Квадрат суммы и квадрат разности
план-конспект урока (алгебра, 7 класс) по теме
конспект урока 7 класс по теме "Квадрат суммы и квадрат разности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadrat_summy_i_kvadrat_raznosti.docx | 404.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по алгебре в 7 классе.
Тема: «Квадрат суммы и разности двух выражений»
Учитель математики МОУ СОШ №8 с.Русского
Музаева Елизавета Лаврентьевна
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!» (слайд)
Цель: формирование знаний о правилах возведения в квадрат суммы и разности двух чисел и умений применять их в простейших случаях.
Задачи:
- Образовательные: научить возводить сумму и разность двух чисел в квадрат; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
- Развивающие: способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитывающие: содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, любознательности, умению общаться, развитию общей культуры.
Ход урока:
I. Организационный момент
Представьте себе, что сегодня наш класс – научно – исследовательский институт. А вы, ученики - сотрудники этого института и занимаетесь проблемами математики. Девизом нашего сегодняшнего рабочего дня будет лозунг: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий» давайте начнем трудовой день служебной пятиминуткой.
II. Устные упражнения:
- Найдите квадраты выражений: с; -4; 3m; 5х2у3.
- Найдите произведение 3х и 6у? Чему равно удвоенное произведение этих выражении?
3) А теперь мы с вами примем участие в работе лаборатории теоретиков В ней много правил, по которым мы работаем.
У каждого из вас есть карточка – домино. Карточка содержит слова «Старт» и «Финиш» Он задает стартовый вопрос. Он же даст и финишный ответ. Каждый из вас должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, вы должны задать свой вопрос и.т.д.
«Математическое домино»
- «Финиш»
Ответ: Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и результаты сложить.
«Старт»
Вопрос: Что называют многочленом?
- Ответ: Сумму одночленов.
Вопрос: Что называют одночленом?
- ответ: Произведение чисел, переменных и их степеней.
Вопрос: Какие слагаемые называются подобными?
- Ответ: Слагаемые с одинаковой буквенной частью.
Вопрос: Как привести подобные слагаемые?
5. Ответ: сложить их числовые коэффициенты, а результат умножить на общую буквенную часть.
- Ответ: Найти сумму показателей степеней всех входящих в него переменных.
Вопрос: как умножить одночлен на многочлен?
- Ответ: Одночлен умножить на каждый член многочлена, а результат сложить.
Вопрос: Как перемножить одночлены?
- Ответ: Перемножить числовые коэффициенты, затем перемножить степени с одинаковыми основаниями и результаты перемножить.
Вопрос: Как умножить степени с одинаковыми основаниями?
- Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней сложить.
Вопрос: Как определить степень многочлена?
- Ответ: Надо определить наибольшую из степеней входящих в него одночленов.
Вопрос: как умножить многочлен на многочлен?
III. Математический диктант:
Запишите в виде выражения:
- сумму х и у:
- удвоенное произведение а и b;
- утроенное произведение с и d;
- квадрат суммы а и b;
- квадрат разности х и у;
- произведение b и квадрата а;
- произведение куба а и удвоенного b;
Обмен тетрадями: проверяем и оцениваем товарища (слайд )
IV. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен» Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Сегодня мы с вами в роли исследователей «откроем» две из этих формул. Выполните, пожалуйста, задание, перемножив пары двучленов. Результаты запишите в стандартном виде. (слайд)
(х+у)(х+у) (m+n)(m+n) (c – d)(с – d)
(7+с)(7+с) (n+6)(n+6) (9 – а)(9 – а)
Есть ли что то общее в условиях и ответах предложенных упражнений? Можно ли выражения в левом столбце записать короче? (слайд)
Постарайтесь теперь сформулировать - что получается в результате умножения?
(а+b)2 = a2+2ab+b2
А теперь подумайте: изменится ли результат, если мы будем возводить в квадрат не (а + b), а двучлен (а - b)? Как изменится выражение a2+2ab+b2? Как проверить наши предположения? Давайте воспользуемся уже имеющейся у нас таблицей, только в левом и среднем столбцах поменяем знаки «+» на знаки «-»Итак, мы получили ещё одну формулу сокращённого умножения. Это формула квадрата разности двух выражений. Запишем её:
(a - b)2=a2 - 2ab + b2
Сформулируйте мне её словесно.
