Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК Мордкович
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Столбовская средняя общеобразовательная школа Чехов-3
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ Столбовская СОШ ____________
/К. В. Значков/
от « » __________ 201 года
Рабочая программа по алгебре
(4 часа в неделю)
9 в класс
Составитель: Евсикова Марина Валерьевна,
учитель математики I категории
2013 г.
I.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ, 9 класс» разработана в соответствии с:
- федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по алгебре;
- примерной программой среднего (полного) общего образования по математике;
- федеральным перечнем учебников на 2012-2013 учебный год, рекомендованным Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
- требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс : в 2 ч. Ч. 1 : учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - М.: Мнемозина, 2011.
- базисным учебным планом 2013 года.
Цели и задачи курса:
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи для достижения поставленных целей:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
- закончить изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- подготовка к изучению курса стереометрии в старших классах;
- подготовка к сдаче ГИА
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часа алгебры. По алгебре планируется 5 контрольных работ и 21 самостоятельная работа.
.II. Содержание программы
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 клас-се отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часа алгебры. По алгебре планируется 5 контрольных работ и 21 самостоятельная работа.
Тема | Кол-во часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе | |
1 | Рациональные неравенства и их системы | 18 | 18 |
2 | Системы уравнений | 21 | 21 |
3 | Числовые функции | 29 | 29 |
4 | Прогрессии | 22 | 22 |
5 | Элементы комбинаторики,, статистики и теории вероятностей | 30 | 30 |
6 | Обобщающее повторение | 16 | 16 |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ (18 ЧАСОВ).
Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Элемент множества, подмножество данного множества, пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.
Основная цель:
· формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств;
· овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов;
· расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной.
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ (21 ЧАС).
Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования. График уравнения, система уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений.
Основная цель:
· формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с двумя переменными, о рациональном уравнении с двумя переменными;
· овладение умением совершать равносильные преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными;
· отработка навыков решения уравнения и системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых переменных.
ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ ( 29 ЧАСОВ).
Функция, область определение и множество значений функции. Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.
Основная цель:
· формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном;
· овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций;
· формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;
· формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций.
ПРОГРЕССИИ (22 ЧАСА).
Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.
Основная цель:
· формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном;
· сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу;
· овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
( 30 ЧАСОВ).
Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал. Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.
Основная цель:
· формирование преставлений о всевозможных комбинациях, о методах статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента, о числовых характеристиках информации;
· овладеть умением решения простейших комбинаторных и вероятностных задач.
ПОВТОРЕНИЕ (16 ЧАСОВ).
III. Требования к уровню подготовки учеников 9 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения, рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
решать следующие жизненно практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов:
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.
№ урока п/п | № урока п/т | Наименование раздела, тема урока | Дата | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||
Линейные и квадратные неравенства (18 ч) | ||||
1 | 1 | Решение линейных неравенств. | ||
2 | 2 | Решение линейных неравенств. | ||
