Статья по теме "Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ"
статья по алгебре по теме
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.
Мотивация также как и симуляция создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 999.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ
Ульянова Елена Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 635,
г. Санкт-Петербург
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.
Мотивация также как и симуляция создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности. Она осуществляется через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Существуют различные методы мотивации и стимуляции познавательных процессов:
1.Стимуляция через содержание учебного материала.
Как же осуществляется этот вид стимуляции?
- через новизну содержания;
-через обновление уже усвоенных знаний. Ушинский отмечал: «Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам»;
- через исторический аспект (историзм). Сведения из истории науки – важнейший стимул учебного процесса;
- через показ учащимся современных достижений.
2.Стимуляция через организацию учебной деятельности.
- это многообразие форм самостоятельных работ. Применение знаний вызывает положительные переживания,усиливает активность;
- это проблемное обучение;
- это творческие работы учащихся;
- это практические работы.
3.Стимуляция через отношения между учителем и учеником, между учениками.
Ни один из стимулов не действует изолированно, а во взаимодействии с другими стимулами. Один и тот же стимул в различных классах имеет свою модификацию и по-разному влияет на интерес.
Я расскажу о некоторых приемах, которые использовала на уроках.
Использование игровых ситуаций. Почти на каждом уроке мы проводим устный счет.
На экране (интерактивной доске ) даны задания для устного счета в виде блок-схем по вариантам и ответы зашифрованы словом
Пример . Слайд №1
Решив пример, учащиеся выбирают правильный ответ из четырех предложенных чисел и отвечают на вопрос
1 вариант «Какому ученому – математику принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»?
2 вариант «Какая старинная мера длины равна 4,4 см?
Проверку ответов можно осуществить в форме взаимопроверки. Ребята обмениваются тетрадями и, когда учитель называет правильный ответ, ребята соответственно реагируют и в этот момент им можно дать информацию о слове, которое зашифровано в ответе.
На доске появляются слайд № 2 и слайд № 3
Слайд №2
Слайд № 3
В первом варианте правильный ответ «Архимед». На слайде № 2 изображение Архимеда и текст: «Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы, где прожил почти всю свою жизнь. Архимед – автор многочисленных открытий, гениальный изобретатель, известный во всем мире благодаря конструкции многих механизмов, Он соорудил систему блоков, с помощью которых один человек смог спустить на воду огромный корабль «Сиракосия». Крылатыми стали тогда слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю».
В рассмотренном примере видны следующие методы стимуляции:
- учащиеся вступают в отношения между собой (взаимопроверка знаний);
- исторический аспект (рассказ о зашифрованном слове);
- игровой момент.
Исторический материал на уроках – один из стимулов учебного процесса
История возникновения единиц измерения длины, площади, массы, времени может стать хорошим дополнением уроков в 5 классе при изучении темы «Измерение величин», оживить их, сделать интересными и познавательными.
При проведении таких уроков можно использовать красочные слайды со старинными мерами длины. Например, на уроке по теме «Длина отрезка» учитель рассказывает как же человек научился измерять длину, о первых единицах длины . Они связаны с частями тела. «Локоть» - мера длины, которой купцы пользовались для измерения ткани; «ладонь» - английские крестьяне измеряли высоту лошадей; «дюйм» - голландское название большого пальца руки. Учащиеся вспоминают сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
С некоторыми единицами длины учащиеся знакомятся при решении задач . (В учебнике Н.Я.Виленкина имеются задачи с предварительными историческими вступлениями, где рассказывается о косой сажени, маховой сажени). Хорошей иллюстрацией могут служить слайды из подготовленной презентации о старинных русских мерах длины.
Использование компьютера на уроках побуждает учащихся самим участвовать в создании презентаций. Слайды по теме «Старинные русские меры длины в истории и речи народной» взяты из работы, выполненной учеником совместно с родителями.
Такой стимул, как оценка, давно используется учителем. Любой человек, занятый делом, хочет знать, насколько успешно он действует. Без обратной связи не может быть эффективной деятельности. У детей есть потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи с успехами своих одноклассников. Учитывая оценку, полученную на устном счете и за другие виды деятельности на уроке (Например: математические диктанты, тренажеры, игру «Учитель – ученик», где учащиеся проговаривают правила, определения) ребята сами оценивают свою работу в течение всего урока и причем очень объективно. Учитывая свои наблюдения, учитель выставляет оценку каждому ученику.
Среди стимулов познавательного процесса можно выделить роль поощрений, которые достаточно широко используются в разных классах:
- аргументирование положительных оценок и одобрительные суждения учителей и товарищей несут положительные эмоции;
- выставление оценок в дневник с записью о работе на уроке «Спасибо», «Стал работать лучше» и т. Д.
- письма родителям: благодарственные, настораживающие, письма тревоги;
- на родительских собраниях рассказ об успехах ученика;
- гласность школьного уровня;
- бал отличников.
Задача учителя и родителей – не превратить серьезное дело в пустую формальность. Наша задача – повышать самооценку ребенка, создавать ситуацию успеха.
Таким образом, стимуляция, возникнув, превращается в фактор активизации и эффективности обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.- 509с.: ил. – (серия «Мастера психологии»).
2. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования// Народное образование - 2001 - №8, стр. 77-89.
3. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М., 1983.
4. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.-лит., 1991. – 128 с.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе 7 – 8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
6. Едуш О.Ю. Метаматика: 5 кл.: Подсказки на каждый день. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 128с.
7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984, 192с.
8. Игнатьев Е.И. Хрестоматия по математике. В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Книга для семьи и школы. Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1995. – 616 с.
9. Перельман Я.И. Живая математика М., 1978 г., 160 стр. с илл.
10. Перельман Я.И. Занимательная алгебра М., 1994 г., 200 стр.
11. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. Для учащихся 7 – 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.: ил.
12. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием //Народное образование – 2006 - №4, стр.193-203.
13. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002 – 148с.
14. Приложение к газете «Первое сентября. Математика».
15.Журнал «Математика в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке
В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...
Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися
Обобщен педагогической работы по формированию коммуникативных умений и речевых навыков посредством лексико-грамматических игр на уровне слов и словосочетаний, мотивационных упражнений на уровне предло...
Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения
Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....
Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».
Выступление по теме «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....
повышение познавательной активности учащихся на уроках ОБЖ через применении технологии проектного обучения
Описан опыт оиспользования метода проектов на уроках ОБЖ...
Открытие новых знаний через применение активных форм обучения
Презентация освещает активные формы обучения применимо к уроку открытия новых знаний...
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...