Рабочая программа по математике 7 класс
рабочая программа (алгебра, 7 класс) по теме
Алгебра под ред А.Г.Мордкович
Геометрия по ред.Л.С.Атанасяна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_7_klass_2013-2014.doc | 332 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- авторского тематического планирования учебного материала,
- базисного учебного плана 2004 года.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно-емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представление о месте и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели обучения математике:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в основной школе следует обращать внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданий конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно- следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации;
- создание условия для плодотворного участия в работе в группе, самостоятельной и мотивированной организации своей деятельности, использования приобретенных знаний и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, с использованием при необходимости справочников и вычислительных устройств.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира ученика, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
В процессе обучения у школьников должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе будет осуществляться воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа по предмету «Математика» является модульной, состоящей из рабочей программы по модулю «Алгебра» и по модулю «Геометрия».
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:
I вариант. 5 часов в неделю алгебры в I четверть, 3 часа в неделю во II-IV четверти, итого 123 часа; 2 часа в неделю геометрии во II-IV четверти, итого 52 часа.
II вариант: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часов алгебры и 68 часов геометрии.
Тематическое и примерное поурочное планирование представлены в материалах для второго варианта и сделаны в соответствии с учебником «Алгебра», Мордкович А.Г., М.:Мнемозина, 2010.
В тематическом и поурочном планировании курсивом выделены темы, которые рассматриваются на уроке, но не выносятся на контроль.
Общая характеристика учебного предмета Модуль "Алгебра".
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Основное содержание.
Математический язык. Математическая модель (13 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (11ч)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + bу + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + bу + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = bх и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (6 ч)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (8 ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (18 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2 (9 ч)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = -х2, ее свойства и график. Графическое решение уравнений.
Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у =f(х). Функциональная символика.
Обобщающее повторение (9 ч)
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
- решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- строить графики изученных функций;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- интерпретации графиков зависимостей между величинами.
Тематическое планирование учебного материала.
Тематическое планирование составлено к УМК А.Г. Мордковича «Алгебра», 7 класс, М. «Мнемозина», 2007 года на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в книге А. Г. Мордковича «Алгебра 7–9 классы «Методическое пособие для учителя», М., Мнемозина 2004 г.
Структура планирования учебного материала Модуль "Алгебра"
№п\п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Математический язык. Математическая модель. | 12 ч. | 1 | |
Линейная функция. | 13 ч. | 1 | |
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | 11 ч. | 1 | |
Степень с натуральным показателем и её свойства. | 9ч. | ||
Одночлены. Арифметические операции над одночленами. | 8 ч. | 1 | |
Многочлены. Арифметические операции над многочленами. | 14 ч. | 1 | |
Разложение многочленов на множители. | 19 ч. | 1 | |
Функция y=x2. | 5 ч. | 1 | |
Повторение | 3 | 1 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике (модуль «алгебра») 7 класс
№ урока | Содержание учебного материала | параграф | Повторение |
1-1 | Числовые выражения | §1 | Действия с рациональными числами |
2-2 | Алгебраические выражения | §1 | |
3-3 | Допустимые значения переменных в выражениях. | §1 | |
4-4 | Допустимые значения переменных в выражениях. | ||
5-5 | Что такое математический язык | §2 | |
6-6 | Язык математики. | §2 | |
7-7 | Что такое математическая модель | §3 | Числовые и буквенные выражения |
8-8 | Математическая модель задачи | §3 | |
9-9 | Уравнение и его корни | §4 | |
10-10 | Линейное уравнение с одной переменной | §4 | Подобные слагаемые |
11-11 | Решение задач с помощью уравнений | §4 | |
12-12 | Урок-практикум по решению задач темы «Математический язык. Математическая модель» | §1-4 | |
13-13 | Контрольная работа №1 по теме «Математический язык. Математическая модель» | ||
1-14 | Координатная прямая | §5 | |
2-15 | Координатная плоскость | §6 | Перпендикулярные прямые |
