Урок по математике 5 класс "Треугольники. Виды треугольников"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок по математике в формате ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 34.81 КБ |
Презентация | 1015.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Карелина Рамзия Масумовна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 456
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока математики
Класс-5
УМК Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.И. Шевкин. — 11-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2012.
Профиль – общеобразовательный (5 часов в неделю)
Тема урока – Треугольники. Виды треугольников
Тип урока – урок закрепление знаний, полученных в начальной школе, изучения нового материала
Педагогическая технология – технология проблемного обучения.
Цель: научить выделять признаки различных видов треугольников; научить объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков; научить вести исследование с опорой на алгоритм действий; научить анализировать полученные данные и делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к изучаемому предмету.
Задачи:
Образовательные:
- Усвоение и закрепление знаний по теме «Треугольники, виды треугольников;
- Систематизация знаний и умений, полученных на предыдущих уроках;
- Уметь формулировать ответы, используя математический язык;
Развивающие:
- Содействовать развитию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися;
- Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы;
- Формировать логическое мышление,
- Развивать познавательную активность , интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи;
- Воспитывать интерес к учебной деятельности;
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер, слайдовая презентация с учебным материалом, научным материалом и вопросами для развивающего мышления.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент | Приветствие. Раздача тетрадей. Проверка готовности учащихся к уроку. | Записывают дату проведения урока в тетрадях | |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальная проверка, задания, вызвавшие затруднения, разбираются на доске. | Устное комментирование | |
3. Актуализация знаний | Начнем наш урок словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». Сегодня мы отправляемся в путь изучения нового материала, где нам встретятся знания, которые пригодятся нам в жизни. Стихотворение – загадка (приложение 1) | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. В процессе отгадывания геометрических фигур строят и записывают обозначение фигур. Дают определения точки,отрезка, окружности, радиуса, хорды, диаметра, угла, называют виды углов, градусные меры углов, определение смежных, вертикальных углов, развернутого угла. | Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию при решении заданий. Познавательные УУД: структурирование знаний |
4. Сообщение новой темы | Учитель сообщает тему урока, цели урока : вспомнить , какие бывают треугольники, где они встречаются в жизни, научиться строить треугольники, используя циркуль и линейку без шкалы. | Записывают тему урока в тетрадях. | Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли, слушать и слышать других. |
5. Открытие новых знаний (слайдовая презентация) | Строит произвольный треугольник, вводит обозначение треугольника, дает определение, формулу для вычисления периметра треугольника. На доске высвечиваются слайдовая презентация ( см. диск) Дается классификация треугольников по углам. -По какому признаку мы выделили с вами группу треугольников? -Какие виды треугольников входят в эту группу? Предлагает найти в конструкторах остроугольные треугольники и доказать, что они таковыми являются. - постройте в тетрадях прямоугольные треугольник. Найдите его площадь -Какую другую классификацию треугольников мы с вами знаем? -Как можно построить равнобедренный треугольник, используя линейку и циркуль? Строит равнобедренный треугольник на доске. - Чему равна сумма углов треугольника? Проверим это, используя конструктор. | Выполняют задания учителя, построения в тетради, записывают обозначение треугольника, дают определение. Дают классификацию треугольников по углам, сторонам, записывают в тетради. Работают с конструкторами, находят площадь прямоугольного треугольника, пользуясь формулой площади прямоугольника. Выдвигают гипотезы построения треугольника с помощью циркуля и линейки без шкалы. Построение выполняют с помощью учителя. Работа по вариантам, каждый учащийся выбирает произвольный треугольник, строит в тетрадях развернутый угол, делают выводы, используя градусную меру развернутого угла. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы. Коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других. |
6. Физкультминутка | Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, Прямо встань. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустить, всем улыбки подарить. | Выполняют упражнения | |
7. Обобщение и систематизация знаний | Предлагает построить равносторонний треугольник самостоятельно. Корректирует процесс построения, контролирует выполнение задания, помогая учащимся, работающим на местах ( № 448 учебника) - Где встречаются треугольники в нашей жизни? ( слайдовая презентация, приготовленная ребятами, текст см. приложения 2) | Один ученик работает у доски, комментируя процесс построения треугольника, остальные работают в тетрадях. Самопроверка - меняются тетрадями, проверяют построение. Просмотр слайдовой презентации, комментирование. | Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы, Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Коммуникативные УУД: умение работать парой, слушать других, контроль, коррекция, оценка действий партнера; |
8. Рефлексия | Предлагает ответить на вопросы: Сегодня на уроке нового я узнал … Было интересно …. Было труднее всего ... Я понял, что ... Я научился … Теперь я самостоятельно могу … Меня удивило то, что … Я приобрел … | Ответы Учащиеся оценивают полученные ими знания на уроке детей. | Коммуникативные УУД: владение монологической речью. Регулятивные УУД: соотнести цели и результаты своей деятельности на уроке |
9.Информация о домашнем задании. | Дает домашнее задание | Запись в дневнике |
Приложение 1
Вы должны угадать, о чем идет речь в этом стихотворении.
