Методическое обеспечение подготовки к ГИА по математике на примере темы "Выражения и их преобразования"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме

Сергиенко Надежда Борисовна

Пособие содежит методические разработки по подготовке к ГИА по математике: проверяемые элементы содержания; требования (умения), проверяемые заданиями; методы преобразования выражений; устные упражнения для отработки умений; задания для отработки умений базового уровня; задания для отрабтки умений повышенного уровня; карточки подсказки и критерии оценки работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение подготовки

к ГИА на примере темы

«Выражения и их преобразования»

Работу выполнили:

Сергиенко Надежда Борисовна, МБОУ «Сотниковская СОШ» Канский район;

Кривова Надежда Петровна, МБОУ «Подсосенская СОШ» Назаровский район;

Федина Татьяна Ильинична, МБОУ «Ровненская СОШ» Балахтинский район;

Триппель Екатерина Александровна, МБОУ «Тасеевская СОШ №1»;

Манакова Лариса Васильевна, МКОУ «Белякинская СОШ» Богучанский р-он;

Крутова Римма Николаевна, МБОУ «Шадринская СОШ» Козульский район

Хренкова Ирина Александровна МБОУ СОШ № 144, г. Красноярск

Головина Галина Ивановна, В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю  г. Канск;

г. Красноярск - 2014

Проверяемые элементы содержания:

Алгебраические выражения

Буквенные выражения (выражения с переменными)

-Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения

-Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения

-Подстановка выражений вместо переменных

- Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений

- Свойства степени с целым показателем

Многочлены

- Многочлен. Сложение, вычитание, умножение многочленов

- Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов

- Разложение многочлена на множители

-Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители

- Степень и корень многочлена с одной переменной

Алгебраическая дробь

- Алгебраическая дробь. Сокращение дробей

-Действия с алгебраическими дробями

- Рациональные выражения и их преобразования

- Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

Требования (умения), проверяемые заданиями

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

 -Находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования

- Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями,

с многочленами и алгебраическими дробями

- Выполнять разложение многочленов на множители

-Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений

-Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования    числовых и буквенных выражений, содержащих квадратные корни

Преобразования и их выражения

Методы:

  • Вынесение общего множителя за скобки
  • Способ группировки
  • Формулы сокращенного умножения
  • Введение новой переменной
  • Выделение квадрата двучлена
  • Разложения трехчлена на множители
  • Умножение одночлена на многочлен
  • Умножение многочлена на многочлен

Устные упражнения для отработки основных умений

1. Найдите значения числовых выражений, объяснив, какой способ разложения на множители использовали:

  • 45·93+45· 7 =
  • 712+2·71·29+292 =
  • 25·59+ 25·41+52·13-52·12 = 
  • 472-372 =
  • 599·601=

2. Найдите ошибку и исправьте ее:

  • 9 -=(9х-а) (9х+а)
  • +8=+ = (х+2у) (-4ху+4x2)
  • 15х2-5х3=5х2(3х-х)=5х2 ·2х

3. Разложите на множители.

5 с - 5у =
14к
2 +6к =
х
2 – 92 =
2-49 =
2- 6х +1=
2+4х+1=

4. Найдите значение выражения:

5. Вычислите:

1,5+2,3=
0,9+3,4=
2,06+4,23=
3,42+1,58=
0,24+4=
9+1,381=
3,16+2,4=
1,8+0,82=
4,8-1,2=
2,5-0,7=
0,37-0,17=
0,94-0,21=
5,68-3,2=
1-0,8=
4-1,5=
2,3-0,04=
2*0,9=
0,4*80=
0,3*0,7=
0,08*0,2=
0,05*1,8=
2,6*0,01=
2,5:5=
0,36:6=
0,8:0,4=
10:0,2=
4,8:0,06=
0,63:0,7
2,9:0,29=
0,034:3,4=


6. Разложите на множители:

2a2+16a5
10a
4-5a3+15a
x(а-b)-5(а-b)
4(m-n)+n(n-m)
12a
3b4-6ab3
y
5-2y4+4y2

7. Решите уравнение:

x2-6x=0                     b2+20x=0

8. Представьте в виде квадрата одночлена заданные выражения:

