статья "Учебник как помощник мотивации учения и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
статья
В формировании мотивации учения и активной мыслительной деятельности учащихся на уроках математики не последнюю роль играет учебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_uchebnik_kak_pomoshchnik.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»
На тему:
Учебник как помощник мотивации учения и
развития мыслительной деятельности учащихся
на уроках математики.
Выполнила: учитель
математики Кожина И.В.
2011 - 2012 учеб. год
В формировании мотивации учения и активной мыслительной деятельности учащихся на уроках математики не последнюю роль играет учебник. Наиболее интересны учебно-методические комплекты для V-Viii классов. В настоящее время существует уже несколько комплектов, созданных разными авторскими коллективами. Это комплекты состоящие из четырех книг: учебника, дидактического материала, рабочей тетради и методических указаний для учителя. Основой каждого комплекта является учебник:
«Математика 5» и «Математика 6» - учебники под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.
«Математика 7. Алгебра. Анализ данных» - учебник под редакцией Г.В. Дорофеева.
«Математика 8. Алгебра. Функции. Анализ данных» - учебник под редакцией
Г.В. Дорофеева
«Математика 9. Алгебра. Функции. Анализ данных» - учебник под редакцией
Г.В. Дорофеева.
Именно учебник определяет не только содержание, но и педагогические идеи преподавания.
Мотивация учения и развитие мыслительной деятельности учащихся складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом факторов: из различных целей учебной работы, эмоций, интересов и т. д. так, для успешного обучения бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить перед собой учебные цели. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия.
Школьников надо учить прежде всего принятию и пониманию цели, которая поставлена учителем. Но для ребят не менее важно самостоятельно ставить перед собой учебную цель, определять, достижима она или нет, соотносить поставленную цель со своими возможностями и заменять нереальные цели реальными. Важно также уметь проверять и уточнять поставленные перед собой цели, определять последовательность их достижения. Все эти умения очень различны, без каждого их них трудно обойтись, и все вместе они составляют один из основных способов проявления мотивации и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Рассмотрим, как учебник влияет на воспитание у ученика умения воспринять цель, которую ставит перед ним учитель. Чтобы учитель и ученик стремились к единой цели, они прежде всего должны стать друзьями. А это невозможно, если ученик вообще не хочет учиться. Учащегося нужно перевести от отрицательного или безразличного отношения к осознанному и ответственному учению. Живой и эмоциональный язык всех книг комплекта понятен ученикам, вызывает их на диалог как с учителем, так и друг с другом. Авторы анализируют с учителями и ошибки взрослых, и промахи их сверстников. Все это снимает напряжение, дает возможность ученикам без страха высказать свое мнение в кругу друзей.
В качестве примеров, рассмотрим некоторые упражнения из данных учебников.
Задача 1. (Математика 5)
Однажды экскурсанты спросили у сторожа музея, сколько лет динозавру, скелет которого стоял в музее. Тот ответил: «Один миллион тридцать четыре года». «Откуда Вы так точно знаете его возраст?» - изумились экскурсанты. «Но это же очень просто! – ответил сторож. Когда я 34 года назад пришел работать в музей, мне сказали, что этому динозавру миллион лет…» правильно ли рассуждал сторож?
Задача 2. . (Математика 5, Математика 6)
Запишите цифрами 1, 3, 6, 5, два четырех значных числа, которые:
а) делятся на 2,
б) делятся на 5.
Можно ли записать этими же цифрами число, которое делится на 3? На 9?
Проверьте, правильно ли выполнено вычитание:
_ 2,72 _ 2,72 _ 3,40 _ 3,40
1, 3 1,3 0,24 0,24
1,69 1,42 3,24 3,16
Если неправильно, то объясните, в чем ошибка.
Ученик выполнил вычитание в столбик и записал ответ, забыв поставить запятую. Исправьте его ошибку. Объясните, как вы рассуждали.
а) 28,01 – 9,55 = 1846
б) 510,666 – 343,36 = 167306
Задача 3. (Алгебра 9)
Ученик начальной школы решил в течении декабря, экономия на завтраках, копить деньги к Новому году. Действовать он решил следующим образом: 1 декабря положить в копилку 1 копейку, 2 декабря – 2 копейки, з декабря 4 копейки и т.д., ежедневно удваивая вкладываемую сумму.