3 | 3 | Решение квадратных неравенств методом параболы. | ||
4 | 4 | Решение квадратных неравенств метод интервалов. | ||
5 | 5 | Решение квадратных неравенств. | ||
6 | 6 | Область определения выражения f(x). | ||
7 | 7 | Неравенства с модулем. | ||
8 | 8 | Рациональные неравенства. | ||
9 | 9 | Рациональные неравенства. Метод интервалов. | ||
10 | 10 | Рациональные неравенства. Множество решений. | ||
11 | 11 | Рациональные неравенства. | ||
12 | 12 | Целые решения неравенства. | ||
13 | 13 | Множество и операции над ними. | ||
14 | 14 | Множество и операции над ними. (Объединение и пересечение). | ||
15 | 15 | Множество и операции над ними. | ||
16 | 16 | Системы линейных неравенств. Двойные неравенства. | ||
13 | 13 | Системы квадратных неравенств | ||
14 | 14 | Системы дробно-рациональных неравенств | ||
15 | 15 | Системы дробно-рациональных неравенств | ||
16 | 16 | Системы дробно-рациональных неравенств. Системы неравенств с модулями. | ||
17 | 17 | Область определения выражения. Системы неравенств с модулями. Подготовка к контрольной работе. | ||
18 | 18 | Контрольная работа №1. «Рациональные неравенства и их системы» | ||
Системы уравнений (21 час) | ||||
19 | 1 | Основные понятия. Формула расстояния между двумя точками. | ||
20 | 2 | Рациональные уравнения с двумя переменными. | ||
21 | 3 | Рациональные уравнения с двумя переменными. | ||
22 | 4 | Уравнение окружности. | ||
23 | 5 | Графическое решение системы уравнений с двумя переменными. | ||
24 | 6 | Уравнения и системы уравнений с двумя переменными. | ||
25 | 7 | Метод подстановки. Алгоритм решения. | ||
26 | 8 | Метод подстановки. | ||
27 | 9 | Метод подстановки. | ||
28 | 10 | Метод сложения. | ||
29 | 11 | Решение систем уравнений. Метод сложения. | ||
30 | 12 | Метод введения новых переменных. | ||
31 | 13 | Решение систем уравнений. Метод введения новых переменных. | ||
32 | 14 | Решение задач с помощью систем уравнений. | ||
33 | 15 | Решение задач с помощью систем уравнений. | ||
34 | 16 | Решение задач на движение. | ||
35 | 17 | Решение задач на движение. | ||
36 | 18 | Решение задач на числа. | ||
37 | 19 | Решение задач на производительность. | ||
38 | 20 | Решение задач на производительность. | ||
39 | 21 | Контрольная работа №2. «Системы уравнений» | ||
Числовые функции (35) | ||||
40 | 1 | Анализ контрольной работы. Определение функции | ||
41 | 2 | Область определения функции, область значения функции. | ||
42 | 3 | Нахождение области определения функции. | ||
43 | 4 | Построение графика по данным D(x), E(x). | ||
44 | 5 | Область определения функции | ||
45 | 6 | Графический способ. | ||
46 | 7 | Аналитический способ | ||
47 | 8 | Монотонность, непрерывность функции. | ||
48 | 9 | Систематизация свойств функции. | ||
49 | 10 | Ограниченность функции. | ||
50 | 11 | Наибольшее, наименьшее значения функции на данном интервале. | ||
51 | 12 | Построение и чтение графика. | ||
52 | 13 | Четные, нечетные функции. Симметричное множество. | ||
53 | 14 | Графическая иллюстрация четных, нечетных функций. | ||
54 | 15 | Исследование функции на четность, нечетность | ||
55 | 16 | Контрольная работа №3. «Числовые функции» | ||
56 | 17 | Анализ контрольной работы. Степенная функция y=x3; y=x4. Свойства | ||
57 | 18 | Степенная функция y=x2n; y=x2n-1. Свойства | ||
58 | 19 | Графическое решение уравнений. | ||
59 | 20 | Теорема о корне уравнения f(x)=g(x), если f(x) возрастает, g(x) убывает. | ||
60 | 21 | Решение систем уравнений | ||
61 | 22 | Степенная функция с отрицательным показателем. | ||
62 | 23 | Построение и чтение графика степенной функции с отрицательным показателем. | ||
63 | 24 | Решение графических уравнений. | ||
64 | 25 | Решение графически систем уравнений. | ||
65 | 26 | Определение кубического корня из числа. | ||
66 | 27 | Упрощение выражений. | ||
67 | 28 | Функция y=, ее свойства и график. | ||
68 | 29 | Контрольная работа №4. «Числовые функции» | 05.02 замена | |
Числовые последовательности. Прогрессии (22 часа) | ||||
69 | 1 | Анализ к/работы. Определение числовой последовательности. | 12.02 замена | |
70 | 2 | Аналитические задания числовой последовательности. | 12.02 замена | |
71 | 3 | Рекуррентное задание последовательности. | ||
72 | 4 | Монотонные последовательности. | ||
73 | 5 | Определение прогрессии. | ||
74 | 6 | Формула n-го члена арифметической прогрессии | ||
75 | 7 | Арифметическая прогрессия. | ||
76 | 8 | Формула суммы n-ых членов арифметической прогрессии. | ||
77 | 9 | Формула суммы n-ых членов арифметической прогрессии. | ||
78 | 10 | Формула суммы n-ых членов арифметической прогрессии. | ||
79 | 11 | Применение формулы суммы n членов арифметической прогрессии. . | ||
80 | 12 | Характеристическое свойство арифметической прогрессии. | ||
