Задачи динамического характера
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме
Для организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно использовать задачи динамического характера. Привожу теоретический материал и пример такой задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_dinamicheskogo_kharaktera.pptx | 95.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из основных задач средней школы является воспитание человека, способного самостоятельно решать жизненные и предметные задачи , уметь использовать свои знания в новых незнакомых ситуациях.
Организация на уроках исследовательской деятельности позволяет формировать такие качества !
Определение: Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения .
Исследовательский метод способствует ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавая в школе атмосферу увлеченности учением , доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия .
Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения фактов и явления; постановки задачи (выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию); выдвижения гипотез; построения и осуществления плана; выявления связей изучаемого явления с другими; решения, его объяснения и проверки, выводов о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Речь идет о следующих принципах построения системы задач по математике: Постепенное усложнение задач на каждом этапе формирования элементов исследовательской деятельности; Наведение на «открытие» неизвестных закономерностей в процессе решения задач; Потенциальные возможности задач для постановки взаимосвязанных проблем с целью нахождения путей их решения;
Задача динамического характера – это такая дифференцируемая задача, условие которой представляет собой серию различных проблем, способствующих формированию элементов исследовательской деятельности учащихся. Любая задача (стандартная, нестандартная или задача повышенной трудности) может быть преобразована в задачу динамического характера.
Задача. Решите уравнение х 3 – 3х 2 -4х+12=0 (*) Первый этап. Выбранная задача анализируется с точки зрения ее доступности для самостоятельного решения учащимися . Цель введения в рассмотрение системы взаимосвязанных задач натолкнуть учащихся на открытие способов решения.
Второй этап. Учащимся предлагается не сразу приступать к решению, сначала рассмотреть серию подготовительных заданий. Решите уравнения: А) (х-2)(х+2)(х-3)=0; Б) (х-3)(х 2 -4)=0; В) х 2 (х-3)-4(х-3)=0; Г) х (х 2 -4)-3(х 2 -4)=0 Можно детализировать путем наводящих вопросов.
Третий этап. Наводящие вопросы должны учитывать разную степень подготовленности учащихся. Вариант А для менее подготовленных учащихся, которые нуждаются в подробных подсказках. Вариант В для учащихся, предпочитающих получить помощь, оставляющую простор для собственного творчества. Вариант С для учащихся, нуждающихся не в помощи, а в раскрытии перспектив применения тех методов, которые использовались в рассматриваемом задании.
Вариант А Решите уравнение (а), учитывая, что произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю; 1) Сведите уравнение (б) к (а); 2) Сведите уравнение (в) к (а); 3) Сведите уравнение (г) к (а); 4) Сведите уравнение (*), сведя его методом группировки слагаемых к уравнению (а ).
Вариант В Решите уравнение (а); Решите уравнение (б); Можно ли свести уравнения (в) и (г) к уравнению (а) или (б)? Какие из уравнений (а)-(г) эквивалентны уравнению (*)? Каким способом преобразования выражений нужно воспользоваться, чтобы решить уравнение (*)?
Вариант С Найдите связь между уравнениями (а)-(г); Сведите уравнение (*) к уравнению (а) и решите его; Как называется этот способ решения уравнений? Приведите пример уравнения, решаемого этим способом.
Вывод: Формирование на уроках исследовательских умений помогает учащимся подходить к решению задач более сознательно и не бояться незнакомых задачных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач прикладного характера по химии с решением.
Сборник содержит более 60 задач прикладного характера, что поможет развитию деятельностного подхода в обучении химии. Это соответствует новому стандарту образования и помогает развитию УУД при изучени...
Урок решения задач практического характера с компьютерной поддержкой по тема "Определение расстояния до недоступной точки"
Урок решения задач практического характера с компьютерной поддержкой. 7-й класс. Тема: определение расстояния до недоступной...
интегрированный урок по алгебре и информатике "Задачи оптимального характера"
Данный материал содержит презентацию и разработку интегрированного урока по алгебре и информатике 10 класса. Цели урока: - познакомить учащихся с новым типом з...
Занятие элективного курса "Решение задач экономического характера"
Цель этого занятия: способствовать развитию умений применять математические знания при решении практических задач с экономическим содержанием, а также навыков математического модели...
Решение задач прикладного характера, 11 класс
Разработка открытого урока по математике в 11 классе....
Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...
ЕГЭ по математике профильного уровня. Приемы решения экономических задач и задач прикладного характера.
В предлагаемой работе сделана попытка обзора экономических задач этого экзамена. Можно наблюдать использование короткого набора стандартных приемов решения таких задач, а значит у выпускников есть над...