4x2,  16b4,  49m2,   ,    0,01a4

9. Найдите значение выражения                                                                                                                           1) х2 – 4х + 4       при  х = 12

2) а2 – 6а + 9        при а = 23

10. Известно, что    а – b = 3  Найдите значения выражений:

  1. a2 – 2ab + b2
  2. b2 – 2ab + a2

11. Вычислите:

;                                                                             

                                                                                        

12. Раскройте скобки:

(5-а)(5+а);                          (7х-3у)(7х+3у);              

-3(4а+3b);                          2(a-2b);                                   (8-3y)(-4a)

13. Из данных чисел выберите иррациональные:

 ;    7;    1,5;    π;     ;    -6;    0;  

14. Из данных чисел выберите рациональные:

 ;    -27;    1,5;    π;     ;    6;    0;  

Задания первой части для отработки базового уровня
(при затруднении выполнения заданий используются карточки-подсказки)

Задание

Методы

1

Найдите значение выражения:

Решение:

Найдите значение выражения:

                                 

                                                 

- свойство степени

-вынесение общего множителя

-умножение числа на обыкновенную дробь

-действия с рациональными числами

2

Значение какого из выражений является числом рациональным?

1) ;    2) ;      3) ;         4)

Решение:  1.  - рациональное число

  1. 2. - иррациональное число
  2. 3.  - иррациональное число
  3. 4. - иррациональное число
  4. Ответ:  1

Значения каких выражений являются числами иррациональными?

1);     2) ;     3)  ;         4)

-- формулы сокращенного умножения

- свойства степеней

- понятие рационального (иррационального) числа

3

Упростите выражение (2-с)2-с(с+4), найдите его значение при с=0,5.

Решение: (2-с)2-с(с+4)=22-22с+с2-сс-с4=4-4с+с22-4с=4-8с;

Если с=0,5, то 4-8с=4-80,5=4-4=0

Ответ: 0

Найдите значение выражения при а=0,3

- разложение на множители

- формулы сокращенного умножения

- умножение одночлена на многочлена

-умножение многочлена на многочлен

-приведение подобных с

Задания второй  части для отработки повышенного и высокого уровня
( При решении второй части необходимо использовать критерии оценивания)

Выражения и их преобразования   (задания на 2 балла)

Задание

Методы

1.1

Разложите на множители: 16х2-24ху+9у2-4х+3у

Решение: 16х2-24ху+9у2-4х+3у=(16х2-24ху+9у2)-(4х-3у)=(4х-3у)2-(4х-3у)=(4х-3у)(4х-3у-1)

Разложите на множители:

- группировка

-вынесение общего множителя

-формулы сокращенного умножения

1.2

Разложите на множители: а3-ав-а2в+а2

Решение: а3-ав-а2в+а2=(а32)-(ав+а2в)= а2(а+1)-ав(1+а)=(а+1)( а2-ав)=а(а+1)(а-в)

Разложите на множители: х2у-х2-ху+х3

-группировка;

-вынесение общего множителя за скобки

1.3

Сократите дробь:

Решение:

Сократите дробь:

- разложение на множители

- формулы сокращенного умножения

- вынесение общего множителя

1.4

Упростите выражение:  

Решение:    

Упростите выражение:

                         

- вынесение общего множителя

- свойства степеней

1.5

Упростите выражение:

Решение: 1.  с2+с-6=0

а=1, в=1. с=-6

D=25

с1=2, с2=-3

 с2+с-6=(с-2)(с+3)

2.

=

3.

