Урок одной задачи. Решение уравнений 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Конспект урока по теме "Решение уравнений" в 8 классе с расширенным изучением математики
Тема: « Решение уравнений»
Цели:
- показать обучающимся различные способы решения одной и той же задачи
- способствовать формированию у обучающихся нахождения своего пути решения задачи, а не решать по отработанному шаблону, что даёт каждому ученику возможность самовыражения; способствует пониманию себя и других
- предоставить обучающемуся возможность правильно ориентироваться в ситуации выбора
К уроку прилогаются две презентации:
- Квадратные уравнения история
- Методы решения уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 120.5 КБ |
Приложение 1 | 936 КБ |
Приложение 2 | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок одной задачи
( урок в 8ом классе с расширенным изучением математики, урок рассчитан на 2 академических часа)
Тема: « Решение уравнений»
Цели:
- показать обучающимся различные способы решения одной и той же задачи
- способствовать формированию у обучающихся нахождения своего пути решения задачи,
а не решать по отработанному шаблону, что даёт каждому ученику возможность самовыражения; способствует пониманию себя и других
- предоставить обучающемуся возможность правильно ориентироваться в ситуации выбора
Оформление урока:
Над доской плакат
« Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С. Коваль;
слева на доске закрытый квадрат;
справа – Методы:
1.разложение на множители способом группировки
2. выделение полного квадрата
3. разложение на множители, используя теорему Безу
4.сведение уравнения к квадратам в левой и правой части
5. графический метод
- другие методы
Организационный момент.
Разминка:
(игра – запомни квадрат, упражнение на развитие зрительной памяти)
Открыть квадрат, находящийся на доске слева.
У | И | Р |
В | Е | Н |
А | Н | Е |
За 15 секунд обучающимся предлагается запомнить буквы и их расположение в клетках квадрата, затем квадрат убирается, а ученики должны восстановить в тетради такой же квадрат.
После анализа результатов запоминания обучающимся предлагается расшифровать слово, записанное в клетках квадрата. Это слово «Уравнение». В этот момент можно указать учащимся на плакат
« Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С. Коваль;
и ещё раз обратить внимание учащихся, что тема этого урока « Решение уравнений».
Историческая справка: презентация (приложение1)
(домашнее задание одного из учеников)
« Простые уравнения люди научились решать более трёх тысяч лет назад в древнем Египте и Вавилоне. Они могли решать не только линейные уравнения, но и некоторые виды полных и неполных квадратных уравнений, сводя их решение к геометрическим построениям. И только 400 лет назад были выведены общие формулы решения квадратных уравнений.
Квадратными уравнениями занимались Декарт, Виет, Ньютон. Оказывается, что приёмы решения квадратных уравнений без обращения к геометрии даёт нам учёный, живший ещё
в III веке.»
Устный опрос: ( на экране таблица)
А | х2 + 25 = 0 |
Д | х2 = 5 |
И | 7х2 + 14х = 0 |
Н | 3х2 -7х + 8=0 |
О | х2 + 6х + 9 = 0 |
Т | 5х2 = 0 |
Ф | х2 – 25 = 0 |
Е | 5х2 – 7х + 3 = 0 |
Обучающимся предлагается расшифровать имя учёного, о котором шла речь в исторической справке.
Д |
И |
О |
Ф |
А |
Н |
Т |
1. Какое уравнение решается излечением квадратного корня? ( Д)
2. Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки? ( И )
3. Какое уравнение можно решить, применив формулу квадрата суммы двух выражений? ( О )
4. Какое уравнение решается, используя формулу разности квадратов? (Ф )
5. Какое уравнение не имеет решений ( А )
6. Какое уравнение можно упростить, разделив обе части на 3? (Н )
7. Какое уравнение имеет корень = 0? ( Т )
Работа учеников у доски и в тетрадях.
Учитель: « Наш урок сегодня будет посвящён одному уравнению. Мы с вами ещё не знакомы с общими формулами решения квадратных уравнений, поэтому попробуем решить уравнение
3х2 + 2х – 1 = 0, применяя уже изученные нами методы решения»
(конкретным учащимся заранее в виде домашней работы, были выданы карточки с этим уравнением и указанным способом его решения)
Приложение 2 (презентации учащихся)
Первый способ: Разложение на множители способом группировки.
один из учеников, решавших дома это уравнение таким образом, демонстрирует решение, используя проектор.
3х2 + 2х – 1 = 0
3х2 + 3х –х -1 = 0
(3х2 + 3х) – ( х + 1) = 0
3х ( х + 1) – ( х + 1) = 0
( х + 1)( 3х – 1) = 0
х + 1 = 0 3х + 1 = 0
х = -1 3х = 1
х =
Ответ: -1; .
Второй способ: Метод выделения полного квадрата.
