Главные вкладки
«Решение тригонометрических неравенств с параметрами»
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
ЕГЭ также не обходится без заданий с параметрами: С5 содержит такие задачи. При этом решение задач с параметрами вызывает у школьников значительные затруднения. Трудности вызваны тем, что задача с параметром предполагает не только умение производить какие-то выкладки по заученным правилам, но также и понимание цели выполняемых действий. Решение задач с параметрами позволяет ученикам расширить свой математический кругозор, тренировать интеллект, развивать математическое, логическое мышление. Решение задач с параметрами на элективных курсах -это помощь при подготовке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigonometricheskie_neravenstva.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Избранные вопросы математики:
«Решение тригонометрических неравенств с параметрами»,
учитель математики М.Е.Квиткова,
МАНОУ «Лицей № 4» Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
ЕГЭ также не обходится без заданий с параметрами: С5 содержит такие задачи. И это отнюдь не дань моде, как принято считать. Это связано с высокой диагностической и прогностической ценностью задач с параметрами, которая заключается прежде всего в возможности выявить знание основных разделов школьной математики, уровень логического мышления и математической культуры, показать способность ученика к творчеству, к умению анализировать, обобщать. Ведь в отличие от большей части учебных задач, имеющих определённый алгоритм решения, требующих лишь слепого следования последнему, они побуждают учеников к поиску, нестандартному подходу к их решению.
При этом решение таких задач вызывает у школьников значительные затруднения. Как правило, трудно - решаемыми (или задачами повышенной сложности) заданиями на ЕГЭ являются задачи с параметрами. Трудности вызваны, прежде всего, тем, что задача с параметром предполагает не только умение производить какие-то выкладки по заученным правилам, но также и понимание цели выполняемых действий. Для успешного решения таких задач необходимо рассматривать различные случаи (и понимать, какие именно случаи нужно рассмотреть), что приучает к внимательности и аккуратности. Даже при записи ответа нужно быть предельно сосредоточенным, чтобы не упустить ни одной из его частей, полученных в ходе решения.
Начинать знакомство с параметрами нужно раньше – параллельно с соответствующими разделами школьной программы по математике.
Решение тригонометрических неравенств с параметрами.
Тригонометрическими неравенства – это неравенства, содержащие неизвестные только под знаком тригонометрической функции.
Например, неравенство тригонометрическое относительно х. При решении неравенств с тригонометрическими функциями существенно используются периодичность этих функций и их монотонность на соответствующих промежутках.
Рис. 1
При решении неравенств вида где — периодическая функция с периодом Т, следует сначала решить это неравенство на одном периоде, например для а затем получившееся решение периодически продолжить.
В некоторых случаях тригонометрическое неравенство сводится к решению элементарных неравенств вида и т. д.
Рассматривая график соответствующей тригонометрической функции или изучая ее изменение на тригонометрическом круге, выписываем ответ для одного периода, а затем к обеим частям полученного неравенства прибавляем , где Т - период. Так, решением неравенства будет совокупность интервалов
Функция имеет наименьший положительный период Поэтому неравенства вида
(1)
(2)
достаточно решить сначала на каком- либо отрезке длины Множество всех решений получим, прибавив к каждому из найденных на этом отрезке решений числа вида
Неравенство (1) удобно решать сначала на отрезке .
Основным методом решения тригонометрических неравенств является метод интервалов.
Пример1. Решить неравенство относительно х.
Решение: Для решения его на единичной окружности с центром в начале координат (рис. 1) находим две точки, ордината каждой из которых равна 0,5. Одна из них является концом каждой из дуг множества а другая - концом каждой из дуг множества
Из рисунка видно, что данное неравенство справедливо при
Ответ: при а > 0 получим: Рис.1.
при а < 0
при а = 0 решений нет.
Пример2. при 0 < b < 1.
Построив на единичной окружности две точки с ординатой, равной b, (рис. 2), заметим, что данное неравенство справедливо при
Рис. 2
Ответ: при а > 0
при а < 0
при а = 0 х – любое действительное число.
Пример3. , где
Решение: Найдя на единичной окружности
две точки, абсциссы которых равны (рис. 3),
заметим, что данное неравенство верно при
Рис.3.
Ответ:
Пример4.
Решение: На оси тангенсов (рис. 4) находим точку К, ордината которой равна . Точка пересечения отрезка ОК с окружностью является концом дуги . Учитывая, что период тангенса равен , приходим к заключению, что данное неравенство справедливо при
Или Рис.4.
Ответ: При а < 0
при .
при а = 0 неравенство принимает вид: следовательно при а = 0 и при .
Рассмотрим решение более сложных неравенств.
Пример5. При каких а неравенство
выполняется при всех х?
Пользуясь очевидным тождеством
перепишем данное неравенство в виде
Левая часть этого неравенства является квадратным трехчленом относительно z = sin x cos x; старший коэффициент этого трехчлена равен -3. В задачах рассматриваемого типа удобнее иметь дело с трехчленами с положительным старшим коэффициентом. Поэтому рассмотрим неравенство
В этом месте многие учащиеся считали, что дальнейшая цель состоит в том, чтобы найти такие значения параметра а, при которых квадратное неравенство (2) выполняется для всех z. Они основывались, видимо, на том, что данное в условии неравенство должно выполняться для всех х. Однако условие, что х принимает все значения, вовсе не означает, что и z принимает все значения - ведь а потому z может принимать значения только из отрезка
Таким образом, правильная переформулировка задачи будет следующей: при каких значениях параметра а неравенство (2) выполняется для всех из отрезка
Число а удовлетворяет требуемому условию в том и только в том случае, когда трехчлен принимает отрицательные или нулевые значения в точках и . Тем самым мы приходим к системе неравенств
решения этой системы, а следовательно, и исходной задачи, таковы:
Ответ:
Заключение.
При решении приведенных выше задач с параметрами происходит повторение и, как следствие, более глубокое прочное усвоение программных вопросов. Ученики расширяют свой математический кругозор, тренируют интеллект, при этом происходит развитие математического, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать. Решение задач с параметрами на элективных курсах -это помощь при подготовке к экзаменам. Происходит формирование таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила воли и точность.
Рекомендуемая литература
- Мордкович А.Г. Уравнения и неравенства с параметрами // Математика (приложение к газете «1 сентября»). – 1994, №36.
- Ястребинский Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. – М.: Просвещение, 2008 – 128 с.
- Козко А. И., Чирский В. Г. Задачи с параметром и другие сложные задачи. — М.: МЦНМО, 2007. — 296 с.
- Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
- Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
- Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. – 1-е изд. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве », 2004. – 304с.
- Математика в школе (научно – теоретический и методический журнал), № 1. Школа - Пресс, 2002. стр. 47.
- Высоцкий В.С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. –М.: Научный мир,2011-316с.: 262 ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"
Метод интервалов особенно эффетивен при решении неравенств, содержащих тригонометрические функции. На данном уроке дается алгоритм решения тр...
Организация дифференцированного обучения математике в старшей школе на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений с параметром»
решение тригонометрических уравнений в старшей школе...
Проектная работа по теме Решение тригонометрических уравнений с параметрами
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое...
«Решение квадратных неравенств с параметром»
Обучение умению решать уравнения с параметрами различными способам....
Решение линейных неравенств с параметром
Вводится понятие линейного неравенства с параметром, рассматриваются примеры решения таких неравенств, составляется алгоритм решения...
Методические особенности решения квадратных неравенств с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Методические разработки...
решение квадратных неравенств с параметром
Презентация Решение квадратных неравенств с параметром...