3-16 | Линейное уравнение с двумя переменными | §7 | |
4-17 | График линейного уравнения с двумя переменными | §7 | |
5-18 | Уравнение с двумя переменными. | §7 | |
6-19 | Линейная функция и ее график | §8 | Математическая модель |
7-20 | График линейной функции | §8 | |
8-21 | Линейная функция и ее график. | §8 | |
9-22 | Прямая пропорциональность. Линейная функция у=kx | §9 | Координатная плоскость |
10-23 | Прямая пропорциональность. Линейная функция у=kx | §9 | |
11-24 | Взаимное расположение графиков линейных функций | §10 | |
12-25 | Построение графиков более сложных функций | §10 | |
13-26 | Заключительный урок по теме «Линейная функция и ее график» | §6-10 | |
14-27 | Контрольная работа №2 | §6-10 | |
1-28 | Основные понятия темы «Системы двух линейных уравнений» | §11 | |
2-29 | Метод подстановки | §12 | Линейное уравнение и его корни |
3-30 | Использование метода подстановки для решения систем уравнений | §12 | |
4-31 | Метод подстановки. | §12 | |
5-32 | Метод алгебраического сложения | §13 | Действия с рациональными числами |
6-33 | Использование метода алгебраического сложения для решения систем уравнений | §13 | |
7-34 | Метод алгебраического сложения. | §13 | |
8-35 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | §14 | Методы решения систем уравнений. Математическая модель |
9-36 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | §14 | |
10-37 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | §14 | |
11-38 | Заключительный урок по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» | §11-14 | |
12-39 | Контрольная работа №3 | ||
1-40 | Определение степени с натуральным показателем | §15 | Умножение чисел |
2-41 | Таблица основных степеней | §16 | Действия с рациональными числами |
3-42 | Свойства степени с натуральным показателем | §17 | |
4-43 | Основные свойства степени. | §17 | |
5-44 | Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями | §18 | |
6-45 | Возведение в степень произведения и частного | §18 | |
7-46 | Степень с нулевым показателем | §19 | |
8-47 | Заключительный урок по теме «Степень с натуральным показателем» | §15-19 | |
9-48 | Зачёт по теме: «Степень с натуральным показателем» | ||
1-49 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | §20 | Свойства степени с натуральным показателем |
2-50 | Одночлен и его стандартный вид | §20 | |
3-51 | Сложение и вычитание одночленов | §21 | |
4-52 | Сумма и разность одночленов | §21 | |
5-53 | Умножение одночленов | §22 | |
6-54 | Возведение одночлена в натуральную степень | §22 | |
7-55 | Деление одночлена на одночлен | §23 | |
8-56 | Одночлены. Арифметические операции над одночленами | §23 | |
9-57 | Контрольная работа №4 | ||
1-58 | Основные понятия темы «Многочлены» | §24 | Подобные слагаемые |
2-59 | Сложение и вычитание многочленов | §25 | |
3-60 | Сумма и разность многочленов. | §25 | Стандартный вид одночлена |
4-61 | Умножение многочлена на одночлен | §26 | |
5-62 | Произведение многочлена и одночлена | §26 | |
6-63 | Умножение многочлена на многочлен | §27 | |
7-64 | Произведение многочленов | §27 | |
8-65 | Умножение многочленов. | §27 | |
9-66 | Формулы квадрата суммы и разности | §28, п1 | Действия с одночленами |
10-67 | Квадрат суммы и квадрат разности | §28, п1 | |
11-68 | Разность квадратов | §28, п2 | |
12-69 | Разность кубов и сумма кубов. | §28, п3 | |
13-70 | Деление многочлена на одночлен | §29 | |
14-71 | Действия с многочленами | §24-29 | |
15-72 | Контрольная работа №5 | ||
1-73 | Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно | §30 | |
2-74 | Вынесение общего множителя за скобки | §31 | Деление многочлена на одночлен |
3-75 | Способ вынесения общего множителя. | §31 | |
4-76 | Способ группировки | §32 | |
5-77 | Группировка членов при разложении | §32 | |
6-78 | Применение способа группировки к решению уравнений. | §32 | Уравнение и его корни. Формулы сокращенного умножения |
7-79 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33 | |
8-80 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33 | |
9-81 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33 | |
10-82 | Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения | §33 | |
11-83 | Разложение многочленов на множители. | §33 | |
12-84 | Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов | §34 | |
13-85 | Разложение многочленов на множители разными способами | §34 | |
14-86 | Разложение многочленов на множители разными способами. | §34 | |
15-87 | Алгебраическая дробь. Сокращение дроби | §35 | |
16-88 | Сокращение алгебраических дробей | §35 | |
17-89 | Сокращение алгебраических дробей. | §35 | |
18-90 | Тождества | §36 | |
19-91 | Заключительный урок по теме «Разложение многочлена на множители» | §30-36 | |
20-92 | Контрольная работа №6 | ||
1-93 | Функция у=х2 и ее график | §37 | |
2-94 | Квадратичная функция у=х2 | §37 | |
3-95 | Графическое решение уравнений | §38 | |
4-96 | Графическое решение уравнений | §38 | |
5-97 | Что означает в математике запись у=f(x) | §39 | |
6-98 | Контрольная работа № 7 | ||
1-99 | Повторение | ||
2-100 | Повторение | ||
3-101 | Повторение | ||
4-102 | Итоговая контрольная работа за курс 7-го класса |
Контроль уровня обученности
Контроль ЗУН включает систему работы на часть урока, на целый урок; тематические зачёты, тесты и контрольные работы.
Контрольные работы проводятся по тексту А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская Алгебра 7 класс. Контрольные работы - М.Мнемозина 2009г;
Самостоятельные работы: Л.А.Александрова Алгебра 7 - М.Мнемозина 2009
Контрольные и самостоятельные работы содержат несколько заданий. Первые два или три задания обязательного уровня (на оценку «3»), два или три повышенного уровня (на оценку «4» и «5»).
Общая характеристика учебного предмета Модуль "Геометрия".
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание программы:
I. Начальные геометрические сведения. (10 ч.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
II.Треугольники. (17 ч.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
III. Параллельные прямые. (13 ч.)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (18 ч.)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.
V. Повторение. Решение задач. (10 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
- Знать, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.
- Объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;
- Какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
- Измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;
- Что такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;
- Какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
- Объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников;
- Определения перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;
- Формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;
- Определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;
- Определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
- Аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;
- Доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;
- Доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
- Доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;
- Какой отрезок называется наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.
Структура планирования учебного материала Модуль "Геометрия"
№п\п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Начальные геометрические сведения. | 10 ч. | 1 | |
Треугольники. | 17 ч. | 1 | |
Параллельные прямые. | 13 ч. | 1 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 18 ч. | 2 | |
Повторение. Решение задач. | 10 ч. | ||
Итого | 68 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Геометрия» в 7 классе
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
Четверть | Номер урока | Дата проведения | Содержание | Параграф | Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты) |
Начальные геометрические сведения. (10 ч.) | |||||
1. | Прямая, точка, отрезок. | §1. | С.р. | ||
2. | Луч и угол. | §2. | |||
3. | Сравнение отрезков и углов. | §3. | С.р. | ||
4. | Измерение отрезков. Длина отрезка | §4 п.7. | |||
5. | Измерение отрезков. Единицы измерения. Измерительные инструменты | §4 п.8 | С.р. | ||
6. | Измерение углов. | §5. | С.р. | ||
7. | Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы, их свойства. | §6 п.11. | |||
8. | Перпендикулярные прямые. | §6 п.12,13 | С.р. | ||
9. | Решение задач. | Глава I | |||
10. | Контрольная работа № 1. | ||||
Треугольники. 17 ч. | |||||
11. | Треугольник. | §1 п.14 | |||
12. | Первый признак равенства треугольников. | §1 п.15 | |||
13. | Первый признак равенства треугольников. Решение задач. | §1 | С.р. | ||
14. | Перпендикуляр к прямой. | §2 п.16. | |||
15. | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. | §2 п.17 | |||
16. | Равнобедренный треугольник и его свойства. | §2 п.18 | С.р. | ||
II. | 17. | Второй признак равенства треугольников. | §3 п.19 | ||
18. | Третий признак равенства треугольников. | §3 п.20 | |||
19. | Второй и третий признаки равенства треугольников. Решение задач. | §3 п.19-20 | |||
20. | Второй и третий признаки равенства треугольников. Решение задач. | §3 п.19-20 | С.р. | ||
21. | Задачи на построение. Окружность. | §4 п.21 | |||
22. | Построение циркулем и линейкой. Построение угла, равному данному | §4 п.22,23 | |||
23. | Построение циркулем и линейкой. Построение биссектрисы угла. | §4 п.23 | С.р. | ||
24. | Построение циркулем и линейкой. Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка. | §4 п.23 | |||
25. | Решение задач. | Глава II | С.р. | ||
26. | Решение задач. | Глава II | |||
27. | Контрольная работа № 2. | ||||
II. | Параллельные прямые. 13 ч. | ||||
28. | Параллельные прямые | §1 п.24 | |||
29. | Признаки параллельности двух прямых. | §1 п.25 | |||
30. | Параллельные прямые. Практические способы построения параллельных прямых. | §1 п.26 | |||