другой ученик.
3х2 + 2х – 1 = 0
х2 + = 0
( х2 + 2* ) - - = 0 +
( х + )2 - = 0
( х + - ) ( х + + ) = 0
( х - ) ( х + 1) =0
х - = 0 х +1 = 0
х = х = -1
Ответ: -1; .
Третий способ: Метод разложения на множители, используя теорему Безу.
3х2 + 2х – 1 = 0
( х + 1)( 3х – 1) = 0
х +1 = 0 3х + 1 = 0
х = -1 3х = 1
х =
Ответ: -1; .
Четвёртый способ: Метод сведения уравнения к квадратам левой и правой части.
3х2 + 2х – 1 = 0
3х2 = - 2х + 1
3х2 +х2 = х2 - 2х + 1 = 0
4х2 = х2 - 2х + 1
(2 х)2 = ( х + 1)2
=
=
2х0; х0
х -1 0; х1
Для решения уравнения, содержащего модуль, рассмотрим следующие случаи:
а) х < 0
-2х = - ( х -1)
-2х = - х +1
-х = -1
х = 1 корень уравнения, т. к. 1 принадлежит
б) 0 х < 1
2х = - ( х -1)
2х = - х +1
3х = 1
х = корень уравнения, т. к. принадлежит
в) х1
2х = ( х -1)
2х - х = - 1
х = -1 не корень уравнения, т. к. - 1 не принадлежит
Ответ: -1; .
Пятый:
Графический способ
3х2 + 2х – 1 = 0
х2 + = 0
х2 = -
В одной координатной плоскости построим графики функций: у = х2 и у = -
у = х2 - парабола, вершина которой (0;0). у = - прямая
х | -12 | -1 | 0 | 1 | 2 |
у | 4 | 1 | 0 | 1 | 2 |
х | 0 | 3 | |||
у |
Ответ: -1; .
Самостоятельная работа
Работа в группах: обучающимся предложено решить уравнение 5х2 - 6х + 1 = 0, применяя различные методы решения. На доске записаны номера групп и представители каждой группы с помощью ярлыков указывают метод, каким было решено уравнение.
I II III IV
Подведение итогов урока:
Проверка самостоятельной работы и анализ результатов работы каждой группы. Оценки за выступления у доски и работу в группах..
Домашнее задание:
Решить различными способами уравнение 2х2 - 9х + 10 = 0.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Необходимость решения уравнений второй степени, в том числе и квадратных, в древности была вызвана потребностью решать проблемы связанные с разделением земли, нахождением ее площади, земельными работами военного характера, а также с развитием таких наук, как математика и астрономия . история квадратных уравнений
Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. В одном из математических папирусов содержится задача: «Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12, а – длины равны ширине». «Длина поля равна 4», – указано в папирусе. история квадратных уравнений
Простые уравнения люди научились решать более трёх тысяч лет назад в древнем Египте и Вавилоне. Они могли решать не только линейные уравнения, но и некоторые виды полных и неполных квадратных уравнений, сводя их решение к геометрическим построениям. история квадратных уравнений
Аль – Хорезми — арабский учёный, который в 825 г. написал книгу «Книга о восстановлении и противопоставлении». Это был первый в мире учебник алгебры. Он также дал шесть видов квадратных уравнений и для каждого из шести уравнений в словесной форме сформулировал особое правило его решения.
Правило решения квадратных уравнений дал индийский учёный Брахмагупта( VII век). Бхаскара получал отрицательные корни уравнений, хотя и сомневался в их значимости. Ему так же принадлежит один из самых ранних проектов вечного двигателя.
И только 400 лет назад были выведены общие формулы решения квадратных уравнений. Квадратными уравнениями занимались Декарт, Виет, Ньютон. Оказывается, что приёмы решения квадратных уравнений без обращения к геометрии даёт нам учёный, живший ещё в III веке. история квадратных уравнений
Литература: В. К. Смышляев “ О математике и математиках ” Г. И. Глейзер “ История математики в школе 7 – 8 классы ”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.
Обучение всех детей по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...
Интегрированный урок "Урок одной задачи, не лишенной здравого смысла, с использованием двух подходов к ее решению" (геометрия и информатика, 8 класс)
Материал содержит разработку урока и презентацию.Два взгляда на одну проблему, два взгляда с разных сторон, но объединенные одной идеей. Великая мудрость и искусство. Решение задачи в компьютерном и г...
Урок одной задачи.Методы решения квадратного уравнения.
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи.Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения ...
Методика урока одной задачи при подготовке к решению заданий с параметрами в ГИА и ЕГЭ
В статье предлагается использование "методики урока одной задачи" при организации итогового повторения темы "Решение уравнений с модулем и параметром". Автор проводит подобные занятия с 7 класса, данн...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....