81 | 13 | Геометрическая прогрессия. Знаменатель прогрессии. | ||
82 | 14 | Формула n-го члена геометрическое прогрессии. Вывод формулы. | ||
83 | 15 | Формула n-го члена геометрическое прогрессии. Вывод формулы. | ||
84 | 16 | Применение формулы n-го члена геометрической прогрессии. | ||
85 | 17 | Применение формулы n-го члена геометрической прогрессии. | ||
86 | 18 | Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии. Вывод формулы. | ||
87 | 19 | Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии | ||
88 | 20 | Характеристическое свойство геометрической прогрессии. | ||
89 | 21 | Обобщение знаний по теме «Прогрессии». Подготовка к контрольной работе. | ||
90 | 22 | Контрольная работа №5. | ||
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (30 часов). | ||||
91 | 1 | Анализ к/р. Правило умножения. | ||
92 | 2 | Правило умножения. Решение задач | ||
93 | 3 | Правило умножения. Решение задач | ||
94 | 4 | Решение задач. | ||
95 | 5 | Решение задач. | ||
96 | 6 | Факториал. | ||
97 | 7 | Факториал. | ||
98 | 8 | Группировка информации. | ||
99 | 9 | Группировка информации. | ||
100 | 10 | Табличное представление информации. | ||
101 | 11 | Табличное представление информации. | ||
102 | 12 | Объем. Кратность, частота измерения. | 2804 | |
103 | 13 | Объем. Кратность, частота измерения. | ||
104 | 14 | Объем. Кратность, частота измерения. | ||
105 | 15 | Графическое представление информации. | ||
106 | 16 | Графическое представление информации. | ||
107 | 17 | Графическое представление информации. | ||
108 | 18 | Случайное, достоверное, невозможное событие. | ||
109 | 19 | Случайное, достоверное, невозможное событие. | ||
110 | 20 | Случайное, достоверное, невозможное событие. | ||
111 | 21 | Классическое определение вероятности | ||
112 | 22 | Классическое определение вероятности | ||
113 | 23 | Решение задач. | ||
114 | 24 | Решение задач. | ||
115 | 25 | Статистическая вероятность. Решение задач | ||
116 | 26 | Статистическая вероятность. Решение задач | ||
117 | 27 | Решение задач. | ||
118 | 28 | Решение задач | ||
119-120 | 29-30 | Контрольная работа №6. | ||
Повторение (16 часов) | ||||
121 | 1 | Анализ к/р. Числовые выражения. Выражения с корнями. Свойства квадратных корней | ||
122 | 2 | Упрощение алгебраического выражения. | ||
123 | 3 | Значение алгебраических выражений. | ||
124 | 4 | Функции и графики. | ||
125 | 5 | Восстановление аналитического вида функции по данным условиям. | ||
126 | 6 | Функции и графики. D(f),E(f). Четность и нечетность. Ограниченность и знакопостоянство функции. | ||
127 | 7 | Дробно-рациональные уравнения. | ||
128 | 8 | Дробно-рациональные уравнения. | ||
129 | 9 | Иррациональные уравнения. Системы уравнений | ||
130 | 10 | Системы уравнений | ||
131 | 11 | Неравенства | ||
132 | 12 | Системы неравенств | ||
133 | 13 | Решение задач на составление уравнений и систем уравнений. | ||
134 | 14 | Прогрессия. | ||
135-136 | 15-16 | Итоговая контрольная работа. | ||
Всего | 136 |
Используемый учебно-методический комплекс
- Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс : в 2 ч. Ч. 1 : учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - М.: Мнемозина, 2011.
- Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс : в 2 ч. Ч. 2 : задачник для учащихся общеобразовательных. учреждений / А. Г. Мордкович [и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2011.
- Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс : метод, пособие для учителя / А. Г. Мордкович. - М. :Мнемозина, 2010.
- Александрова, Л. А. Алгебра. 9 класс : самостоятельные работы / Л. А. Александрова ; под ред. А. Г. Мордковича. - М. : Мнемозина, 2011.
- Александрова, Л. А. Алгебра. 9 класс : контрольные работы / Л. А. Александрова ; под ред.А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2011.
- Мордкович, А. Г. Алгебра. 7-9 кл. : тесты / А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская. - М. : Мнемозина, 2011.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО
учителей математики
от_________2013г., № 1.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _____________
/С. Ю. Ульянова/
от _________2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Рабочая программа по алгебре 10класс УМК Мордкович 3 часа в неделю
Рабочая программа...
Рабочая программа по алгебре 7-9 (Мордкович,ФГОС)
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС 2016 года....
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по алгебре 8 кл (Мордкович А.Г.)
Аннотация к рабочей программе по предмету Алгебра 8 классНазвание курсаАлгебраКласс8БКоличество часов102+17=119чСоставительМосенкова Л.А.Реализуемый УМКАлгебра, учебник для 8 класса общеобразовательны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 11 Учитель Асессорова Е.М...