Я невидимка. В этом суть моя,
Коль веришь ты, что существую я.
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала,
Но всё собрание могу уверить,
Что в геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.
Учитель. О чем идет речь? (ответ-точка)
А я - фигура, вам я, Шар, родня.
Произошли вы от меня
При помощи вращенья.
Внутри меня есть точка не простая.
Зовется Центром он,
От точек всех он равноудален.
Часть плоскости я заключаю в круг.
Учитель. О чем сейчас я говорила? (ответ-окружность)
В каких же отношеньях я с Прямой?
Смотря с какой?
Ну, если, например, со мной
Прямая в точках двух пересечется?
Внутри меня ее отрезок КАК зовется? (ответ-хорда)
Чем ближе к центру, тем она длинней.
Что будет, если хорда через центр пройдет?
Ее тогда КАК назовут?
(ответ-диаметр)
Учитель. А сколько у меня диаметров?
Ох, много...
А радиус? То - всякая прямая,
Что к центру тянется, его соединяя,
С любой из точек, мне принадлежащих.
Но кто там прячется за вами,
Без головы, с двумя ногами?
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Скажите, кто же это там?
(ответ-угол)
Учитель. Мне это ничего не говорит.
Ведь я - часть плоскости.
Когда встречаются прямые,
Мы будем между ними.
Мы - разные углы.
Я, например, прямой.
Бывают острые, тупые.
Учитель. Перечислить градусные меры углов - острого, прямого, тупого, развернутого; свойства смежных углов, вертикальных углов.
А с какими еще углами мы с вами познакомились на уроках?
Ребята называют развернутый угол, смежные углы, вертикальные углы.
Учитель. И последняя загадка позволит нам определить тему нашего сегодняшнего урока.
Зовусь я …..
Со мной хлопот не оберется школьник.
Ты на меня, ты на него,
На всех на нас смотри
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городке друзья,
Дружнее не сыскать.
Так кто-же я, ответь скорей!
Нас каждый должен знать.
Учитель.
- Итак, ребята, каких фигур прибыло больше всех к нам в гости ?
- Как вы думаете, о какой фигуре мы будем вести более подробный рассказ?
- Конечно , это треугольник, он сегодня герой нашего урока.
Запишем тему нашего урока (число, классная работа, тему урока)
- Цели нашей сегодняшней встречи:
1. Вспомнить какие бывают треугольники.
2. Выяснить где в жизни встречаются треугольники.
Итак, отправляемся в страну треугольников.
1.Жили-были три подружки в разных домиках своих.
Три весёлых хохотушки, точками все звали их.
2.Между этими домами реки длинные текли,
Точки очень не хотели ножки промочить свои.
3. И тогда они решили между домиками взять
Сделать мостики большие, чтобы в гости прибегать.
Мост с мостом соединился, треугольник получился.
Построим произвольный треугольник, введем обозначение треугольника. АВС. Вершины-А,В,С. Углы А,В,С стороны АВ, ВС, АС. Заметим, что треугольником называют как линию, составленную из отрезков, так и эту линию с частью плоскости внутри этой линии.
(на доске оформляется построение)
Учитель.
1.Попарно три прямых ,пересекаясь, мне к трём углам дают три стороны.
По-разному всегда я называюсь, когда углы иль стороны даны.
2.Если остры углы - и я остроуголен.
3.С одним тупым углом – и я тупоуголен.
4. Острых два, а третий прям- прямоугольным зваться буду.
Учитель: -Как называются треугольники, по отношению к углам?
- Найдите в конструкторах остроугольные треугольники и докажите , что они ими являются. Что вам в этом поможет? (ответы ребят)
Записываем в тетрадь классификацию треугольников по углам
Учитель. Оказывается, треугольники классифицируют не только по углам, есть классификация треугольников по сторонам
Как вы думаете, как различить треугольники по сторонам?
1. По сторонам бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
2.Когда все разные даны- то я зовусь разносторонним.
3. И если, наконец, равны две стороны, то равнобедренным я величаюсь.
Учитель. Запишем классификацию треугольников по сторонам-равнобедренный, равносторонний, разносторонний (записываются определения).
Ребята, как вы думаете, как можно построить равнобедренный треугольник, если даны длины 2 сторон треугольника?
учащимся предлагается у доски построить равнобедренный треугольник по 2 заданным сторонам. Учащиеся подводятся к идее построения с помощью линейки без шкалы и циркуля.
Приложение 2 ( Текст к слайдовой презентации)
1.Треугольник в науке.