Упростите выражение:

- действия с алгебраическими дробями;

-разложение трехчлена на множители

1.6

Найдите значение выражения 3х2-2х-1 при

Решение:

Найдите значение выражения:

 

1)           2)  

- формулы сокращенного умножения

- свойства квадратного корня

- умножение одночлена на многочлен

- приведение подобных слагаемых

1.7

Докажите, что:

Решение:

Вывод:

Докажите, что  

- формулы сокращенного умножения

- умножение многочлена на многочлен

- приведение подобных слагаемых

Выражения и их преобразования   (задания на 4 балла)

Задание

Методы

2.1

Разложите на множители: ах2-2ах-bx2+2bx-b+a

Решение: ах2-2ах-bx2+2bx-b+a=(ах2-2ах+a)-(bx2-2bx+b)=a(x2-2x+1)-b(x2-2x+1)= =(x2-2x+1)(a-b)=(a-b)(x-1)2

Разложите на множители:

- группировка

-вынесение общего множителя

-формулы сокращенного умножения

2.2

Разложите на множители:

Решение:

Разложите на множители:

- группировка

-вынесение общего множителя

-формулы сокращенного умножения

2.3

Упростите выражение:

Решение:

1)

2)

Упростите выражение:

1.

2.                                    

- группировка

-вынесение общего множителя

-формулы сокращенного умножения

-приведение к общему знаменателю

2.4

Сократите дробь:

Решение:

=-(а-в)=в-а

Сократите дробь:    

-метод группировки;

-вынесение общего множителя за скобки;

-формулы сокращенного умножения

2.5

Сократите дробь:

Решение:

Сократите дробь:  

- формулы сокращенного умножения

- свойства квадратного корня

Выражения и их преобразования   (задания на 6 балла)

Задание

Методы

3.1

Разложите на множители многочлен: 2а22-ах-а+х

Решение: 2а22-ах-а+х=а2 22-ах-а+х=(а22)+(а2-ах)-(а-х)=(а-х)(а+х)+а(а-х)-(а-х)=(а-х)(а+х+а-1)=(а-х)(2а+х-1)

Разложите на множители многочлен: х2-2у2-ху-х-у

- группировка

-вынесение общего множителя

-формулы сокращенного умножения

3.2

Докажите, что при любых значениях переменной выражение принимает положительное значение: х4+3х2-х+3

Решение:

х4+3х2-х+3= (х4+2х2+1)+(х2-х++2)=(х2+1)2+(х2-2

2+1)2>0;   , следовательно данное выражение принимает положительное значение

Задание: Докажите, что при любых значениях переменной выражение принимает положительное значение: х4+2х2-х+5

- группировка

-вынесение общего множителя

-формулы сокращенного умножения

3.3

Положительные числа a и b связаны соотношением 5a2-2b2=3ab. Найдите значение выражения

Решение: 5a2-2b2=3ab  /:b2

                   ,  обозначим , получим 3t2-5t-2=0

- не удовлетворяет условию (числа положительные), t2=2

, а=2b

- разложение на множители

- формулы сокращенного умножения

- вынесение общего множителя

- введение новой переменной

3.4

Найдите значение выражения при а=0,9

Решение:

При а=0,9  

Найдите значение выражения:  

 

- формулы сокращенного умножения

- свойства квадратного корня

- умножение одночлена на многочлен

- приведение подобных слагаемых

- приведение к общему знаменателю

3.5

Представьте выражение в виде произведения двух многочленов:

Решение: 1) х(х+1)(х+2)(х+3)-15=(х(х+1))( (х+2)(х+3))-15=(х2+3х)( х2+3х+2)-15                 2)Обозначим х2+3х =а        

2+3х)( х2+3х+2)-15= а(а+2)-15=а2+2а-15=(а+5)(а-3)

3) Разложим трехчлен а2+2а-15 на линейные множители

а2+2а-15=0

а1=-5, а2=3

а2+2а-15=(а+5)(а-3)

4) (а+5)(а-3)=( х2+3х+5)( х2+3х-3)

Представьте выражение в виде произведения двух многочленов:

-умножение многочленов

-введение новой переменной

-разложение трехчлена на множители

3.6

При каких значениях х и у выражение                                                             принимает наибольшее значение?

Решение:

6у-4х-х22=- х2-4х-4-у2+6у-9+13=-( х2+4х+4)-( у2-6у+9)+13=-(х+2)2-(у-3)2+13

Выражение принимает наибольшее значение, если (х+2)2  и (у-3)2 принимают наименьшее значения, а это происходит  в тех случаях, когда   х=-2 и у=3. Значит  -(х+2)2-(у-3)2+13=-(-2+2)2-(3-3)2+13=13

Ответ:   выражение         принимает наибольшее значение при х=-2, у=3

При каких значениях х и у выражение                                                             принимает наибольшее значение?