V. Историческая справка:
Некоторые правила сокращённого умножения были известны ещё около 4 тыс. лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а2», а «квадрат на отрезке а», не «а∙b», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и b». Например, тождество (а + b)2 = а2 + 2аb + b2 во второй книге «Начал» Евклида (3 в до н.э.) формулировалось так: «Если прямая линия (имеется в виду отрезок), как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольников, заключённым между отрезками».
Доказательство опиралось на геометрическое соображение.
Некоторые термины подобного геометрического изложения алгебры сохранились до сих пор. Так, мы называем вторую степень числа – квадратом, а третью степень – кубом числа.
А теперь давайте и мы с помощью рисунка объясним геометрический смысл формулы (а + b)2 = а2 + 2аb + b2.
VI. Тренировочные упражнения:
№799, 803
VII. Закрепление изученного: Тест (выбрать правильный ответ)
Вариант 1.
1.Представьте в виде многочлена (3х – 4у)2 .
1) 3х2 -24ху + 4у2; 3) 9х2 -12ху + 16у2;
2) 9х2 -24ху + 16у2; 4) 9х2 + 12ху + 16у2.
2.Представьте в виде квадрата двучлена:
64х2 – 48ху + 9у2.
1) (8х + 3у)2 ; 3) (3х + 8у)2.
2) (3х – 8у)2 ; 4) (8х – 3у)2 ;
3.Упростите выражение:
8а - (2а – 5)2.
1) -4а2 -12а - 25; 3) 4а2 -28а + 25;
2) -4а2 +28а – 25. 4) -4а2 -2а + 25;
Вариант 2.
1.Представьте в виде многочлена (4х – 5у)2 .
1) 16х2 -40ху + 25у2; 3) 16х2 + 20ху + 25у2.
2) 4х2 -20ху + 5у2; 4) 16х2 -20ху + 25у2
2.Представьте в виде квадрата двучлена:
49х2 – 70ху + 25у2.
1) (7х + 5у)2 ; 3) (7х – 5у)2 ;
2) (5х – 7у)2 ; 4) (5х + 7у)2.
3.Упростите выражение:
6а - (4а – 3)2.
1) -16а2 +30а – 9; 3) 8а2 -12а + 6;
2) 8а2 + 18а - 9; 4) 16а2 -30а + 9.
VIII. Итог урока
Проводится с помощью кубика - экзаменатора, на каждой грани которого записан квадрат суммы или разности двух выражений. Вызванный к доске ученик подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы. Записывает это на доске вместе с многочленом, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена
Задания для кубика – экзаменатора:
- (2x+3)2
- (5y-4x)2
- (9-y)2
- (0,1m+5n)2
- (0,3x-0,5a)2
- (10+8k)2
IX. Задание на дом
Изучить п.32, выполнить № 800, 804. По желанию №805.
X. Окончание урока:
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто возил камни? (жёлтые жетоны)
- Кто добросовестно работал? (синие жетоны)
- Кто строил храм? (красные жетоны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула "квадрат суммы и квадрат разности"
Презентация к проблемному уроку.Учащиеся сами выводят формулы .В презентации используется анимация при выводе формул,классификации.К слайдам есть комментарии...
Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.
Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....
Конспект урока «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.
Предлагаю к использованию конспект урока с указываемыми УУД на каждом этапе .Акцентируется внимание на учебно-познавательной компетенции на уроке алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умнож...
Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».
Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...
Квадрат суммы и квадрат разности
В разработку входит конспект урока и презентация по теме "Квадрат суммы и квадрат разности"...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по теме “Квадрат суммы и квадрат разности”
Тип урока: урок изучения нового материала Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения” Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности” Класс 7 ...
Квадрат суммы и квадрат разности
Квадрат суммы и квадрат разностиЗнание только тогда знание,когда оно приобретается усилиямисвоей мысли, а не памятью.Л.Н.ТолстойЦели: воспитание усидчивости, умение взаимодействовать в группе, самосто...