Сможет ли он выполнить свое намерение? Сколько рублей ему пришлось бы положить в копилку 31 декабря?
Задача 4. (Алгебра 9)
Трехтомную энциклопедию и десятитомное собрание сочинений хотят разместить на книжной полке длиной 80 см. возможно ли это, если толщина тома энциклопедии а см., а толщина тома в собрании сочинений в см, причем а и в находятся в границах:
6,5 < а < 7,4 ; 2,9 < в < 4,3?
Задача 5. (Алгебра 7)
Посчитайте частоту появления букв «к» и «у» в тексте предыдущего задания. Объясните, почему буква «е» расположена ближе к центру клавиатуры для введения символов в компьютер, чем буквы «к» и «у».
Сотрудничество учителя и ученика может проходить не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение. В данных учебниках предлагаются образцы рассуждений при решении задач, образцы записей решений, рекомендации для ученика. Вот некоторые из них:
Задача 6. (Алгебра 9)
Не вычисляя значения суммы, сравните:
а) 0,7541 + 0,521 и 1
б) 298 + 275 + 361 и 1000
в) 0,204 + 0,205 + 0,215 + 0,218 + 0,209 и 1
Образец: сравним 2,48 + 2,37 + 2,45 + 2,5 и 10.
2,48 + 2,37 + 2,45 + 2,5 < 2,5 + 2,5 + 2,5 + 2,5 = 10. значит данная сумма меньше 10.
Задача 7. (Алгебра 9)
Постройте график функции: у = 2х2 – 4х + 5.
Воспользуйтесь следующим планом:
- найдите координаты вершины параболы,
- отметьте вершину в координатной плоскости и проведите ось симметрии параболы,
- определите направление ветвей,
- вычислите координаты нескольких точек параболы и отметьте их в координатной плоскости,
- проведите параболу.
Задача 8 . (Алгебра 7)
Составьте уравнение по условию задачи, опираясь на приведенный ниже план.
На одной овощной базе хранится 500т картофеля, а на другой – 700 т картофеля. Ежедневно с первой базы отправляют в овощные магазины 20 ц картофеля, а с другой – 30 ц картофеля. Через сколько дней картофеля на овощных базах останется поровну?
- выразите данные величины в одних и тех же единицах.
- обозначьте искомое количество дней буквой х.
- запишите выражения, показывающие:
а) сколько картофеля отправлено с первой овощной базы за х дней,
б) сколько картофеля отправлено со второй овощной базы за х дней,
в) сколько картофеля осталось на первой базе за х дней,
г) сколько картофеля осталось на второй базе за х дней,
- запишите уравнение.
Таких разъяснений в книге достаточно. Кроме того, их легко найти в рабочей тетради комплекта. Для каждого класса. В дидактических материалах есть специальные «Обучающие работы». Большинство обучающих работ содержат опорные сведения, в которых приводятся образцы решения основных задач, формулировки правил, разъяснения некоторых терминов и др.
Занимательности изложения удается достичь во многом благодаря тому, что авторы опираются на жизненный опыт учащихся, на их желание найти выход из любой ситуации. Рассмотрим примеры:
Задача 9 . (Математика 5)
Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было 3 дома, их взяли старшие три брата. А меньшим выделили деньги. Каждый из старших заплатил по 800 руб меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собою, и тогда у всех братьев стало поровну. Много ли стоили дома?
Задача 10. (Математика 6)
В каждой паре равенств одно неверное. Найдите его,не выполняя вычислений.
а) 85,75 : 0,7 = 12,25 и 85,75 : 0,7 = 122,5
б) 33,6 : 1,5 = 22,4 и 33,6 : 1,5 = 224
Задача 11 (Алгебра 7)
Для развития выносливости в беге на 1 км спортсмен на тренировке выполняет бег с нарастанием скорости. Например, дистанцию 3 * 300 м он пробегает так: первые 300 м – за 47 с, вторые – за 45 с, третьи – за 40 с. Какую скорость ( в км/ч) развивает спортсмен на каждом из участков дистанции? (ответы округлите до целых).
Задача 12 (Алгебра 7)
Газетный лист 5 раз перегнули пополам. Чему будет равна толщина «сложения», если толщина газетного листа 0,1 мм? Запишите ответ, используя степень числа 2, и вычислите значение получившегося выражения. Какова будет толщина «сложения» при десятикратном его повторении? А при пятнадцатикратном?
