статья "Учебник как помощник мотивации учения и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
статья
В формировании мотивации учения и активной мыслительной деятельности учащихся на уроках математики не последнюю роль играет учебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_uchebnik_kak_pomoshchnik.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»
На тему:
Учебник как помощник мотивации учения и
развития мыслительной деятельности учащихся
на уроках математики.
Выполнила: учитель
математики Кожина И.В.
2011 - 2012 учеб. год
В формировании мотивации учения и активной мыслительной деятельности учащихся на уроках математики не последнюю роль играет учебник. Наиболее интересны учебно-методические комплекты для V-Viii классов. В настоящее время существует уже несколько комплектов, созданных разными авторскими коллективами. Это комплекты состоящие из четырех книг: учебника, дидактического материала, рабочей тетради и методических указаний для учителя. Основой каждого комплекта является учебник:
«Математика 5» и «Математика 6» - учебники под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.
«Математика 7. Алгебра. Анализ данных» - учебник под редакцией Г.В. Дорофеева.
«Математика 8. Алгебра. Функции. Анализ данных» - учебник под редакцией
Г.В. Дорофеева
«Математика 9. Алгебра. Функции. Анализ данных» - учебник под редакцией
Г.В. Дорофеева.
Именно учебник определяет не только содержание, но и педагогические идеи преподавания.
Мотивация учения и развитие мыслительной деятельности учащихся складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом факторов: из различных целей учебной работы, эмоций, интересов и т. д. так, для успешного обучения бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить перед собой учебные цели. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия.
Школьников надо учить прежде всего принятию и пониманию цели, которая поставлена учителем. Но для ребят не менее важно самостоятельно ставить перед собой учебную цель, определять, достижима она или нет, соотносить поставленную цель со своими возможностями и заменять нереальные цели реальными. Важно также уметь проверять и уточнять поставленные перед собой цели, определять последовательность их достижения. Все эти умения очень различны, без каждого их них трудно обойтись, и все вместе они составляют один из основных способов проявления мотивации и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Рассмотрим, как учебник влияет на воспитание у ученика умения воспринять цель, которую ставит перед ним учитель. Чтобы учитель и ученик стремились к единой цели, они прежде всего должны стать друзьями. А это невозможно, если ученик вообще не хочет учиться. Учащегося нужно перевести от отрицательного или безразличного отношения к осознанному и ответственному учению. Живой и эмоциональный язык всех книг комплекта понятен ученикам, вызывает их на диалог как с учителем, так и друг с другом. Авторы анализируют с учителями и ошибки взрослых, и промахи их сверстников. Все это снимает напряжение, дает возможность ученикам без страха высказать свое мнение в кругу друзей.
В качестве примеров, рассмотрим некоторые упражнения из данных учебников.
Задача 1. (Математика 5)
Однажды экскурсанты спросили у сторожа музея, сколько лет динозавру, скелет которого стоял в музее. Тот ответил: «Один миллион тридцать четыре года». «Откуда Вы так точно знаете его возраст?» - изумились экскурсанты. «Но это же очень просто! – ответил сторож. Когда я 34 года назад пришел работать в музей, мне сказали, что этому динозавру миллион лет…» правильно ли рассуждал сторож?
Задача 2. . (Математика 5, Математика 6)
Запишите цифрами 1, 3, 6, 5, два четырех значных числа, которые:
а) делятся на 2,
б) делятся на 5.
Можно ли записать этими же цифрами число, которое делится на 3? На 9?
Проверьте, правильно ли выполнено вычитание:
_ 2,72 _ 2,72 _ 3,40 _ 3,40
1, 3 1,3 0,24 0,24
1,69 1,42 3,24 3,16
Если неправильно, то объясните, в чем ошибка.
Ученик выполнил вычитание в столбик и записал ответ, забыв поставить запятую. Исправьте его ошибку. Объясните, как вы рассуждали.
а) 28,01 – 9,55 = 1846
б) 510,666 – 343,36 = 167306
Задача 3. (Алгебра 9)
Ученик начальной школы решил в течении декабря, экономия на завтраках, копить деньги к Новому году. Действовать он решил следующим образом: 1 декабря положить в копилку 1 копейку, 2 декабря – 2 копейки, з декабря 4 копейки и т.д., ежедневно удваивая вкладываемую сумму.
Сможет ли он выполнить свое намерение? Сколько рублей ему пришлось бы положить в копилку 31 декабря?
