Пропорция
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Тема: Пропорция
УМК: Математика 6
Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Издательство «Мнемозина», 2009г.
Тип урока: Урок формирования знаний
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.)
•дидактическая:познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции;
научить чтению пропорции и составлению пропорций из отношений;
познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать память, логическое мышление;
•воспитательная:воспитывать уважение к труду, работе в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_proportsiya.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Луков Кордон
Пропорция
План конспект урока
учителя математики высшей категории
Александровогайского района,
Саратовской области
Бисеналиевой В. К.
2014г
Учебный план – __5 часов в неделю
Класс: 6
Тема: Пропорция
УМК: Математика 6
Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Издательство «Мнемозина», 2009г.
Тип урока: Урок формирования знаний
( Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.)
•дидактическая: познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции;
научить чтению пропорции и составлению пропорций из отношений;
познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать память, логическое мышление;
•воспитательная: воспитывать уважение к труду, работе в коллективе.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, презентация урока, презентации учеников, таблицы настенные.
Ход урока
Этапы урока и их содержание | Время (мин) | Деятельность | |
учителя | учащегося | ||
I. Организационный этап | 2 | Приветствие, проверка готовности классной комнаты к уроку, отметка отсутствующих | Приветствие. Подготовка к уроку. |
II. Постановка цели | 5 |
(в приложении) Итак мы сегодня познакомимся с понятиями –Пропорция, члены пропорции, верные и неверные пропорции. | Выполняют устные упражнения Один ученик заполняет таблицу, заранее приготовленную на доске. ( Приложение №1) |
III.Проверка домашнего задания | 5 | 1.Учитель
| 1)Взаимопроверка домашнего задания по слайду; 2) Отвечают на вопросы учителя. |
IV. Введение знаний - Выполнение упражнений. Физкультминутка | 23 |
1 Фронтальный опрос: Что такое отношение? - Как можно записать отношение? - На какие вопросы отвечает отношение? - Как можно записать отношение двух чисел? - Чем можно заменить знак делания? - Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия? - Они помогут нам при изучении новой темы. 2)Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений. 4: 0,5= 5 : 10 = = 8 : 1 = 2,5 : 5 = 2)Сгруппируйте отношения по определенному признаку и составьте соответствующие равенства. - По какому признаку вы сгруппировали данные отношения? - Их значения равны. - Полученные равенства называются пропорцией. Подумайте и дайте определение пропорции. Кто готов выйти к доске и составить определение пропорции? (приложение 3) 3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Пропорция – равенство двух отношений. 4) Посмотрим на толкование слова пропорция в словаре русского языка Ожегова С.И. “Пропорция - определенное соотношение частей между собой, соразмерность. В математике – равенство двух отношений”. 2. ЧЛЕНЫ ПРОПОРЦИИ 1) Числа, составляющие пропорцию называются членами пропорции. 2) Пропорцию можно записать с помощью букв: а : в = с : d или = 3) .Числа а и d называют крайними членами, а числа в и с - средними членами. 4)Эти записи читают: « Отношение а к в равно отношению с к d» или « а относится к в, как с относится к d». Прочитайте пропорцию: 1) 18 : 6 = 24 : 8; 2) 30 : 5 = 42 : 7; 3) 36 : 9 = 50 : 10. 3.ВЕРНЫЕ и НЕВЕРНЫЕ ПРОПОРЦИИ 1)Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, вычисляют числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию. Если эти отношения равны, то пропорция составлена верно; если не равны, то пропорция составлена не верно. 2)Примеры: 1) Пропорция 40 : 8 = 65 : 13 составлена верно, так как 40 : 8 = 5 и 65 : 13 = 5. 3) Пропорция 2,7 : 9 = 2 : 5 составлена не верно, так как 2,7 : 9 = 0,3, а 2 : 5 = 0,4. 4) Первичное закрепление знаний №760(а) ; (б) 4. ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ 1)Какие члены пропорции называются крайними и средними членами? Заполните таблицу. 2)Какой вывод можно сделать?. (В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних) 3).Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями? Найдите пропорции. 7 + 11 = 36 : 2; 72 : 9 = 16 : 2; = 20 : 4; 5 • 40 = 100 • 2 = Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних? (нет). Значит, это пропорция…? (неправильная). Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. 4)№762 (а;б) 5.Обобщение и систематизация. Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 4, 5, 12, 15. Сколько верных пропорций можно составить? 1 : 3 = 5 : 15 3 : 1 = 15 : 5 1 : 5 = 3 : 15 5 : 1 = 15 : 3 Поменяйте местами средние члены пропорции 20:16=5:4 Верна ли новая пропорция? 6.Контроль и самопроверка знаний Самостоятельная работа Дифференцированная - Вариант I ( для слабых учащихся) Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6. Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи. Запишите средние члены пропорции: 1,5 : 2 = 4,5 : 6 Запишите крайние члены пропорции: 2/1,9 = 3/2,8 Верна ли пропорция 1,5 : 2 = 4,5 : 6 Верна ли пропорция 2/1,9 = 3/2,8 Верно ли высказывание: Корень уравнения 20/5 = х/0,5 число 2 Вариант II ( Для более сильных учащихся) №1. Составьте, если можно, пропорции из следующих отношений: а) 20:4 и 60:12; б) 6,3:0,9 и 2,8:0,4 №2. Составьте, если можно, пропорции из четырёх данных чисел: а)100; 80; 4; 5; б) 5; 10; 9; 4,5; №3. Проверьте двумя способами, верно ли равенство: 2,5:0,4=3,5:0,56; №4. Из следующих равенств составьте пропорцию: а) 40*30=20*60; б) 18*8=9*16; | 1) Отвечают на вопросы учителя. Записывают отношения в тетрадь и вычисляют значения выражений В процессе выполнения задания выводят определение Пропорции Определение несколько раз проговаривается Читают пропорцию Устанавливают какие пропорции верные, и какие неверные. а) весь класс с учеником у доски (б) самостоятельно один ученик на доске Работа с Таблицами Делают вывод- Основное свойство пропорции. Устанавливают какие пропорции верные, и какие неверные. №762 (а;б) весь класс; в;г индивидуально Составляют пропорции. Одновременно сильный ученик самостоятельно решает №764 Упражнения для снятия напряжения -плечевого пояса; -глаз. СЛАЙД №12. Взаимопроверка |
V. Домашнее задание (заранее написано на обратной стороне доски) | 3 | Даётся информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Выучить : 1. Определение пропорции; 2.Основное свойство пропорции. Решить: №760(в); №762(д;е) №765; №776. | Записывают домашнее задание в дневниках |
VI. Подведение итогов урока | 1 | Подведение итогов урока. Что вы узнали сегодня на уроке? (что такое пропорция, из чего состоит пропорция, пропорции бывают верными и неверными, основное свойство пропорции, …) Чему вы научились сегодня на уроке? (определять крайние и средние члены пропорции, выяснять является пропорция верной или неверной, …) Какие еще вопросы можно задать по итогам урока? - Сколько верных пропорций можно составить из данной верной пропорции? - Как можно определить является пропорция верной или неверной? Оценивание работы учащихся на уроке. | Отвечают на вопросы |
VII Просмотр и оценивание презентации учеников | 5 | Ученики принимают акивтивное участие в оценивании | |
VIII Рефлексия Если ответ «да» Если ответ « не очень» Если ответ «нет» | 1 |
| Ученики рисуют смайлики в тетради. Некоторые дают пояснения своим ответам |
Использованные ресурсы
1.Математика 6.
2.Поурочные планы по учебнику В.Я. Виленкина, В.И. Жохова.
- Авторы составители Л.А.Тапилина, Т.Л. Афанасьева.
- Дидактические материалы по математике для 6 класса.
- Авторы А.С. Чесноков, К.И. Нешков.
- История математики в школе
Автор: Г.И. Глейзер
- http://festival.1september.ru/articles/511984/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Пропорция. Решение задач с помощью пропорции"...
План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: - ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...
Тема урока: «Пропорции. Основное свойство пропорции»
Тема урока:«Пропорции. Основное свойство пропорции»...
Пропорция. Преобразование пропорции.
Это урок усвоение новых знаний. Цель познакомить учеников с понятиями: пропорция, ее крайние и средние члены; сформулировать основное свойство пропорции; показать, что пропорции могут быть...
Пропорция. Основное свойство пропорции. 6 класс
План-конспект интегрированного урокаПредмет: математика, технологияКласс: 6Тема: «Пропорция. Основное свойство пропорции»Учебно-методическое обеспечение: «Математика» учебник для 6 класса общеоб...
Пропорция.Решение задач с помощью пропорций.
проверка умений и навыков учащихся по теме «Пропорция», формирование навыков решения задач с помощью пропорции. развитие интереса к математике, воспитание любви к Родине, формирование основ выб...
Пропорции.Решение задач с помощью пропорций.
урок - путешествие...