-выделение полного квадрата двучлена

3.7

Между какими соседними целыми числами заключено значение  вывыражения:

Решение:

,5(=0,5(-1+)

Оценим 0,5(-1+) выражение:         ,

Ответ: значение  вывыражения   заключено между 1 и2.

                                         

Между какими соседними целыми числами заключено значение  вывыражения:

-умножение на сопряженное выражение

-формул сокращенного умножения

-свойства корней

-

Приложение 1

  1. Карточки-подсказки

Тема «Обыкновенные дроби»

п/п

Действия с дробями

Проверь себя

1

Умножение на целое число

Пример:

а) ;    б)

2

Умножение на обыкновенную дробь

Пример:

а) ;    б)

3

Возведение  в квадрат:,  b≠0

Пример:

а)  ;    б) ;  Г)

4

Деление обыкновенных дробей:

Пример:

а) ;   б);   в)

г)

5

Сложение и вычитание обыкновенных дробей:

;    

Пример:

а);    б) ;  в)

Приложение 2

Критерии оценивания заданий второй части

  1. Упростите выражение:  

Решение:    

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Правильно выполнены преобразования, получен верный ответ

1

Решение доведено до конца, но допущена ошибка вычислительного

характера или описка, с её учётом дальнейшие шаги выполнены

верно

0

Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям

2

Максимальный балл

  1. Найдите значение выражения 3х2-2х-1 при

Решение:

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

2

Правильно подставлено значение переменной, верно выполнены вычисления, получен верный ответ

1

Решение доведено до конца, но допущена ошибка вычислительного

характера или описка, с её учётом дальнейшие шаги выполнены

верно

0

Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям

2

Максимальный балл


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое обеспечение подготовки к ГИА на примере темы «Выражения и их преобразования»

Слайд 2

Содержание работы Проверяемые элементы содержания; Требования (умения), проверяемые заданиями; Методы выполнения заданий; Устные упражнения для отработки основных умений; Задания первой части для отработки базового уровня; Задания второй части для отработки повышенного и высокого уровня; Карточки-подсказки; Критерии оценивания заданий второй части

Слайд 4

Устные упражнения для отработки основных умений 1. Найдите значения числовых выражений, объяснив, какой способ разложения на множители использовали: 45·93+45 · 7 = 712+2·71·29+292 = 25·59+ 25·41+52·13-52·12 = 472-372 = 599·601= 2. Разложите на множители. 5 с - 5у = 14к 2 +6к = х 2 – 9 2 = 4в 2 -49 = 9х 2 - 6х +1= 4х 2 +4х+1=

Слайд 5

Задания первой части для отработки базового уровня

Слайд 6

Задания второй части для отработки повышенного и высокого уровня

Слайд 7

Карточки-подсказки

Слайд 8

Критерии оценивания заданий второй части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".

Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данный материал подготовлен для отработки вычислительных навыков, н...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА по математике 9 класс, модуль "Алгебра", тема№1 "Числа и выражения. Преобразование выражений".

Для того, чтобы преодолеть нижний порог аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем алгебры. Данные материалы взяты из официальный изданий ФИПИ и МИОО, учебнико...

Методическая разработка «Подготовка к ЕГЭ по математике»(подборка задач №13)

Цикл практических занятий по математике«Решим задачи части «С» ЕГЭ...

Методическая разработка «Подготовка к ЕГЭ по математике»(подборка задач № 16)

Цикл практических занятий по математике«Решим задачи части «С» ЕГЭ...

Разработка методического обеспечения, в рамках подготовки школьников для сдачи тестов ГТО на примере челночного бега

Вариант подготовки школьников к сдаче теста по челночному бегу посредством комплекса круговой тренировки. Средства для станции подобраны для тренировки учащихся применительно к челночному бегу....

Программно-методическое обеспечение подготовки спортсмена-единобрца (на примере дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по всестилевому каратэ)

Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое ...