повышение познавательной активности учащихся на уроках ОБЖ через применении технологии проектного обучения
методическая разработка по обж по теме

Перемечева Наталья Михайловна

Описан опыт оиспользования метода проектов на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 с. Рожки Малмыжского района Кировской области

Повышение

познавательной активности учащихся на уроках ОБЖ

через применение технологии проектного обучения

Перемечева Наталья Михайловна,

учитель основ безопасности

жизнедеятельности

МКОУ СОШ с. Рожки Малмыжского

района Кировской области

с. Рожки

2013 год

Введение

Возрастание угроз безопасности жизни человека, приобретение ими комплексного характера, неблагоприятные условия внешней среды делают жизненно важным обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности. Однако анкетирование обучающихся показало, что школьники предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, а некоторые считают его необязательным для изучения. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету ОБЖ, достигают только 15% старшеклассников. Как повысить заинтересованность ребят в изучении ОБЖ и, соответственно, их познавательную активность на уроках?

Развитие познавательной активности ребёнка всегда являлось одной из приоритетных задач образования. Новая образовательная парадигма, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, также ориентирована на всестороннее развитие личности ученика и формирование у него высшей стадии активности и самостоятельности – творческую деятельность. Уроки ОБЖ, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, должны обеспечить формирование образовательных компетенций и представления о целостной научной картине мира. Достичь этого можно разными способами, в том числе, используя методы активного обучения.

Познавательная активность является одной из наиболее общих психологических характеристик творческих возможностей личности. В педагогике познавательная активность является одним из важнейших звеньев.  Повышение  познавательной активности  учащихся является одной из важнейших задач современного этапа развития дидактики на всех уровнях образования.

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.

Для осмысления усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя.

      Я считаю, что различные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культуры безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.

      При изучении программы ОБЖ рекомендуется примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам деятельности. Доказано, что проведение практикумов, конкурсных программ, тренинговых занятий в значительной степени повышают заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасности жизнедеятельности.

      Большинство предлагаемых учителям методических форм допускает возможность использования  творческих заданий преимущественно в устном варианте, но вполне допустим и письменный вариант. Все тематические игры рассчитаны на взаимное творчество, совместный поиск решения, что позволяет обеспечить более высокий эффект изучения азов безопасности детьми.

Основными методами обучения ОБЖ в школе должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам.

Повышению познавательной активности учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ

      

Использование метода проектов на уроках ОБЖ

Метод проектов – это комплексная деятельность, участники которой автоматически без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ученику обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Метод проектов затрагивает почти все стороны педагогической деятельности, позволяет в полной мере раскрыться талантам и способностям учеников. Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

Принципы организации проектной деятельности.

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку), вести подготовку учащихся к выполнению проектов; обеспечить руководство проектом со стороны педагогов обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Работа по проекту является исследовательской.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Требования к оформлению

Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:

  • оформляется тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка, праздник и др.);
  • публично защищается (презентуется);
  • должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;
  • получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);
  • представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
  • оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль);
  • рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;
  • содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

Структура проектной деятельности на уроках ОБЖ.

Системо -образующий компонент деятельности

для ученика

для учителя

Мотив

Ради чего осуществляется деятельность?

Усиление роли в собственном образовании; Самореализация творческого потенциала школьников

Создание условий для исследовательской деятельности; Расширение возможностей для изучения курса ОБЖ

Цель

На что направлена?

Обучение навыкам самообразования; Расширение круга общение при участии в телекоммуникационных проектах; Развитие коммуникативных качеств.

Качественное освоение содержательных линий курса; Развитие творческой и исследовательской инициативы;

Внедрение сетевых технологий в учебный процесс;

Операция

Какими способами, приёмами реализуется деятельность?

Постановка цели с постоянной корректировкой в процессе деятельности;

Работа с учебной, популярной литературой;

Выбор дизайна, стиля, соответствующего основной идее проекта; Создание дополнительных атрибутов.

Подбор тем для проектной деятельности; Оказание помощи в уточнении цели; Подготовка инструкций по организационным вопросам; Консультирование; Организация подведения промежуточных итогов;

Деятельность учителя и учеников  

на разных этапах работы над проектом

Название этапа

Ученик

Педагог

1. Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы:

Art_1_6_001

При изучении курса ОБЖ школьники формируют у себя умения ориентироваться в опасных ситуациях, а ориентировка содержательно соотносится с проектированием, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате. Кроме этого, курс содержит необходимую информацию о здоровом образе жизни, важным критерием которого является высокий уровень духовного здоровья. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и обществом, умением моделировать и прогнозировать события и составлять программу своих предстоящих действий. Таким образом, умение проектировать предстоящую деятельность является одним из важных средств достижения высокого уровня духовного здоровья.

