Урок по теме "Проценты"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Потехина Ольга Михайловна
Цель:
•Научиться решать задачи с процентами.
•Уметь определять вид задачи.
•Применять полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 5 классе по теме Проценты989.73 КБ

Предварительный просмотр:

Потехина О. М.

Конспект урока изучения нового материала. 5 класс.

Учитель математики: Потехина Ольга Михайловна

МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»,

Рыльского района, Курской области

Тема: «Проценты. Решение задач»

Дата проведения : 29.04.09

Задачи урока:

  • закрепить и проконтролировать умение решать задачи на вычисление процента от числа;
  • изучить алгоритм решения задач на нахождение числа по его проценту;
  • развивать навык устного счета;
  • формирование владения интеллектуальными умениями и

                 мыслительными операциями;

  • воспитывать чувства долга и ответственности за результат собственной деятельности;

Формы организации работы детей: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя: фронтальная беседа с классом, консультативная помощь, индивидуальные собеседования.


 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по данной

                 теме.

Структура     урока:

        1. Организационный этап

        2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

       3. Изучение нового материала

       4.Закрепление

        5. Подведение итогов урока

        6. Постановка домашнего задания

        7. Резервные задания

                                                Ход урока:

I. Организационный этап.

Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.

Сообщается эпиграф и тема урока  Слайд № 1,2 (обучающиеся записывают дату в тетради). Ставится задача: научиться решать задачи на части. Слайд №3

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

 Сегодня мы с вами продолжим изучать тему : Проценты. А эпиграфом урока будут слова математика и педагога   Дьёрдь Пойа (1887-1985) «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

 Биографическая справка. Джордж Пойа (George Polya, 1887-1985) – математик с мировым именем. Родился в Будапеште. В отечественной литературе известен как Георг Полиа (немецкий вариант его имени и фамилии) и Дьёрдь Пойа (венгерский вариант). Но наибольшее распространение получил американский вариант (Джордж Пойа). В предвоенные годы работал в Швейцарии (в ETH Zurich), Англии (Oxford University, Cambridge University) и Германии. Затем, как и многие другие учёные, вынужден был покинуть Европу и переехать в США. Сферой его научных интересов были такие области математики, как теория чисел, комбинаторика, теория вероятностей. Пойа большую часть своей научной карьеры провёл в ранге профессора математики в знаменитом Стэнфордском университете в США.

Некоторые книги проф. Пойа были переведены на русский язык:

1. Г.Г.Харди, Дж.Е.Литтльвуд, Г.Полиа "Неравенства" – ИЛ, 1948.

2. Г.Полиа, Г.Сегё "Задачи и теоремы из анализа" (в 2-х томах) — Гостехиздат, 1956.

3. Г.Полиа "Как решать задачу" – Учпедгиз, 1959.

4. Г.Полиа, Г.Сегё "Изопериметрические неравенства в математической физике" – Физматгиз, 1962.

5. Г.Полиа "Математика и правдоподобные рассуждения" – ИЛ, 1957.

6. Дж.Пойа "Математика и правдоподобные рассуждения" (1975).

7. Дж.Пойа "Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание" (1970).

Две последних представлены в Открытой электронной библиотеке в Европейском центре программирования (EuroProg.ru).

 II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1. Фронтальная работа

Ответьте на вопросы.

  • Как найти 1% от числа; несколько % от числа?  
  • Сформулируйте правила перевода  % в десятичную дробь; десятичную дробь в %; обыкновенные дроби в десятичные и в % .

2.Самостоятельная работа.            

  • Задания решают на  доске три ученика, остальные в тетрадях, потом проверить. Слайд  №  4.

а) Замените % десятичной дробью.

3%=0,03;    43%=0,43;   11%=0,11;  1,3%=0,013;    76%=0,76

б) Замените десятичную дробь  %.

0,09=9%;  0,34=34%;  6,5=650%;  1,01=101%;  0,002=0,2%

в) Замените обыкновенную дробь десятичной, а потом в %

½=0,5=50%;  ¾=0,75=75%;  ¼=0,25=25%;  1/5=0,2=20% ; 1/25=0,04=4%.

3.Индивидуальная работа

  • Задачи решают на доске или устно с пояснениями.

а) Мама получила 4000 руб.  20% заплатила за квартиру. Сколько рублей мама заплатила за квартиру?

б) В музыкальной школе 120 детей. Среди них 60% девочек. Сколько девочек в этой школе?

в) В школе 800 обучающихся , 4% из них имеют спортивные разряды.

 Сколько обучающих имеют разряды?

III Изучение нового материала.

  1. Повторение .

Чему равно 3%  от числа 60?

Учитель спрашивает ученика, а все остальные помогают ему и дополняют ответ. Ответы учеников могут быть двух видов:

Первый

 Чтобы найти число надо узнать, сколько приходится на 1%, для этого

60 разделить на 100, а потом результат умножить на 3.

Второй

Чтобы найти число, надо 3% выразить в десятичную дробь и найти дробь от числа 60. 

 

  1. Постановка проблемы

А если в задание требуется найти число по его %, например:

Найдите число, если  5% этого числа составляет 30.  

Выслушать все версии ответа. Сделать выводы, правило записать в тетрадь.            Слайд  №  5,6.

IV. Закрепление.

Слайд № 7

Задания 1,2 решить устно с пояснениями,

№1576, №1577 у доски и в тетрадях.

№1589 устно на повторение.

V. Подведение итогов урока.         Слайд № 8

    1. Повторение алгоритмы решения изученных задач.

    2. Выставление оценок.

VI. Задание на дом:

    Пункт 40(задача №2), № 1603,№1604         Слайд № 9

   Творческое:  Составить тестовое задание на сложение и вычитание десятичных дробей.

VII. Резервные задания.

№1590, №1592

Информационное обеспечение

  1. Н.Я. Виленкин и др. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/. – 22-е изд. – М.: Мнемозина, 2007. – 280с.
  2. Л.П. Попова. Поурочные разработки по математике: 5 класс. - М.: ВАКО, 2008.

  1. http://www.bibliogid.ru/bookshelf/pozn/obraz-polya
  2. http://rbogatyrev.livejournal.com/2007/09/25/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...