Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Карташова Марина

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус рабочей программы

Рабочая программа по математике составлена в соответстдвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

  • Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Математика. 5 класс. М. Мнемозина, 2011.
  • Виленкин Н. Я., Жохов В. И. Математика. Программа. Планирование учебного материала. Волгоград: Учитель, 2012.
  • Виленкин Н. Я., Жохов В. И. Преподавание математике в 5 классах
  • Попова Л. П.Поурочные разработки по математике. 5 класс. М., «ВАКО», 2008.
  • Чесноков А. С., Нешков К. И.. Дидактические материалы по математике. 5 класс.2011
  • Рудницкая В. И. Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, 2: учебное пособие для образовательных учреждений/ Рудницкая В. И.- М.: Мнемозина, 2011.
  • Виленкин Н. Я., Жохов В. И. Математика 5 класс. Тесты. Волгоград: Учитель, 2012.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура рабочей  программы по математике

Рабочая программа по математике на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цели обучения математике, раскрываются особенности образования на этой ступени, описывается место предметов математического цикла в Базисном учебном (образовательном) плане;
  • ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
  • перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;
  • рекомендации по оснащению учебного процесса

Общая характеристика рабочей программы по математике.

Рабочая  программа задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе и в ней сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования.

Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, развитие практических навыков, умений проводить рассуждения. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Результаты изучения учебного предмета.

Изучение математики направлено на достижение целей.

В направлении личностного развития:

  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной  и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и конрпримеры;
  • уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления; формирование у  учащихся интеллектуальной честности и объективности;
  • представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности; представлять этапы ее развития и значимость для развития цивилизации;
  • вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость при решении математических задач;
  • вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов.

В метапредметном  направлении:

  • иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
  • уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • .уметь выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;
  • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

   В предметном  направлении:

  • овладеть базовыми представлениями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • уметь работать  с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, овладеть навыками устной, письменных, инструментальных вычислений;
  • уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением методом познания и преобразования мира математическим методом.

   В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

   Математический язык дает возможность развивать у учащихся точную, экономическую речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.

    История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

    В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.)

   Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления: индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.

   Для формирования общей культуры человека в современном ее толковании является общее знакомство с методами познания действительности.

     Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических фигур, усвоению идеи симметрии.

Содержание учебного предмета

Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний,  полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Раздел «Числа и их вычисления» 

  Натуральные числа. Десятичная система счисления.  Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Обыкновенные дроби. Сравнения дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

 Десятичные дроби. Сравнения десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными.

Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами.

  Включает в себя работу с различными терминами, связанными с различными видами чисел и способами их записи: целые, дробные, десятичная дробь и т. д. Предполагает формирование следующих умений: переходить от одной формы записи чисел к другой; исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; планировать решение задачи; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения; понимать связь отношений «больше» или «меньше» с расположением точек на координатном луче.

Раздел «Выражения и их преобразования».

 Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

   Предусматривает ознакомление с терминами «выражение» и «тождественное преобразование», формирует понимание их в тексте и в речи учителя. Ведется работа по составлению несложных буквенных выражений и формул, осуществляются числовые подстановки в выражениях и формулах и выполняются соответствующие вычисления, начинается формирование умений выражать одну переменную через другую.

 Раздел «Уравнения и неравенства».

   Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.

 Формируется понимание того, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных математических задач, ситуаций из смежных областей знаний, практики. Ведется работа над правильным употреблением терминов «уравнение» и «корень уравнения», решением простейших линейных уравнений и текстовых задач с помощью составлений уравнений.

Раздел «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин»

   Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах.

 Равенство фигур.  Отрезок. Длина отрезка.

Угол. Виды углов. Градусная мера углов.

    Включает работу над осознанием того, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов, над умением использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; учащиеся получают представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. Предполагает формирование следующих умений: распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, четырехугольники), изображать указанные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Приобретают практические навыки использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

       Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования  рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю.