31. | Параллельные прямые. Решение задач. | §1 | С.р. | ||
32. | Аксиома параллельных прямых. | §2 п.27-28 | |||
33. | Свойства параллельных прямых. | §2 п.29 | |||
III. | 34. | Свойства параллельных прямых. | §2 п.29 | С.р. | |
35. | Свойства параллельных прямых. Решение задач. | §2 п.29 | |||
36. | Свойства параллельных прямых. Решение задач. | §2 п.29 | С.р. | ||
37. | Решение задач. | Глава III | |||
38. | Решение задач. | Глава III | |||
39. | Решение задач. | Глава III | |||
40. | Контрольная работа № 3. | ||||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18 ч. | |||||
41. | Сумма углов треугольника. | §1 п.30 | |||
42. | Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. | §1 п.31 | С.р. | ||
43. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | §2 п.32 | |||
44. | Неравенство треугольника. | §2 п.33 | |||
45. | Решение задач. | §1, §2 | С.р. | ||
46. | Контрольная работа № 4. | ||||
47. | Свойства прямоугольных треугольников. | §3 п.34 | |||
48. | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | §3 п.35 | |||
49. | Прямоугольные треугольники. Решение задач. | §3 п.34-35 | |||
50. | Угловой отражатель. | §3 п.36 | С.р. | ||
51. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | §4 п.37 | |||
52. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | §4 п.37 | |||
IV. | 53. | Построение треугольника по трём элементам. | §4 п.38 | ||
54. | Построение треугольника по трём элементам. | §4 п.38 | С.р. | ||
55. | Решение задач. | §4 | |||
56. | Решение задач. | §4 | |||
57. | Решение задач. | §4 | |||
58. | Контрольная работа № 4. | ||||
IV. | Повторение. Решение задач. 10 ч. | ||||
59. | Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые. | Глава I | |||
60. | |||||
61. | Треугольники: признаки равенства равнобедренных треугольников, равнобедренные треугольники, сумма углов треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника, прямоугольные треугольники. | Глава II | |||
62. | |||||
63. | |||||
64. | |||||
65. | Параллельные прямые. | Глава III | |||
66. | |||||
67. | Задачи на построение: основные построения, построение треугольников по трём элементам. | Глава IV | |||
68. |
Контроль уровня обученности.
Контроль ЗУН включает систему работы на часть урока, на целый урок; тематические зачёты, тесты и контрольные работы.
Контрольные работы проводятся по тексту
Самостоятельные работы: Ершова А.П., Голобородько В.В. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Геометрия 7-9.М.Илекса,2008
Литература для учителя
- А. Г. Мордкович Алгебра . 7 класс. Учебник - М.: Мнемозина 2009 г.;
- А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра . 7 класс. Задачник – М: Мнемозина 2009 г.;
- А. Г. Мордкович Алгебра 7-9 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2004 г.;
- Л.А.Александрова Алгебра 7 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2009 г.;
- Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2009 г.
- А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская Алгебра 7-9. Тесты. М.Мнемозина 2009г.
- Е.Е.тульчинская Алгебра 7 класс. Блиц опрос. М.Мнемозина 2009г.
- Геометрия. Задачи на готовых чертежах для VII-IX классов. / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 234 с.
- Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М.: Просвещение, 2008.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003. – 56 с.
- Устьев Г.М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. М., 1997.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Устные упражнения по геометрии 7-11.М.Просвещение, 2003
- Гусев В.А. Сборник задач по геометрии 5-9.М.Оникс 21 век. Мир и образование,2005
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Геометрия 7-9.М.Илекса,2008
- Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
- Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.
- Л.С. Атанасян. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 7 класс.
- Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс.
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия 7. Самостоятельные и контрольные работы.
- Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах.
Литература для учащихся
- А. Г. Мордкович Алгебра . 7 класс. Учебник - М.: Мнемозина 2009 г.;
- А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра . 7 класс. Задачник – М: Мнемозина 2009 г.;
- Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
- Семенов Е.Е. За страницами учебника геометрии: Пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений, М., 1999.
- Л.С. Атанасян. Геометрия 7 – 9. Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...