Прочитайте, как дают определение треугольника в энциклопедии.
Треуго́льник — это часть плоскости, ограниченная тремя точками, не лежащих на одной прямой, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а прямолинейные отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла.
2. Треугольник в архитектуре.
Самая большая египетская пирамида (гробница египетского царя- фараона) - это пирамида Хеопса, ее высота- 146 метров. Она, как и все пирамиды, состоит из треугольников.
Пирамида Цестия – самая старейшая в Европе. Находится в Италии, в городе Риме. Построена из бетона. Высота 36 метров, ширина 30.
Треугольная фигура используется при строительстве для создания крыш, шпилей.
3.Треугольник в природе.
"Бермудский треугольник" – получил дурную славу. Этот треугольник находится в Атлантическом океане. В этом треугольнике часто совершенно бесследно исчезают суда и самолёты.
Рыбы скалярии тоже имеют трёхугольный вид, это самая распространённая рыбка в аквариуме. Родина скалярий - Южная Америка. Родовое название этой рыбки переводится как крылатый лист. На западе её называют рыбка-ангел. Срок жизни в аквариуме около 10 лет.
4.Треугольник в дорожном движении и не только.
Предупреждающие знаки в дорожном движении имеют треугольную форму.Эти знаки «говорят» о приближении опасного участка дороги.
Треугольную форму имеют знаки, которые предупреждают о ядовитости веществ.
5.Треугольник в астрономии.
Треугольник-(лат. Triangulum). Так называется Созвездие Северного полушария неба. Наилучшие условия для наблюдений - в октябре, видно на всей территории России.
6.Треугольник в музыке и искусстве.
Треугольник - ударный музыкальный инструмент: стальной прут , согнутый в виде треугольника . Треугольник подвешивают и ударяют по нему металлическим стерженьком. Звук инструмента яркий, звенящий. Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях.
Художники используют треугольники для удобства рисования. Примеры использования разбиения на треугольники можно наблюдать в работах Леонардо да Винчи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, Прямо встань. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустить, всем улыбки подарить .
Треугольник в науке Прочитайте , как дают определение треугольника в энциклопедии. Треуго́льник — это часть плоскости, ограниченная тремя точками, не лежащих на одной прямой, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а прямолинейные отрезки — сторонами треугольника.
Треугольник в архитектуре
Треугольник в природе
Треугольник в природе
Треугольник в астрономии Треугольник — небольшое и красивое созвездие северного полушария неба, содержит примерно двадцать звёзд ярче 6m звездной величины. Для невооруженного глаза оно видно как прямоугольный треугольник, расположенный под Андромедой. Только одна звезда — а Треугольника — имеет собственное имя — Металлах, что по-арабски означает «вершина треугольника». Самой яркой звездой является 3 Треугольника.
Треугольник в дорожном движении и не только.
Треугольник в музыке и искусстве
Рефлексия Ребята, ответьте на вопросы. Сегодня на уроке нового я узнал … Было интересно …. Было труднее всего ... Я знал плохо, а теперь разобрался лучше ... Я выполнил задание … Я понял, что ... Мне понравилось на сегодняшнем уроке … Я научился … Теперь я самостоятельно могу … Меня удивило то, что … Я приобрел … Урок дал мне ...
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии по теме «Виды треугольников. Медианы, высоты, биссектрисы треугольника»
Урок геометрии по теме «Виды треугольников. Медианы, высоты, биссектрисы треугольника» целесообразно проводить в 7 классе при изучении темы «Равенство треугольников» (по учебнику «Геометри...
открытый урок по математике "Угол. Виды углов"
Первый вводный урок по математике 5 класса. обучение построению углов с помощьо линейки. Вводится понятие прямого, развёрнутого, острого и тупого углов. Учатся записывать и обозначать углы....
Конспект урока по математике "Решение косоугольных треугольников"для 9-х классов
Цели урока:- актуализировать умения учащихся решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов, расширить теоретическую базу учащихся;- способствовать формированию ключевых, межпредметных и осн...
Конспект урока по математике "Решение косоугольных треугольников"для 9-х классов
Цели урока:- актуализировать умения учащихся решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов, расширить теоретическую базу учащихся;- способствовать формированию ключевых, межпредметных и осн...
Урок по математике 5 класс.Треугольники.
Урок по теме: Треугольники.Повторение изученного материала: окружность , плоскость, отрезок, углы, хорда, диаметр, радиус.Изучение нового материала: понятие о треугольнике, его вида, и классифик...
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...
Технологическая карта и презентация урока по математике «Свойство углов треугольника»
Класс: 5Тема: Свойство углов треугольникаТип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: Вывести совместно с учащимися основное свойство углов треугольника и научить решать задачи с его испо...