Совершенствование учебно – познавательных мотивов школьника происходит во время поиска и обсуждения разных способов решения задачи.ситуации спора, дискуссии возбуждают все виды познавательных мотивов, вызывают положительные эмоции. Учащиеся восхищаются «взрослыми» формами работы, новыми взаимоотношениями с учителем. А эти переживания создают атмосферу непринужденности, активизируют познавательные процессы,стимулируют появление у школьников самостоятельных целей.
Рассмотрим несколько примеров задач, которые могут послужить поводом для дискуссии.
Задача 13(Алгебра 7)
Как можно устно умножить какое-нибудь число на 1,5? Запишите соответствующее правило с помощью букв.
Запишите с помощью букв и скобок несколько разных способов вычисления произведения четырех чисел. Ответ дайте в виде цепочки равенств.
Докажите разными способами, что:
а) а5 - в5 =(а – в)(а4 + а3в + а2в2 + ав3 + в4),
б) а5 +в5 =(а +в)(а4 -а3в + а2в2 -ав3 + в4),
Для воспитания мотивации и развития мыслительной деятельности учащихся важно, чтобы у учеников формировалась способность к объективной оценке действительности и адекватной самооценке.
В данном комплекте в учебнике каждого класса имеются задания для самопроверки, в которых представлены обязательные результаты обучения по данной главе. Ученику известно, какие упражнения он должен решать на базовом уровне, он может проверить себя, оценить свои возможности. В дидактических материалах имеется дополнительный набор упражнений, организованный в виде самостоятельных работ, содержащих задания разного уровня сложности.
В учебниках данного комплекта изложение материала ведется так, чтобы у учеников сложилось представление о математике как части общечеловеческой культуры, развивались умения применять математику в реальной жизни . рассмотрим ряд примеров.
Задача 14(Алгебра 9)
Какая из следующих ситуаций возможна, а какая невозможна:
а) один класс за 4 альбома по 10 руб и 12 шариковых ручек заплатил 100 руб, а другой за один такой же альбом и 15 таких же шариковых ручек заплатил больше 100 руб.
б) один покупатель за 3 кг мандаринов по 15 руб за килограмм и 2 кг яблок заплатил больше 60 руб, а другой – за 4 кг таких же мандаринов и 1 кг яблок заплатил меньше 70 руб.
Задача 15(Алгебра 9)
В январе в городе произошло 60 автомобильных аварий. Благодаря мерам, предпринимаемым дорожными службами, в каждый следующий месяц число аварий становилось на 4 меньше.
а) постройте столбчатую диаграмму, иллюстрирующую количество аварий с января по май,
б) запишите формулу для вычисления количества аварий через п месяцев,
в) какое число аварий можно ожидать в декабре, если тенденция сохранится?
Задача 15 (Математика 5)
а) В четверг в первом классе должно быть три урока: русский язык, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день?
б) Аппаратура телефонной сети, обслуживающей 300 000 абонентов, рассчитана на 6 цифр в номере. Хватит ли этой сети для обслуживания еще 700 000 абонентов?
Развитие творческой личности является основной целью работы каждого учителя современной школы. А достижение этой цели возможно только тогда, когда труд учителя и ученика становится увлекательным и радостным, живым и целесообразным. Осуществить это можно при решении проблемы мотивации и развития творческих способностей на уроках математики.
МОУ «Тутончанская общеобразовательная школа»
Учебник
как помощник мотивации учения
и развития мыслительной деятельности учащихся
на уроках математики.
Выполнила учитель: Кожина И.В.
П. Тутончаны
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительных способностей на уроках географии с помощью проблемного обучения
Изменившееся качество жизни требует от выпускника решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;более полно принимает себя и свои чувства;станови...
Развитие мыслительной деятельности на уроках математики
Доклад, в котором рассматриваются формы и методы развития мыслительной деятельности на разных этапах урока....
Развитие мыслительных операций на уроках английского языка
В статье рассматриваются способы развития мыслительных операций на уроках английского языка....
Развитие мыслительных операций на уроках биологии
Развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы...
"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)
Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышл...
Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.
Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Развитие мыслительной деятельности на уроках математики
Применяя на уроках разнообразные и необычные формы заданий, учитель может оказывать влияние на развитие логического мышления на уроках математики....