровню...

Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка

Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка...

Доклад "Обучение грамматическим навыкам в формате ОГЭ детей с недостаточным уровнем владения английским языком (при 3 часовой нагрузке в неделю)"

  Будучи учителем английского языка – предмета, безусловно, приоритетного в современной школе, осознаю большую ответственность за знания моих учеников. Постоянно растущие требования ...

Таблица-определитель уровня владения английским языком

Таблица-определитель уровня владения английским языком и соответствие баллов в системах CEFR, TOEFL, IELTS и Cambridge ExamsВ зависимости от объема знаний и речевых навыков, изучающие иностранный язык...