Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка (алгебра) по теме


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики.

«Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»

Сократ.

Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность образовательных учреждений обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба  для здоровья обучающихся.

Главная отличительная особенность здоровьесберегающаей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. 

Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если :

а) В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно :

  1. Строгая дозировка учебной нагрузки;
  2. Построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
  3. Соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  4. Благоприятный эмоциональный настрой.

Снятие эмоционального напряжения.


Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

      У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный   настрой  учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создавать  обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления  учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость.

В известной степени неудовлетворённость собой является врождённой категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворённость, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности.

 Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда

 На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске : задания устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке.

 Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение.

Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо прибрести, какой объём работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планирую работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.

По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решений. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при проведении урока есть возможность окинуть ещё раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дают работы в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат ,но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

 В норме должно быть  4 – 7 смен видов деятельности на уроке.

            (Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ,

            ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

          Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала ( подчеркнуть, обвести, записать более крупно другим цветом)

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

 

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями  и провели первичное закрепление материала.

 Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает  вперед; задание : если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если не правильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Очень  важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение.  После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить , что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Многие ребята легко отвлекаются.  С целью концентрации внимания устный счет в 5 – 6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5 – 6 примеров) ребята открывают глаза сверяют ответы.

 Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.

В 10 – 11 классе полезно предлагать учащимся предоставлять стереометрические модели, мысленно проворачивая их, рассматривая со всех сторон.

Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

 Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения :

  1. Вертикальные движения вверх – вниз;
  2. Горизонтально вправо – влево;
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
  4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
  5. На доске до начала урока начертить какую либо кривую ( спираль, окружности, ломанную);

 предлагается глазами « нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном , а затем в другом направлении.

  Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время,                                поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм.   Нужно стараться     так промассировать ушные раковины, чтобы уши « горели».   Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

  1. Потягивание за мочки сверху вниз;
  2. Потягивание ушной раковины вверх;
  3. Потягивание ушной раковины к наружи;
  4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня , на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы чтобы окончательно «разбудить « детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день.

При массаже активизируется кровообращение в  кончиках пальчиков что предотвращает застой крови не только в руках но и во всем теле так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

        Массаж проводится в следующей последовательности:

  1. Точка на лбу между бровями («третий глаз»);
  2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
  3. Точка посередине верхнего края подбородка;
  4. Парные точки в височных ямках;
  5. Три точки на затылке в углублениях;
  6. Парные точки в области козелка уха.

        Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

        В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

        Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать ,что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

Темп окончания урока.  Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть  воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок.

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.). Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

-         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

-         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...