  Общий объем 170 часов.

  Контрольные работы - 12

       

№ урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава I. Натуральные числа

Натуральные числа и шкалы (18)

1-3

Обозначение натуральных чисел

3

4-7

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

4

8-10

Плоскость, прямая, луч

3

11-13

Шкалы и координаты

3

14-17

Меньше или больше

4

18

Контрольная работа  №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

Сложение и вычитание натуральных чисел (20)

19-22

Сложение натуральных чисел и его свойства

4

23-26

Вычитание

4

27

Контрольная работа  №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

28-30

Числовые и буквенные выражения

3

31-33

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

3

34-35

Уравнения

2

36-37

Решение задач при помощи уравнений

2

38

Контрольная работа  №3 по теме «Числовые и буквенные выражения»

1

Умножение и деление натуральных чисел (21)

39-42

Умножение натуральных чисел и его свойства

4

43-45

Деление

3

46-48

Деление с остатком

3

49

Контрольная работа  №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

50-52

Упрощение выражений

3

53-55

Порядок выполнения действий

3

56-58

Степень числа. Квадрат и куб числа

3

59

Контрольная работа  №5 по теме «Упрощение выражений»

1

Площади и объемы (15)

60-61

Формулы

2

62-64

Площадь. Формула площади прямоугольника

3

65-67

Единицы измерения площадей

3

68-70

Прямоугольный параллелепипед

3

71-73

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

3

74

Контрольная работа  №5 по теме «Площади и объемы»

1

Обыкновенные дроби (26)

75-77

Окружность и круг

3

78-80

Доли. Обыкновенные дроби

3

81-83

Сравнение дробей

3

84-86

Правильные и неправильные дроби

3

87

Контрольная работа  №6 по теме «Обыкновенные дроби»

1

88-90

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3

91-93

Деление и дроби

3

94-96

Смешанные числа

3

97-99

Сложение и вычитание смешанных чисел

3

100

Контрольная работа  №7 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

1

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13)

101-103

Десятичная запись дробных чисел

3

104-106

Сравнение десятичных дробей

3

107-109

Сложение и вычитание десятичных дробей

3

110-112

Приближенные значения чисел. Округление чисел

3

113

Контрольная работа  №8 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

Умножение и деление десятичных дробей (25)

114-117

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

4

118-122

Деление десятичных дробей на натуральные числа

5

123

Контрольная работа  №9 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1

124-128

Умножение десятичных дробей

5

129-133

Деление на десятичную дробь

5

134-137

Среднее арифметическое

4

138

Контрольная работа  №9 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

Инструменты для вычислений и измерений (15)

139-140

Микрокалькулятор

2

141-143

Проценты

3

144

Контрольная работа  №10 по теме «Проценты»

1

145-146

Угол. Прямой и развернутый угол

2

147-149

Измерение углов. Транспортир

3

150-152

Круговые диаграммы

3

153

Контрольная работа  №11 по теме «Инструменты для вычислений и измерений»

1

Повторение и решение задач (17)

154

Натуральные числа и шкалы

1

155-156

Сложение и вычитание натуральных чисел

2

157-158

Умножение и деление натуральных чисел

2

159

Площади и объемы

1

160-161

Обыкновенные дроби

2

162-163

Сложение и вычитание десятичных дробей

2

164-165

Умножение и деление десятичных дробей

2

167

Инструменты для вычислений и измерений

2

168

Итоговая контрольная работа № 12

1

169

Анализ контрольной работы

1

170

Итоговый урок

1

При планировании учебного процесса преподаватель сам определяет оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. 

     Содержание подготовки школьников по математике на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как обучение ключевым знаниям, умениям, способам деятельности, так и готовности применять их для решения практических, в том числе новых задач.
           В результате изучения предмета «Математика» получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия (УУД).  Исходя их приоритетных задач МСОКО, в структуру познавательных УУД включены компетентности учащихся в области решения проблем, осознанного чтения и математической грамотности.  