Рассматривая проектирование как творческую деятельность, можно отметить, что, подготавливая себя к возникновению чрезвычайных ситуаций, школьники разрабатывают свой, индивидуальный стиль поведения, формируют у себя особенный, присущий только одной личности в конкретной ситуации поведенческий акт. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности каждого учащегося.

Процесс формирования у учащихся умения проектировать предстоящую деятельность осуществлялся через следующие этапы: ориентировочный, подготовительный, вербальный, творческий, результативный.

В ходе работы можно использовать следующие приемы, включаемые в учебно-воспитательный процесс по ОБЖ как в урочное, так и во внеурочное время:

  • выполнение учащимися творческих работ по курсу ОБЖ (написание рассказов и сочинений), в содержании которых присутствует план деятельности;
  • выполнение учащимися рисунков, раскрывающих какое-либо событие или ситуацию, а также рисунков, иллюстрирующих конкретную деятельность;
  • выпуск стенгазет на основе информации, полученной из газет, телевидения, радио, глобальной сети Интернет;
  • использование проблемных ситуаций, при решении которых необходимо разработать план предстоящей деятельности;
  • использование готовых алгоритмов, содержащих указания для выполнения конкретной деятельности (поведенческих действий) по выходу из ЧС;
  • применение незаконченных проектов деятельности в конкретной ситуации;
  • использование творческих заданий «Разработай проект», при выполнении которых школьники самостоятельно разрабатывают проект предстоящей деятельности и т.д.

У учащихся основной школы результативность работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно ориентированных образовательных ситуаций.

В рамках изучения раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения»  выполняется практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС мирного и военного времени».

Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается  тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают  для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с преподавателем, обращаются в библиотеки, а также выходят в интернет. Они  ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным.  Продукты проекта:

  • тестовый материал,
  • ситуационные задачи,
  • инструкции по правилам поведения при ЧС  мирного и военного времени
  • фильмотека

Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом.

Примером творческого проекта могут служить проекты на тему

«Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск, каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет «неуспевающих» детей.

Продукт проекта:

  • плакаты с призывами к ЗОЖ;
  • буклеты по профилактике вредных привычек
  • видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни
  • видеоролики о вреде курения, алкоголя,  наркотиков
  • презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек

Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение  мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера». Группы формируются по 5-6 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. (Работа в компьютерном классе в программе Paint). Во время защиты мини-проекта группа объясняет поведение героев рисунка.

Главная цель — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".

Моя задача как педагога — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку  проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся.

Критерии оценки выполнения проекта:

  • практическая направленность проекта и значимость выполненной работы; важность темы проекта; полнота раскрытия темы; оригинальность предложенных решений; качество выполнения продукта проекта; качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:

  • раскрытие содержания проекта; использование средств наглядности, компьютерных средств; убедительность презентации; ответы на вопросы.

В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

Таким образом, использование методов активного обучения на уроках ОБЖ позволят учителю повысить познавательную активность школьников, реализуя дифференцированный подход, предусмотренный Федеральными государственными образовательными стандартами, создавая ситуацию успеха для каждого ученика, и, формируя положительную мотивацию к обучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты учащихся показывают, что движущей силой развития познавательной активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующуюся стремлением к творческой самореализации; стимулирование учителем развития творческой активности школьников; включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

У учащихся появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Таким образом, используя метод проектов как средство активизации познавательной активности и применяя его в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды/ Под ред. М.Г. Ярошевкого/ Москва-Воронеж: МОДЭК, 1996.
  3. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие/ СПб.: ВЛАДОС, 2011.
  4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения/ Т.С. Панина/ М.: Изд.ц. Академия, 2008.
  5. Петрова В. Метод проектов. – М.,1929.
  6. Смагина М.А. Методы активного социально-психологического обучения/ Учебно-методич. пособие/ С.: Изд-во СГПИ, 2008.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/ утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
  9. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики с применением информационных технологий

Статья о развитии познавательной деятельности учащихся на уроках математики...