Сравнение десятичных дробей
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Цепилова Елена Анатольевна

Конспект урока "открытия" нового знания и конспект урока рефлексии 5 класс (деятельностный метод)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_desyatichnykh_drobey.rar207.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «открытия» нового знания

в 5 классе  в рамках

системно-деятельностного метода.

Тема урока: «Сравнение десятичных дробей» (тема на доске закрыта, учащиеся сами должны прийти к названию темы).

Цели: ознакомить учащихся с алгоритмом сравнения десятичных дробей; учить выполнять сравнение с опорой  на алгоритм.

Оборудование: мультимедийный проектор, оценочные листы.

Ход урока.

1.Мотивация к первичной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества.

На доске –девиз урока.

Десятичные дроби

нам уж очень нужны.

Десятичные дроби

В жизни  очень  важны!

- Как вы уже догадались, мы  продолжаем  изучать  десятичные  дроби.      

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Формируемые УУД:

Познавательные:  анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

- А начнём мы с математического диктанта, потому что, чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал).

Задания для математического диктанта: (презентация)

1. Запишите в виде десятичной дроби:

пять целых семь десятых, сорок две целых пятьдесят семь тысячных, одна целая три сотых, восемь целых тридцать три десятитысячных, ноль целых пять десятых, две целых четыре сотых. (проверка на  слайде)

( 1 правильный ответ 1 балл, занести результат в оценочный лист).

2.Запишите в виде десятичной дроби:  

4 ; 31;  78; 1; ; 2; 51; .

(проверка  на слайде)

( 1 правильный ответ 1 балл, занести результат в оценочный  лист).

3. Выявление места и причины затруднения.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно произвольно строить речевое высказывание.

На доске записаны дроби: 7,5; 7,34; 7,278; 7,4; 7,93.

-Прочитайте дроби.(читают вслух по цепочке)

Что можно о них сказать?  ( предполагаемый ответ: это все десятичные дроби)

- Что общего и что различного вы видите?

( целые части у всех дробей равны семи, дробные части различны).

 -Можно ли сравнить эти дроби? (нет)

         – Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сравнения десятичных дробей, научиться выполнять сравнения  по построенному алгоритму).

Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сравнение десятичных дробей.)

– Запишите тему. (На доске открывается тема урока).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, создание способа решения проблемы.

Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

-  Попробуйте расположить эти числа в порядке возрастания.

(работа в парах)

Что это значит?

Каждый сам в своей тетради запишет эту последовательность.

Один ученик записывает у доски.

Давайте проверим, не допустили ли мы ошибок при сравнении. В этом нам поможет учебник (стр. 185). Работа с учебником. (учащиеся читают правило)

Расскажите,  как будем сравнивать десятичные дроби. Сформулируйте алгоритм сравнения десятичных дробей.

Алгоритм сравнения десятичных дробей:

Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо:

  1. уравнять у них число десятичных знаков, приписав нули справа
  2. отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.

-Проверим наш результат.

Вернемся к  нашему правилу. Рассмотрим правило на слайде. Что нового мы узнали?  (если в конце десятичной дроби приписать ноль или отбросить ноль, то получится дробь, равная данной)

Физминутка для глаз

5.Реализация построенного проекта.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,  умение выполнять задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение;  уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Решить у доски №1172. Стр.186.

0,87 = 0, 8700;  35 = 35, 000;  0,541 = 0,54100;  8,40000 = 8,40.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание).

Решить у доски №1175. Стр.186.

85,09 >  67,99

55,7 = 55,7000

0,5 < 0,724

0,908  <0,918

7,6431  >7,6429

0,0025 > 0,00247

ВЫВОДЫ (повторить правило)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание;  анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; контроль, коррекция, самооценка.

 Проверь себя.  Слайд . Сравните числа.

( 1 правильный ответ 1 балл, занести результат в оценочный  лист).

Сравните                     Ответы    

0,23   и       0,9            0,23   <       0,9              

 98,52   и    98,25        98,52  >    98,25    

 8, 605    и  8,59         8, 605    > 8,59

7,234    и    8,2           7,234    <    8,2

3,39     и     3,4          3,39     <     3,4  

4,8     и      0,961      4,8     >      0,961  

( 1 правильный ответ 1 балл, занести результат в оценочный  лист).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение структуризировать знания; выявление границ применимости нового знания;

Регулятивные: прогнозирование и  волевая саморегуляция в ситуации применения нового знания.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам  на доске и в тетрадях выполнить №1177

(на координатном луче отметить точки, координатами которых являются десятичные дроби). Можно вызвать к доске сильного ученика.

-А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сравнения десятичных дробей и может его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

(учащиеся работают по вариантам, выполняют задание на координатной прямой) №1178(1 вариант), №1179(2 вариант)

-Можно ли пользуясь алгоритмом сравнения десятичных дробей, сравнить, например:

3,5кг и 7,85кг (можно);

3,4т и 7,85кг (нет, нужно перевести в одни единицы измерения)

Здесь необходимо вспомнить, как перевести из одних единиц в другие.

3,5кг и 7,85м (нет).

Выполнить на доске и в тетрадях №1184(а,б,е,ж)

9. Рефлексия деятельности на уроке.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

-В оценочном  листе сосчитайте общее количество баллов

Оценка «5»  19-20 правильных ответов,  «4»  16-18 правильных ответов

              «3»  12-15 правильных ответа.

Организация учебного процесса на  данном этапе:

_Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу? Какую оценку вы поставили в оценочных листах?

Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому)

Домашнее задание: п.31 №1200; 1192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей".

Цели урока: 1.Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел; 2....

Разработка урока по теме "Сравнение десятичных дробей".

Данная разработка урока познакомит учащихся с правилом сравнения десятичных дробей.·     ...

сравнение десятичных дробей

вывод алгоритма сравнения десятичных дробей...

Сравнение десятичных дробей

презентация к уроку "Сравнение десятичных дробей"...

"Сравнение десятичных дробей". Урок математики в 5 классе по УМК Н.Я Виленкина

При переходе из начальной в основную школу многие учащиеся испытывают определённые трудности. В связи с этим в 5 классе необходимо строить уроки таким образом, чтобы дети были заинтересованы изучаемым...

Урок математики в 5 классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

Тема урока: Сравнение десятичных дробей.Тип урока: обобщающий урок.Цели урока: - закрепить, отработать, проверить ЗУН по теме «Сравнение десятичных дробей»; закрепить умение воспринимать информа...

Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала по теме «Сравнение десятичных дробей» и изучению нового материала по теме «Округление десятичных ...