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования в данной рабочей программе система планируемых результатов выстроена на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Распределение УУД по  предмету «Математика»

Основные направления по формированию УУД в основной школе

Классы

Познавательные УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

В рамках реализации учебных предметов

5 класс

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с использованием современных образовательных технологий;

постановка и формулирование проблемы

Ведет записи и правильно оформляет задание; умеет слушать, готовность к оцениванию  работу других и анализированию собственной

Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Способность к самооценке на основе предлагаемых критериев успешности к учебной деятельности

При формировании универсальных учебных умений каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:

1 этап – приобретение первичного опыта выполнения УУД.

Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.

Необходимо использовать деятельностные технологии обучения, которые помогут на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.

2 этап – освоение общего способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. Поэтому на этом этапе необходимо дать теоретические основы способа выполнения определенного УУД.

3 этап–тренинг соответствующего УУД, самоконтроль и коррекция формирования УУД.

Уроки проходят так же, как и на 1 этапе формирования УУД, но теперь учащиеся выполняют соответствующее УУД самостоятельно и осознанно (проговаривая вслух способ действий), а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия

4 этап – контроль уровня сформированности соответствующего УУД.

Первый уровень контроля осуществляется учителями-предметниками в различных формах / диагностические работы, работы на компетентностной основе, семинары, защиты проектов и т.д./ . Измерителями могут служить разработанные стандартизированные задания предметного и метапредметного характера.

Второй уровень контроля осуществляется администрацией и совмещается с проведением административного контроля ЗУН.. Во второй уровень контроля в конце учебного года входит контроль классного руководителя, деятельностью которого является оценка достижений учащихся в течении всего учебного года /оценка Портфолио, листы достижений и т.д./

Третий уровень контроля обеспечивает психолого-педагогическая служба. ПСП проводит диагностику в форме психодиагностики на входе / в начале учебного года/ и на выходе /в конце учебного года/. Первичная диагностика отслеживает начальный уровень сформированности УУД, вторая диагностика проходит в форме психодиагностики в соотнесении с экспертными оценками всех участников образовательного процесс.

Алгоритм  включения УУД в календарно - тематическом планирование

УУД должно выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела предмета и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании.  Таким образом, УУД должно являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока.

  1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся.
  2. Выделить время для формирования УУД  в границах учебного занятия или урока.
  3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития  УУД.
  4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование  системы разнообразных задач и средств их решения.
  5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.

Для того чтобы урок был развивающим, необходимо при его конструировании придерживаться основных принципов:

  1. Самодеятельность учащихся в ходе урока. Важнейшим условием развития человека являются его собственные действия с предметным миром.
  2. Самоорганизация учащихся в ходе урока. Кратко этот принцип звучит так: «Учить учиться». На уроке необходимо учить школьников рациональным приемам и методам, которые будут помогать в овладении содержанием учебного материала.
  3. Развитие личности. При организации и проведении урока учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников. Строить урок таким образом, чтобы школьники всегда ощущали необходимость в преодолении посильных трудностей, находясь в зоне ближайшего развития.
  4. Личная ответственность. Необходимо формировать  в учениках чувство ответственности за свою учебную деятельность. Необходимо широко использовать приемы самоконтроля и самооценки учеником соей учебной деятельности. Для этого учитель должен знакомить учеников с планом изучения темы, целями деятельности и результатами, которые планируются, а также с достоверными критериями оценки этой деятельности.
  5. Психологическое обеспечение. Подразумевает такую организацию и проведение урока, при которых будут обеспечиваться положительные эмоциональные отношения к этим занятиям.

 

Организация учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
  • применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  •    оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
  •     поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  •     создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Интернет-ресурсы
  2. Информационно-коммуникативные средства
  3. Наглядные пособия: портреты великих ученых-математиков; демонстрационные таблицы по темам
  4. Технические средства обучения: телевизор, компьютер, видиопроектор.
  5. Учебно-практическое оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...