Задача 4. (Алгебра 9)
Трехтомную энциклопедию и десятитомное собрание сочинений хотят разместить на книжной полке длиной 80 см. возможно ли это, если толщина тома энциклопедии а см., а толщина тома в собрании сочинений в см, причем а и в находятся в границах:
6,5 < а < 7,4 ; 2,9 < в < 4,3?
Задача 5. (Алгебра 7)
Посчитайте частоту появления букв «к» и «у» в тексте предыдущего задания. Объясните, почему буква «е» расположена ближе к центру клавиатуры для введения символов в компьютер, чем буквы «к» и «у».
Сотрудничество учителя и ученика может проходить не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение. В данных учебниках предлагаются образцы рассуждений при решении задач, образцы записей решений, рекомендации для ученика. Вот некоторые из них:
Задача 6. (Алгебра 9)
Не вычисляя значения суммы, сравните:
а) 0,7541 + 0,521 и 1
б) 298 + 275 + 361 и 1000
в) 0,204 + 0,205 + 0,215 + 0,218 + 0,209 и 1
Образец: сравним 2,48 + 2,37 + 2,45 + 2,5 и 10.
2,48 + 2,37 + 2,45 + 2,5 < 2,5 + 2,5 + 2,5 + 2,5 = 10. значит данная сумма меньше 10.
Задача 7. (Алгебра 9)
Постройте график функции: у = 2х2 – 4х + 5.
Воспользуйтесь следующим планом:
- найдите координаты вершины параболы,
- отметьте вершину в координатной плоскости и проведите ось симметрии параболы,
- определите направление ветвей,
- вычислите координаты нескольких точек параболы и отметьте их в координатной плоскости,
- проведите параболу.
Задача 8 . (Алгебра 7)
Составьте уравнение по условию задачи, опираясь на приведенный ниже план.
На одной овощной базе хранится 500т картофеля, а на другой – 700 т картофеля. Ежедневно с первой базы отправляют в овощные магазины 20 ц картофеля, а с другой – 30 ц картофеля. Через сколько дней картофеля на овощных базах останется поровну?
- выразите данные величины в одних и тех же единицах.
- обозначьте искомое количество дней буквой х.
- запишите выражения, показывающие:
а) сколько картофеля отправлено с первой овощной базы за х дней,
б) сколько картофеля отправлено со второй овощной базы за х дней,
в) сколько картофеля осталось на первой базе за х дней,
г) сколько картофеля осталось на второй базе за х дней,
- запишите уравнение.
Таких разъяснений в книге достаточно. Кроме того, их легко найти в рабочей тетради комплекта. Для каждого класса. В дидактических материалах есть специальные «Обучающие работы». Большинство обучающих работ содержат опорные сведения, в которых приводятся образцы решения основных задач, формулировки правил, разъяснения некоторых терминов и др.
Занимательности изложения удается достичь во многом благодаря тому, что авторы опираются на жизненный опыт учащихся, на их желание найти выход из любой ситуации. Рассмотрим примеры:
Задача 9 . (Математика 5)
Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было 3 дома, их взяли старшие три брата. А меньшим выделили деньги. Каждый из старших заплатил по 800 руб меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собою, и тогда у всех братьев стало поровну. Много ли стоили дома?
Задача 10. (Математика 6)
В каждой паре равенств одно неверное. Найдите его,не выполняя вычислений.
а) 85,75 : 0,7 = 12,25 и 85,75 : 0,7 = 122,5
б) 33,6 : 1,5 = 22,4 и 33,6 : 1,5 = 224
Задача 11 (Алгебра 7)
Для развития выносливости в беге на 1 км спортсмен на тренировке выполняет бег с нарастанием скорости. Например, дистанцию 3 * 300 м он пробегает так: первые 300 м – за 47 с, вторые – за 45 с, третьи – за 40 с. Какую скорость ( в км/ч) развивает спортсмен на каждом из участков дистанции? (ответы округлите до целых).
Задача 12 (Алгебра 7)
Газетный лист 5 раз перегнули пополам. Чему будет равна толщина «сложения», если толщина газетного листа 0,1 мм? Запишите ответ, используя степень числа 2, и вычислите значение получившегося выражения. Какова будет толщина «сложения» при десятикратном его повторении? А при пятнадцатикратном?
Совершенствование учебно – познавательных мотивов школьника происходит во время поиска и обсуждения разных способов решения задачи.ситуации спора, дискуссии возбуждают все виды познавательных мотивов, вызывают положительные эмоции. Учащиеся восхищаются «взрослыми» формами работы, новыми взаимоотношениями с учителем. А эти переживания создают атмосферу непринужденности, активизируют познавательные процессы,стимулируют появление у школьников самостоятельных целей.
Рассмотрим несколько примеров задач, которые могут послужить поводом для дискуссии.
Задача 13(Алгебра 7)
Как можно устно умножить какое-нибудь число на 1,5? Запишите соответствующее правило с помощью букв.
Запишите с помощью букв и скобок несколько разных способов вычисления произведения четырех чисел. Ответ дайте в виде цепочки равенств.
Докажите разными способами, что:
а) а5 - в5 =(а – в)(а4 + а3в + а2в2 + ав3 + в4),
б) а5 +в5 =(а +в)(а4 -а3в + а2в2 -ав3 + в4),
Для воспитания мотивации и развития мыслительной деятельности учащихся важно, чтобы у учеников формировалась способность к объективной оценке действительности и адекватной самооценке.
В данном комплекте в учебнике каждого класса имеются задания для самопроверки, в которых представлены обязательные результаты обучения по данной главе. Ученику известно, какие упражнения он должен решать на базовом уровне, он может проверить себя, оценить свои возможности. В дидактических материалах имеется дополнительный набор упражнений, организованный в виде самостоятельных работ, содержащих задания разного уровня сложности.
В учебниках данного комплекта изложение материала ведется так, чтобы у учеников сложилось представление о математике как части общечеловеческой культуры, развивались умения применять математику в реальной жизни . рассмотрим ряд примеров.
Задача 14(Алгебра 9)
Какая из следующих ситуаций возможна, а какая невозможна:
а) один класс за 4 альбома по 10 руб и 12 шариковых ручек заплатил 100 руб, а другой за один такой же альбом и 15 таких же шариковых ручек заплатил больше 100 руб.
б) один покупатель за 3 кг мандаринов по 15 руб за килограмм и 2 кг яблок заплатил больше 60 руб, а другой – за 4 кг таких же мандаринов и 1 кг яблок заплатил меньше 70 руб.
Задача 15(Алгебра 9)
В январе в городе произошло 60 автомобильных аварий. Благодаря мерам, предпринимаемым дорожными службами, в каждый следующий месяц число аварий становилось на 4 меньше.
а) постройте столбчатую диаграмму, иллюстрирующую количество аварий с января по май,
б) запишите формулу для вычисления количества аварий через п месяцев,
в) какое число аварий можно ожидать в декабре, если тенденция сохранится?
Задача 15 (Математика 5)
а) В четверг в первом классе должно быть три урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день?
б) Аппаратура телефонной сети, обслуживающей 300 000 абонентов, рассчитана на 6 цифр в номере. Хватит ли этой сети для обслуживания еще 700 000 абонентов?
Развитие творческой личности является основной целью работы каждого учителя современной школы. А достижение этой цели возможно только тогда, когда труд учителя и ученика становится увлекательным и радостным, живым и целесообразным. Осуществить это можно при решении проблемы мотивации и развития творческих способностей на уроках математики.
МОУ «Тутончанская общеобразовательная школа»
Учебник
как помощник мотивации учения
и развития мыслительной деятельности учащихся
на уроках математики.
Выполнила учитель: Кожина И.В.
П. Тутончаны
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....
Развитие мыслительных способностей на уроках географии с помощью проблемного обучения
Изменившееся качество жизни требует от выпускника решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;более полно принимает себя и свои чувства;станови...
Развитие мыслительной деятельности на уроках математики
Доклад, в котором рассматриваются формы и методы развития мыслительной деятельности на разных этапах урока....
Статья "Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Из опыта работы...
Развитие мыслительных операций на уроках английского языка
В статье рассматриваются способы развития мыслительных операций на уроках английского языка....
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
Презентация разделена в 4 архива так как содержит много рисунков и анимационные эффекты.Презентация подготовлена для выступлении на МО учителей в школе по теме: "Активизация мыслительной деятельности ...
Развитие мыслительной деятельности на уроках математики
Применяя на уроках разнообразные и необычные формы заданий, учитель может оказывать влияние на развитие логического мышления на уроках математики....